Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-28 19:51:22
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Всеволод [Des] Иванов
критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).

Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.

===========

Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.


В ответ на отзыв:
Всеволод [Des] Иванов
<без названия>
1. "Ведь сколько разъяренному мамонту молитв не бубни, все равно порвет в клочья" - однако человеку с самых древнейших времён свойственно не только знать, но и верить. Причём иногда в нелепейшие с точки зрения рацио вещи, абсолютно не согласующиеся с непосредственно наблюдаемыми фактами. Очень странное человеческое свойство - завывать с бубном над костром, долбя в стену с нарисованным мамонтом, вместо того чтобы обсуждать тактику загона бродящего по саванне (или где там они бродили) волосатого слона в яму.
Что самое забавное, подобные "несуразные" действия зачастую *в конечном итоге* оказывались эффективными - когда в "локальном масштабе времени" ("заведенные" до состояния берсерковского транса волосатые мужики мамонта забивали не мытьём так катаньем), когда в историческом (в конце концов, видимо, именно из "рисованных мамонтов" в дальнейшем появилось не только изобразительное искусство, но и письменность)
2. Да, конечно.
3. Ну да, эта наука называется "демагогия" :)

"эти фишки неплохо бы упаковывать в привлекательную обертку стиха, чтобы читателю захотелось проникнуть в самую суть, а не отбросить с зевотой, как учебник, одобренный министерством образования." - так ведь что одному - "обёртка", то другому - лист из учебника, причём скучнейшего. А третий ни "обёртки", ни "содержимого" вообще не увидит. Вкус - это ведь не только "набор критериев" (сформулированных или смутных), это ещё и - сама возможность *воспринимать* что-либо.
Образование само по себе к этому, IMHO, вообще не имеет прямого отношения. Можно понимать его как "сумму знаний", "базу" (классическое толкование), можно - как "умение встречать жизненные ситуации" (Эмерсон), можно - как "ту часть знаний, которая уже вошла в подсознание и мыслительные/душевные автоматизмы" (близкое моему понимание) - в любом случае, оно может и расширить возможность вИдения-слышания-восприятия, и ограничить оную.
"Я лично не сторонник теории, что читатель должен с утроенным вниманием изучать все стихи" - естессно. *Изучать* стихи вообще нужно скорее филологу, специалисту по поэтике или поэту, нежели просто читателю. "Кому это интересно, кроме специалистов?" :) (с) :)
Читателю - или "легло", или нет, или "цепляет", или нет... в зависимости от вкуса его, опять-таки.
И мнение своё каждый, разумеется, имеет право высказать. Из этих мнений, в конечном итоге, и складывается - что в данном сообществе считается искусством, что - нет, "что такое хорошо и что такое плохо", и вкус формируется уже не личный, но общественный, тот самый, который через поколение-другое станет составной частью личного вкуса для многих и многих - детей-то воспитывают члены [со]общества, а не так просто отдельно взятые индивидуумы, они же и решают, что читать-рекомендовать своим деткам, что - нет...
Ну и т.д. Я знаю, что всё сложнее, конечно. :) :)

Но есть одна позиция, которая вызывает у меня острое неприятие - это возмущённое "я не понимаю, как ЭТО может считаться чем-то хорошим!" - и брызганье слюнями с воплями и причитаниями. Всегда хочется сказать (иногда так и говорю :) ) - ну приступайте непосредственно к процессу *понимания*, что ли...

Разумеется, это не Вам, это вообще :) Нас с Вами ждёт-таки продолжение беседы об эмоциональности.

