Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-05-07 19:46:48
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
13ый
Авель
Каин,
наша земля не приносит плодов,
словно порох, бежит из ладони,
предчувствуя кровь.
Мне страшно дышать,
мучительно помнить,
отравлены мысли и речь,
а ты носишь серьги в ушах
и волосы ниже плеч.
Брат. Ты не любишь меня,
как постылых отец разлюбил матерей
наших, стоивших рая.
- Каин.
- Да, брат.
- Вот камень. Вот мой зытылок.
Бей.


В ответ на отзыв:
Виссарион Григорьев
<без названия>
___ Библейские мотивы, они всегда актуальны.
___ Попробую углубиться в семантическое поле этого текста, которое представляется мне свежевспаханной знаковой целиной.
___ Хотелось бы узнать, как сам автор трактует свое произведение, но пока он молчит, как и на первом стихотворении, появившемся на нашем сайте. Попробую создать собственную версию прочтения.
___
___ Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории человечества убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание). Не буду повторять прописные истины и пересказывать этот эпизод из 4 главы Бытия. Только напомню, что именно здесь впервые появился Грех, к тому же не просто Грех, а Братоубийство. Брат поднял руку на брата.
___ Автор переосмыслил эту историю и, сделав собственные логические и философские выкладки, рискнул донести до читателя свое видение Греха.
___
___ Авель нутром чуял нелюбовь брата, он сам подвел его к этому братоубийственному шагу и сам вложил ему в руке оружие - камень. Камень - символ духовной твердости, непробиваемости. Самого Христа порой именовали "живой Камень". Петром, т. е. камнем, нарек Иисус апостола Самсона. При усложнении семиотики трактовался в качестве первоосновы мироздания. Заметьте, этой первоосновой мироздания в последствии толпа побивала неугодных ей личностей.
___ Подозреваю, правда, что Павел просто, на самом деле, запамятовал историю, потому и додумал ее на свой вкус. Но...
___ Волосы ниже плеч и серьги в ушах действительно противопоставляются здесь невыносимости бытия не к месту. Разве что, Авель таким образом пытается сказать брату, что тот легкомысленно относится к жизни, что ему плевать на все и всех, а заодно он стал женоподобен в своем поведении, отрастив девичьи косы. С другой стороны, в Ветхозаветную эпоху длинные волосы были в моде.
___ Серьги же вызывают некоторое удивление, ибо :
___ Серьги (Быт. XXXV, 4, Исх. XXXII, 2 и др.). на Востоке издревле были в употреблении у жен и детей обоего пола. Неизвестно, носили ли у евреев серьги и мужчины: прямо говорится лишь о женах и детях (Исх. XXVII, 2), упоминается впрочем и о мужах (Исх. XXXV, 22), но весьма вероятно, что серьги у евреев постоянно служили украшением более для женщин, чем для мужчин (Иуд. X, 4). У мадианитян и измаильтян носили их и мужчины (Суд. VIII, 24-26). Часто серьги служили вместо талисманов (Быт. XXXV, 4).
___ Так что, то ли Павел хотел продолжить тему женственности/детской непосредственности Каина, то ли пытался сообщить, что эти амулеты застят герою взор, и он слишком надеется на обереги.
___
___ Зато падшие матери являются явной комической ошибкой. Конечно, здесь мы имеем намек на Лилит, о которой так любят говорить любители демонизма, готической культуры и многие другие. Да, по некоторым источникам этот персонаж упоминался в Библии, но к рождению Каина и Авеля оная дама не имела никакого отношения. Наоборот, в ее обязанности входило строить впоследствии козни младенцам, а сама она стала матерью демонов.
___
___
___ "Ты не любишь меня,
___ как постылых отец разлюбил матерей
___ наших, стоивших рая."
___
___ Эти строки улыбают.
___
___ Сравнивать любовь отца к матери с братской любовью неосторожный ход, особенно, вкупе с упоминаниями о длинных волосах и серьгах. К тому же, получается, что Ева стоит рая, по сути бесценна, хотя явно имеется в виду обратное ( Лилит упоминать не буду, она сама сбежала из Эдема, переругавшись в Адамом). Или же это специальный оборот речи, призванный перевернуть стереотипные восприятия данного библейского эпизода?
___
___ А вот концовка...Каин молча, бесстрастно взирал на брата, протягивающего ему камень. Не зря в будущем в Авеле видели прообраз Христа, ведь это был первый великомученник. Если Иисус сам взошел на Голгофу, то этот лично протягивал убийце орудие для убийства, читая его мысли, испытывая судьбу.
___ К тому же, концовка стихотворения несколько отдает философскими, насмешливыми и мудрыми аллюзиями на Шинкарева, она вполне в духе Максима и Федора, умеющих говорить просто о сложном.
___
___ * * *
___
___ { "Воистину в яд превратил я кровь свою - и даю вам: вот, пейте, а ты хочешь дать мне таблетку аспирина?
___
___ Я тот, кто приуготовляет путь Жнецу. Умирать учу тебя, и удобрить почву для пришедших после Жнеца - а не умереть, как слякоть всякая, под серпом.
___
___ Отравленное вино лакали твои отец и мать под грохот маршей - и первый твой крик, когда ты вышел из чрева матери - был криком похмельного человека.
___
___ Вот ты ропщешь на Господа - зачем Он не отодвинет крышку гроба, в котором ты живешь?
___
___ Но не горше ли тебе станет - ведь ты и тогда не сможешь подняться, похмельный.
___
___ Ты добр и задумчив - ибо немощен и пьян. О, хоть добродетелью не называешь этого!
___
___ Знаешь, что делают с деревом, не приносящем плодов? До семижды семидесяти раз окопает его Добрый Садовник.
___
___ Но что, скажи, делать с сухим деревом?
___
___ Обойдет ли Жнец вас? Движение жизни для вас - верчение одного и того же круга: БЛЕВОТИНА РАСКАЯНИЯ ОТ ВИНА БЛУДОДЕЯНИЯ.
___
___ И что вино блудодеяния! - любой яд уже пища для вас; боюсь, что опоздал со своим чистым ядом за вашей эволюцией.
___
___ И вы еще лучшие из этой слякоти!}
___
___
___
___
___
___ Так чем же все закончилось? Здесь перед нами открытый конец...
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___


