Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-25 12:17:09
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Altera Voce. Вверх по лестнице, ведущей вниз
МИЛЛИОН ЗНАЧЕНИЙ

перепутаны струны твои, музыкант, и рука тяжела...
что играй - не играй - всё как будто не так и не то,
и усталые пальцы, запутавшись в струнах, всё врут..

что играй - не играй, - а игра и глупа, и резка...
что за роль получилась: скрипач, неудачник, Пьеро, -
стать пред тысячью глаз новой маской на зрительский суд

и усталые пальцы по спутанным струнам скользят
и игра не идёт
не идёт...
----

"Подниматься по лестнице следует передом вперед, ибо перемещение
задом наперед либо же боком вызывает значительные трудности"
Кортасар "Инструкция, как правильно подниматься по лестнице"

Первый беглый взгляд.

Это музыкант, скрипач. Музыкант играет, но музыка у него неправильная, хотя возможно, он не знает об этом. Он старается, играет уже давно, у него устали пальцы. И при игре струны его скрипки запутываются все больше и больше. Музыка звучит даже тогда, когда он не играет.

Взгляд более пристальный.

Если вы попытаетесь объяснить, кто такой музыкант, то, скорее всего, скажете: человек, который играет на музыкальном инструменте. Все то, что касается музыки, неизменно лежит в рамках Игры. Здесь надо уточнить, что мы понимаем под «играть»: можно играть музыку, можно играть роль, можно просто играть. А можно рассматривать всю жизнь как Игру. Кстати, сравнение мира с подмостками, где всякому приходится играть свою роль, неизбежно появилось и в этом стихе. Человек является человеком постольку, поскольку он играет, по своей воле он может быть субъектом игры. Извечный парадокс человеческой свободы впечатляюще разрешён именно как феномен игры Йоханом Хейзинга в книге «Homo ludens (Человек играющий)».

В нашем случае Игра-Жизнь не получается, потому что «рука тяжела» и «струны перепутаны». Сначала разберемся с первой причиной. Семантически слово «тяжесть» является синонимом слов «труд, серьезность», и поэтому выражает противоположное игре понятие «не-игру». Хотя понятие игры более «высокого порядка» чем серьезность (ох, какими серьезными могут быть и игра и игроки!) Однако тотальная серьезность может убить любую игру. Легкость придает Игре красоту и гармонию. Тяжесть игру почти всегда разрушает. Действительно, Игра не есть «настоящая» жизнь, она выходит за рамки обыденности, ее течение и смысл заключены в ней самой. Внутри мира Игры существует совершенный и присущий только ему порядок, и этот порядок непреложен. Любое отклонение от него лишает Игру ценности, лишает ее ритма, гармонии и тем самым красоты. Вот мы и подошли плавно ко второй причине неудавшейся игры – к «спутанным струнам», и дошли до конца этого небольшого стиха.

Простой физический факт: высота звуков меняется в зависимости от того, какие струны музыкального инструмента вибрируют. Звуки, взаимодействуя друг с другом, создают или божественную гармонию, или диссонанс. Здесь не стоит понимать слово "диссонанс" слишком буквально, как пища без соли, музыка без диссонансов была бы слишком пресна и скучна. В начале стиха струны названы перепутанными, то есть они стоят в неправильном порядке. И неожиданно возникает новое значение, или новый смысл. Дело в том, что еще со времен древних греков музыкант был общепринятым символом очарования смерти (поющие морские девы, Гамельнский крысолов, арфисты и лирники в народных сказках). Да и вообще музыка всегда рассматривалась, как попытка осуществить контакт с небом, с высшими силами. Поэтому символика струн сходна с символикой лестницы. Выстраивается некая цепочка: струны – лестница – восхождение/спуск в мир иной. Можно ли представить себе лестницу с перепутанными ступеньками. И куда можно прийти по такой лестнице? Нарушен порядок струн, нарушен порядок Игры. Она стала глупой и бессмысленной – а, помните, Игра эквивалентна Жизни. Еще одно качество у нашей музыки – она названа резкой. Сразу приходит на ум словосочетание «резать правду», тем более, что чуть выше пальцы «врали». Вот и последний кусочек смысловой мозаики встал на место. Признайтесь честно, вы способны вынести правду о своей жизни? Я – нет.