Между прочим, исходный пост как раз и позволяет относиться спокойно и с пониманием к фактам популярности [в тех или иных - широких или, наоборот, узких - кругах] произведений, "явно" (по мнению читателя/зрителя) того не заслуживающим. Непонимание, неприятие, ..., ... , и даже - внутренний протест против отнесения чего-либо к искусству - нормальные, естественные явления, так же необходимые в механизмах развития искусства, как и все прочие. Вопрос только в том, как и в чём это неприятие выражается, к чему приводит, для чего используется энергия этой сильной... эмоции :):)



Отзыв:


1. Человек не был бы человеком, если бы отличался завидной предсказуемость и логикой во всех поступках и мыслях. Только вы не учли, что в те древние времена рацио еще не существовало в нашем понимании, более того, даже язычество не успело набрать обороты. Да и что взять с наших пращуров, если и в наши дни для многих рацио не является законом, и они предпочитают парить на крыльях собственного воображения и павлиньи пушить хвосты.
Не нам судить о мироощущении того самого наскального живописца, специалиста по мамонтам.
И пусть при виде обыкновенной спички он бы пришел в благоговейный трепет, пал ниц и излупил бы челом пол пещеры, зато вид мамонта, как и другой дичи, помимо боевого азарта пробуждал в нем аппетит, чего не скажешь о современном человеке. Подозреваю, что завидев сейчас в безлюдной местности обозленного мамонта, и вы и я, вместо того чтобы вступить в бой, тут же стали бы искать стену, куда можно было бы подолбить, призывая на подмогу духи природы. Более того, если древний человек, оказавшись в современных условиях, при наличии наставника, разумеется, со временем освоился бы с новшествами прогресса и перестал бы шарахаться загнанным зайцем при виде телефона, телевизора, машин и прочих изобретений, то наш с вами современник не протянул бы в пещерных условиях и недели, покрывшись паршой, блохами, ранами и аллергией на плохо обработанную пищу.


Понимание поэзии безусловно, сугубо личное. Только не стоит впадать в крайности. Любое семантическое поле, а поэзия таковым и является, имеет свой ключ к разгадке. Просто некоторые авторы слишком увлекаются своими личным переживанием и зашифровывают его на тайном птичьем языке, понятном исключительно им. Так заложено природой, что каждый человек наделен способностью создавать свой ассоциативный ряд, а некоторые, скажем, поэты, даже стремятся разделить его с другими.
Читатель же, естественно, более менее образованный и способный к восприятию поэзии, оценивает и содержание и форму, поэзия не жаркое по-домашнему, которое может быть на вид непрезентабельно, а на вкус божественно:))

Собственно, критика, как и познание алгебры поэтической гармонии, занятия увлекательные. Не менее занимательно выискивать и дешифровать авторские перлы и галлюцинации. Так что, у каждой палки два конца:))


раздел:
0
прочтений:
1106


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►►►►2009-05-20 09:47:16 Всеволод [Des] Иванов
aa ч.т.д. :)
"И пусть при виде обыкновенной спички он бы пришел в благоговейный трепет, пал ниц и излупил бы челом пол пещеры, зато вид мамонта, как и другой дичи, помимо боевого азарта пробуждал в нем аппетит, чего не скажешь о современном человеке" - ага, ага... т.е. на форму и содержание произведения искусства (или даже - стиля, жанра, эпохи в искусстве...) оказывает влияние *отношение* к объекту или явлению (которое только и может меняться в зависимости от культурного развития / контекста), а не сам объект. Вообще-то - ч. т.д. :) , поскольку эмоциональность - это и есть первичное выражение *отношения* индивидуума к объекту, явлению или, напр., миру в целом и человеку в этом мире - в [...]

►►►►►►►►►2009-05-21 06:54:39 Виссарион Григорьев
aa
Возвращаясь к нашим пращурам, чтобы им земля была пухом:)) Горящая спичка или телевизор для них будут не столько искусством, сколько мастерством, чудом. В нашем стереотипном понятии под искусством мы понимаем литературу, живопись, скульптуру, музыку - искусства изящные.
Ведь никому из нас не придет в голову пособие по очищению организма от паразитов обозвать искусством. Но это не значит, что сей псевдолечебный труд не является шедевром в своем роде. И приготовление клистира в умелых руках может считаться искусством.