Отзыв:


снимаю шляпу, Виссарион
прочел с интересом
позволю буквально пару предложений
так сказать, мыслей на полях,
возникших по ходу чтения сего трактата

мне здесь видятся не только попытки переосмыслить историю (библейскую),
но и проиграть (прокрутить) ее в условиях современности:
если жертва Авеля была слепым роком судьбы,
то жертва Иисуса уже явилась осмысленным шагом -- само-пожертвованием
после шага сего любая жертва имеет смысл,
только будучи сознательным выбором
сравните, какое изменение претерпели законы Божьи в Новом Завете
сегодня жертва Авеля была бы не более чем досадной случайностью...

возможно, отсюда и длинноволосость и серьги
/как характерная черта наших дней/

в сравнении же братской любви и любви отца к матери тоже не вижу ничего криминального:
и там, и там узы кровного родства,
которое сильнее прочего должно служить
гарантом прочности человеческих отношений... ан нет
то есть я хочу сказать, что данный текст у меня считывается как переложение,
и не воспринимается непременной калькой с библейского оригинала
как следствие, ни волосы, ни жены не вызывают удивления или отторжения

из минусов, пожалуй, отметил бы
некоторую техническую рыхлость текста ближе к концу
сложновато читается
а в целом, очень даже недурственно=)


раздел:
0
прочтений:
687


Отзывы на этот отзыв:
►►►2009-05-25 20:48:11 Виссарион Григорьев
aa
Рыхлость текста и угловатость в построение фраз присутствует, несомненно. Правда, быть может так автор представляет себе стилизацию под библейские стихи. Но, уважаемый Тиль, с осовремениванием не согласен. Павел, скорее всего, пытался выразить что-то наболевшее, свое переосмысление этой истории. Хипповая длинноволосость сейчас не яркая примета времени, никого не удивишь такой прической. А мужчины все-таки носят по одной серьге в ухе, или же по нескольку, но опять-таки - в одном. Дань времени:)
Возможно. здесь нашло отражение того мифы, по которому первый человек уродился в Африке, ведь африканская культура славится побрякушками-оберегами. [...]

►►►►2009-05-25 21:03:21 Тиль
aa
Жертвенность Иисуса и слепой рок в данной истории? Но автор как раз пытается нам, хоть и пунктиром. показать обратное!(с)

ну и я вроде бы о том же - об обратном ;)
в переложении Павла Авель _сам_ жертвует собой во имя чего-то большего
как в свое время поступил Иисус, но еще не мог поступить _ветхозаветный_ Авель

а вообще, было бы интересно услышать автора (!)
[...]

►►►►►2009-05-25 21:19:34 Виссарион Григорьев
aa
Боюсь, автор предпочтет нас проигнорировать, как он поступил ранее. Жаль. Я никогда не понимал тех, кто отвечает исключительно на похвалы. Или же вообще не отвечает, считая себя столь великим поэтом, что остальные могут даже его дыханию умиляться, а стихи распродавать по буквам:))

►►►►►►2009-05-26 11:24:37 13ый
aa
Виссарион, уверяю Вас, что к легиону "великих поэтов" не отношусь. Ежедневно колю себя воображаемым пером во все мягкие места в наказание за скудность образов и общую корявость изложения)))

►►►►►►►2009-05-26 11:40:34 Виссарион Григорьев
aa
Павел, ну, если вы способны применять к себе столь жесткие меры пресечения, то вы попали по назначению:))
Отныне мы, небесные пииты, обязуемся избавить вас от необходимости прибегать к самоистязанию, и окажем вам всяческую помощь на пути поэтического становления.

А без шуток, хорошо, что подали голос. Надеюсь, примите участие в обсуждении вашего стихотворения. Действительно интересно, что именно подвигло вас к его написанию и какие именно образы бродили в вашей голове в момент его появления на свет.
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.