Вот то-то...
Вот и Игра не идет.



что это такое?

раздел:
миллион значений
в избранном
у 1 читателя
очень понравилось
1 читателю
прочтений:
1553


Отзывы:
2009-07-14 06:56:35 inki
aa
Таня, ну как всегда..упадая в философско-семантические сети, хочется воскликнуть-блин..такие умные мы тут. Красиво и интересно. Об игре и скрипичных вариациях. Сопоставление струнности с лестницей, да что-то в этом есть.Теория суперструн мировой полисемичности вспомнил. И новое - всё состоит из всего. Почему-то вспомнилась классическая техника настройки гитары , сначала первая струна - под неё остальные, это если не прибегать к новомодным электронным аккустикам-камертонам.
Получается, если первую неправильно - вся игра швах..Хорошо, если на гитаре..а если в жизни. И тут я присоединяюсь честно к тебе - в плане невынесения всей правды о [...]

►►2009-07-16 04:54:34 Mytyl
aa
Спасибо за лестное мнение. Может мы и правда все такие умные тут. Поэтому и правду о своей жизни не выносим :-). От ума только излишнее самоедство обычно и наблюдается. Как говорится, много будешь знать, скоро состаришься.

2009-07-14 07:34:43 Виссарион Григорьев
aa
Играть на скрипке тяжко, для этого требуется абсолютный слух, иначе у окружающих нервы намотаются на уши и они сами предадут скрипку огню, а, возможно, и скрипача:)
Так же требуется слух для того, чтобы почувствовать чужие стихи. И так как вам, дорогая Митиль, это никому не удается. Снимаю шляпу...

►►2009-07-16 04:48:20 Mytyl
aa
Я вам сочувствую, Виссарион. Судя по всему вам в детстве пришлось вынести эту пытку обучения игре на скрипке :-).

2009-07-14 10:00:42 altera voce
aa
И в общем, да, "вся наша жизнь - игра" - как повелось где-то незадолго до этого стхо. Впрочем, носить маски, или менять маски - казалось мне тогда унизительным и "неправильным"...


сложные ощущения от прочтения
как будто голый и вскрытый - на столе - я тех нескольких лет назад - передо мной нынешним, толкающимся среди зрителей за спиной хирурга

Это было что-то вроде разговора с зеркалом... [...]

►►2009-07-16 04:16:42 Mytyl
aa
Ой, вы уж извините, я не предполагала никого резать или вскрывать. Просто попыталась понять, что было написано на самом деле. Есть автор, есть читатель, есть лирический герой - все они разные, и стих видят по разному.
Если это вам помогло по-новому увидеть собственный стих, то я тоже рада.

►►►2009-07-16 20:27:52 altera voce
aa
ммм не то, что бы по новому... я увидел, как, с какой стороны он(о) видится "извне", без фоновых авторских. и это близко, очень близко тому, что чувствуется/вкладывается...
Мне кажется, я немного вас огорчил сравнением, но я не вкладывал в него ничего сколь-либо негативного. Напротив, я поражаюсь, с каким мастерством вы транспонируете, объясняете произведения, находите внутренние взаимосвязи и даже проблемы этих взаимосвязей. Здесь вспоминаешь, насколько каждый текст, даже маленький, - является огромным миром.
Спасибо вам за то, что вы делаете! Это учит.

2009-09-03 05:10:22 inki
aa эврика
Таня!
Я нашёл эту лестницу....
Когда летишь с неё, даже жизнь со всей её правдой очень выносима, потому что смотришь только на перилла))
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.