Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-28 23:59:17
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Всеволод [Des] Иванов
критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).

Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.

===========

Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.


В ответ на отзыв:
Всеволод [Des] Иванов
<без названия>
Виссарион, я думаю, тема созрела для того, чтобы отделить то, о чем мы говорим и хотим говорить, от остального. Иначе мы рискуем уйти в исследование психологических особенностей волосатых слонов в процессе близкого знакомства с углом первобытной табуретки... что увлекательно, но - не наш метод, IMHO :)

Я вижу три направления разговора, в каждом из которых стоит, думаю, для начала определить и уточнить понятия и термины:
I. Определение искусства. Есть только два способа определить это понятие: или постулировать (что естественно, но вряд ли устроит), или задать критерии отнесения чего-л. к искусству (т.н. "функциональное определение"). Последнее может быть "позитивным" ("можно утверждать, что то-то и то-то относится к искусству по таким-то и таким-то признакам") либо "негативным" (апофатическим) - "то-то и то-то к искусству не относится по таким-то и таким-то признакам, всё остальное - искусство).
Сюда же отнесем разделение на искусство в собственном смысле слова и искусство в переносных смыслах (последнее понятие смыкается с прикладным искусством, но не тождественно ему). Нас интересует искусство в собственном смысле - так?

Именно в этом моменте - в определении произведения искусства как объекта, основная функция которого - хранить и передавать эмоциональное состояние - наше основное расхождение, насколько я понял. Поэтому стоит заняться также и пунКЪтоЙ за нумером

II. Понятие "эмоции", "эмоциональности" - это потребует экскурса в психологию личности и психологию восприятия, но, видимо, без как мин. уточнений терминов нам не ообойтись. "Спор о терминах" - бесполезнейший, IMHO, вид дискуссии, а у нас, похоже, совершенно разные определения понятий "эмоция", "эмоциональная сфера", "переживание" и т.п.
Вообще-то нам потребуются (могут потребоваться) ещё определения понятий "разум", "мысль", ..., ... - каковые еще ни наукой, ни искусством однозначно не даны. Но хотя бы для нашего в разговоре внутреннего употребления - было б не худо, IMHO.

III. Психология творчества - как в момент создания произведения, так и после его публикации. Честно говоря, эта обширная тема меня не привлекает особенно в рамках текущей дискуссии, поскольку потребует плотного влезания и в области психологии личности, и в области социальной психологии, к тому же в некоторых случаях - в области спорные. Но, если интересно, - можно попробовать, опять же, уточнив термины.

Если вас устраивает такая трисекция темы :) - то с удовольствием продолжу, начав с уточнения терминологии, в особенности по части эмоциональности, чего и от вас ожидаю в таком замечательном случае :)


Отзыв:


Ну-с, коли вам так наскучило изучать возможное житие первого художника, предтечи всех гениев, если угодно, а так же приелась наша краеугольная табуретка, как тут верно замечали, этот самопальный постамент некоторых пиитов, который они словно панцирь, таскают за собой...
Хотя, зря, мне так весьма интересно было проследить как сложилась судьба у товарища скаломаза и когда вымерли последние мамонты.
Я полагаю, что неплохо бы это вашу виви...трисекцию, оформить отдельным обсуждением и выпустить в народ, вдруг найдутся желающие поддержать нашу беседу:)

Не думаю, что стоит охватывать все указанные вами пункты. К примеру, и так ясно, что искусство в общепринятом понятии, определяется для каждого согласно его уровню развития и воспитания.
Плюс имеется общечеловеческий набор ценностей, которые принято именовать классикой. Разве обозначит его в данном случае сугубо личными критериями.

Сама по себе беседа грозит быть занимательной...


раздел:
0
прочтений:
1132


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►►►►►►►►2009-05-21 22:17:01 Всеволод [Des] Иванов
aa
Т.е. прояснить ваше понимание перечисленных терминов - низачто-никогда-небуду, да? :) Эх... "хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам"? :) - лаааадно... (засучивая рукава) - в ближайшее время попробуем...

__
"Общечеловеческий набор ценностей, которые принято именовать классикой" - но который [набор] постоянно подвергается (или - подвергался до наступления эпохи постмодерна - первой и единственной в культуре, поставившей "плюрализм" в собственное основание, правда, в весьма своеобразном выражении) атакам "молодой шпаны", желающей [...]

►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 07:10:35 Виссарион Григорьев
aa
Спасибо за ссылочку, конечно, только мы эту нудятину читывали еще в далекие студенческие годы.
Полезное чтиво, но скучное. Гораздо живее в этом плане Люсьен Леви-Брюль "Первобытный менталитет".

"Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное духовной жизни первобытных обществ, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными во всех уголках мира почти за три столетия."
[...]

►►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 20:36:08 Всеволод [Des] Иванов
aa
Кто ж перекладывает? Я рад, что вы ознакомлены уже, хотя и, как я понял равно из вашего последнего комментария и предыдущих ваших экзерсисов на тему возникновения искусства в рождающемся под радостное (или не очень - кто их знает) трубление волосатых слонов - достаточно давно, с этим на мой вкус увлекательнейшим чтивом. Однако перекладывать что-либо на чужие плечи, даже и атлантовы - опять-таки не наш метод :), и сия ссылка была дана исключительно как необходимый фундамент, или, тсказать, элементарная база для рассуждений о зарождении культуры (кстати, не о *менталитете*, а об искусстве и культуре именно), а также и просто для получения желающими удовольствия от [...]

►►►►►►►►►►►►►►►2009-05-24 08:36:38 Виссарион Григорьев
aa
Друг мой, неужели вы подумали, что мои экзерсисы в мифомании на тему древних настенных живописцев и мамонтов являются моими личными научными изысканиями, собранными из желтовато-ширпотребной научно-популярной литературы?:) Если мне доведется выступать где-нибудь с лекцией на тему зарождения искусства, я буду серьезен по самое не могу, даже не побрезгую одеть костюм и галстук-бабочку.
А Леви-Брюля очень вам рекомендую, весьма достойная звезда на небосклоне науки:)

Не вижу смысла спорить на тему зарождения искусства, [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.