Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2018-05-22 00:43:07
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Параллельность отражений
(картинки из ассоциативного потока)



Вода смотрела мальчику в глаза,
в ней отражались облака и птицы,
и не было на берегу людей.
На сиротливой отмели песчаной
он сторожил свой белый поплавок
и отвернуться от реки не мог.
Сидел, как зачарованный, под ивой,
худых колен уже не отличая
и онемевших пальцев от песка.
Вокруг него дрожали отраженья:
какой-то мальчик, птицы, облака.
Оцепенев, он смутно вспоминал
себя – еще до своего рожденья,
смотрел на убегающую воду
и радостно ее не понимал…
А за рекою солнце угасало,
в песке блестела мокрая слюда,
блестела банка ржавая с червями –
и нищим светит радость иногда.
Сквозь облака ему светила радость!
И мальчик прятал удочку в песке,
чтоб не засохла и не очерствела.
Бежал домой голодный, налегке.
Вставало солнце – он бежал к реке.
Его насквозь просвистывали птицы,
его рубахой хлопала гроза.
Вода смотрела мальчику в глаза.
Моргали и отряхивали капли
пугливые ресницы камышей.
Из городских развалин, из подвала
его тянуло и тянуло к ней!
Она в глаза смотрела и моргала…


(Игорь Шкляревский, Летописец реки или хроника забытых радостей, весенних бабочек-поденок, страданий местного значения)

***


…а отражение было глубоким. Как колодец. Почему именно – колодец? Потому что отдаленное видится из глубин. А из него, как ни странно, небо и звезды кажутся гораздо ближе, ярче, ясней. Внизу – вода, вверху – небо. Бездонность-вечность с двух сторон, и какая из них важнее – не понять. Обе, наверное, важны. Для Шкляревского, по крайней мере. Он необычайно точно улавливал невидимую связь между земным и высшим, между природным и сверхъестественным. Простой сирота своего времени, выживший и вышедший из лихолетья, находящийся между двумя бездонными вечностями.

Колодец – в нем слова эхом разлетаются в обе стороны. Одной – поглощаются, другой – уносятся. Но там и там в них даже не вслушиваются – скорее всматриваются. Эхо получается чуть-чуть приглушенным, неясным и сдержанным. Для нас. Это оттого, что есть рамки, стены, за которые редко кому удается выйти. Вся жизнь течет в этих рамках, как река в берегах, как значение в слове, как кровь в сосудах. И горе, когда они разрушаются, отдаляются или исчезают совсем. Не то чтобы от этого плохо течению. Нам, нам плохо – человеку, который заключен еще в одни рамки, телесные. И если он за них выходит, то уже не возвращается, становясь эхом. Отзвуком. Отсветом. Отражением. Отображением себя собственного. Образом себе подобного.

А верх и низ тем временем испытующе смотрят друг на друга глазами мальчика, не мешая, не возражая, не вмешиваясь – потому что всему свой черед, всему свое течение и всему свое время. В одну и ту же воду нельзя войти дважды, как нельзя увидеть дважды одно и то же отражение. И мы вот так, как мальчик, потом будем сидеть где-нибудь и пристально всматриваться в свое отражение на воде и смутно вспоминать – себя же до своего рождения. А пока только лишь вода и небо вглядываются в тебя самого, и ты, находясь в парящем состоянии между ними, понимаешь, что всматриваются даже не в тебя – а через тебя друг в друга. И прошлое, и будущее пронзают тело течением времени: с одной стороны – это время, которое прошло через тебя и стало памятью, с другой – время, которому еще предстоит пройти, и оно пока больше похоже на беспамятство.

Удивительное ощущение гипнотичности, в котором ты просто паришь в подвешенном состоянии, но не можешь сдвинуться ни туда, ни обратно, потому что – не дано, потому что – знай свое место, потому что – у каждого сверчка свой шесток и потому что – все само придет с течением времени. Великая вещь – инерция. Именно она является вечным двигателем и вечным движением, которое ни на секунду не перестает быть. И кто сказал, что параллельные не пересекаются? А как же пространство между ними? Оно ведь не полое, поэтому природа и небо, как два параллельных потока, удивительным образом сходятся на человеке, который может проявляться только в трехмерном пространстве и только в физических рамках своего тела. Там главенствует время. Оно отмеряет все – реку, камыши, рыбу, мальчика, песок, который, пройдя через обозначенные ему рамки во времени и пространстве, становится слюдой… И так до бесконечности – ничто не исчезает, а перерождается и принимает новые состояния, переходя из одного параллельного потока в другой.

Сижу на самом краешке земли – бросаю камешки в вечность. Брошу – и слушаю, как отзовется. До-о-о-олго они летят до дна. Не дано мне услышать, как они касаются воды и как переходят в параллельный поток – только с чужих слов понимаю, насколько это таинственно. Со слов таких, как Шкляревский. Ему дано – он все это видел. Глазами неба. И сумел донести до нас. Именно это послесловие длится, длится и длится. Отражением на воде. Эхом над рекой. Шуршанием камыша. Туманом в бесконечности. Нельзя здесь кричать – нельзя потому, что можно нечаянно вспугнуть. Рыбу, мальчика, реку, отражение, себя…



что это такое?

раздел:
миллион значений
в избранном
у 1 читателя
очень понравилось
1 читателю
прочтений:
1052


Отзывы:
2010-03-06 21:11:41 Виссарион Григорьев
aa
Поди еще опиши так свои впечатления, как в холодную воду нырнуть с разбегу. Люблю такие отклики на стихи, они зачастую сами равны тому источнику, что вдохновил на мысли. Спасибо, Лена)

►►2010-03-06 21:21:21 Тихонова
aa
Виссарион, сама очень люблю "слушать" отзвуки на стихи. Здесь, на сайте, с удовольствием их читаю у многих авторов. Много встретила яркого, трепетного и индивидуального. А у Шкляревского я это стихотворение люблю - ну, прям до мурашек по коже.

►►►2010-03-06 21:24:24 Виссарион Григорьев
aa
Я сам не очень хорошо знаком с творчеством Шкляревского, хотя понятие о нем имею. Придется исправить) Когда открываешь для себя нового поэта, это всегда сродни первой брачной ночи))))

►►►►2010-03-06 21:40:27 Тихонова
aa
Да я и сама открыла его случайно, в какой-то старой "Роман-газете". Но хорош, удивительно хорош!


►►►►►2010-03-06 22:31:54 Виссарион Григорьев
aa
А мне из антологии эмигрантской Одарченко приглянулся.Застенчивый сюрреалистичный тип.

2010-03-06 21:18:08 Марго Зингер
aa
О, Шкляревский) Определенно надо заводить раздел, где делиться друг с другом культурными находками. Есть, конечно, раздел Рецензии, но это не совсем то.

►►2010-03-06 21:23:37 Тихонова
aa
Аха, Марго, я и сама только сейчас думала - куда бы точнее разместить.

2010-03-07 12:41:55 silens ago
aa
кричать нельзя нигде..если только от переполненности под мостом. Один крик-одна эмоция. Вода воздух, воздух вода. Кто вперед пришел себя сюда узнать. Вода небо или небо воду.
Старое давнишнее ощущение, вспоминание себя через кого-то. А через меня кто-то вспоминает себя. Спасибо вам за эти строки и слова..Не кричать, даже говорить иногда не хочется, потому что именно в тишине..можно найти то, чего слова еще не коснулись, а может, никогда не коснутся. не потому что нельзя, а потому что оно не для слов.
И получаетя , здесь , в бессилии слов сокрыта очень большая сила. Но, это еще только предстоит понимать [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.