{1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые [...]

►►►►►►►►►►2009-05-21 17:47:08 Всеволод [Des] Иванов
aa
Виссарион, я думаю, тема созрела для того, чтобы отделить то, о чем мы говорим и хотим говорить, от остального. Иначе мы рискуем уйти в исследование психологических особенностей волосатых слонов в процессе близкого знакомства с углом первобытной табуретки... что увлекательно, но - не наш метод, IMHO :)

Я вижу три направления разговора, в каждом из которых стоит, думаю, для начала определить и уточнить понятия и термины:
I. Определение искусства. Есть только два способа определить это понятие: или постулировать (что естественно, [...]

►►►►►►►►►►►2009-05-21 21:29:46 Виссарион Григорьев
aa
Ну-с, коли вам так наскучило изучать возможное житие первого художника, предтечи всех гениев, если угодно, а так же приелась наша краеугольная табуретка, как тут верно замечали, этот самопальный постамент некоторых пиитов, который они словно панцирь, таскают за собой...
Хотя, зря, мне так весьма интересно было проследить как сложилась судьба у товарища скаломаза и когда вымерли последние мамонты.
Я полагаю, что неплохо бы это вашу виви...трисекцию, оформить отдельным обсуждением и выпустить в народ, вдруг найдутся желающие поддержать нашу беседу:)
[...]

►►►►►►►►►►►►2009-05-21 22:17:01 Всеволод [Des] Иванов
aa
Т.е. прояснить ваше понимание перечисленных терминов - низачто-никогда-небуду, да? :) Эх... "хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам"? :) - лаааадно... (засучивая рукава) - в ближайшее время попробуем...

__
"Общечеловеческий набор ценностей, которые принято именовать классикой" - но который [набор] постоянно подвергается (или - подвергался до наступления эпохи постмодерна - первой и единственной в культуре, поставившей "плюрализм" в собственное основание, правда, в весьма своеобразном выражении) атакам "молодой шпаны", желающей [...]

►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 07:10:35 Виссарион Григорьев
aa
Спасибо за ссылочку, конечно, только мы эту нудятину читывали еще в далекие студенческие годы.
Полезное чтиво, но скучное. Гораздо живее в этом плане Люсьен Леви-Брюль "Первобытный менталитет".

"Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное духовной жизни первобытных обществ, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными во всех уголках мира почти за три столетия."
[...]

►►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 20:36:08 Всеволод [Des] Иванов
aa
Кто ж перекладывает? Я рад, что вы ознакомлены уже, хотя и, как я понял равно из вашего последнего комментария и предыдущих ваших экзерсисов на тему возникновения искусства в рождающемся под радостное (или не очень - кто их знает) трубление волосатых слонов - достаточно давно, с этим на мой вкус увлекательнейшим чтивом. Однако перекладывать что-либо на чужие плечи, даже и атлантовы - опять-таки не наш метод :), и сия ссылка была дана исключительно как необходимый фундамент, или, тсказать, элементарная база для рассуждений о зарождении культуры (кстати, не о *менталитете*, а об искусстве и культуре именно), а также и просто для получения желающими удовольствия от [...]

►►►►►►►►►►►►►►►2009-05-24 08:36:38 Виссарион Григорьев
aa
Друг мой, неужели вы подумали, что мои экзерсисы в мифомании на тему древних настенных живописцев и мамонтов являются моими личными научными изысканиями, собранными из желтовато-ширпотребной научно-популярной литературы?:) Если мне доведется выступать где-нибудь с лекцией на тему зарождения искусства, я буду серьезен по самое не могу, даже не побрезгую одеть костюм и галстук-бабочку.
А Леви-Брюля очень вам рекомендую, весьма достойная звезда на небосклоне науки:)

Не вижу смысла спорить на тему зарождения искусства, [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.