Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2018-05-22 00:32:44
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Первые стихи...
Интересная тема поднималась у нас на сайте. Первые стихи. Я по старческому недомыслию пропустил начало обсуждения, но тема глубоко трогает каждого. Вот и подумалось, что небесполезно для общества, а может, и поучительно, будет прочесть юношеские вирши уважаемых ныне, и присно, и во веки веков…

Начнем, к примеру, с Михаила Евграфовича Салтыкова (захотевшего впоследствии стать Щедриным). Из школьного курса вспоминаются саркастические сказочки уважаемого рязанского и тверского вице-губернатора. А многим ли известны строки, написанные юным лицеистом Мишей в 1841 году:

Два мужа на лире гремели,
Гремели могучей рукой;
К ним звуки от неба слетели
И приняли образ земной.
Один был старик величавый:
Он мощно на лире бряцал.
Венцом немерцающей славы
Поэта мир хладный венчал.

По воспоминаниям современников, бряцающий на лире старик, видимо слетевший с неба в образе звука, – это Гаврила Романович Державин. Не ясно из каких источников молодой Михаил Евграфович почерпнул сведения о прохладном отношении мира к престарелому Державину, но слава все же увенчала знаменитого поэта. Как, впрочем, и самого Салтыкова-Щедрина, приобретшего уважение не только в литературных кругах, но и на поприще государственной службы.

Показательны и юношеские стихи Александра Ивановича Герцена, которые трудно не связать с его будущей судьбой. Юноша написал драматическое произведение в стихах, где слишком часто встречаются благородство и частица «не».

Благодарите, лорды благородные,
Парламентъ и гражданъ. Простите, не
Могу трехъ словъ сказать, – вотъ эти слезы
Отв?томъ будутъ пусть моимъ. Я не
Ораторъ, не умею р?чи говорить,
Но в?ина грудь доступна сильнымъ чувствамъ.

Далее пространно и долго автор останавливается на теме взаимоотношений отцов и детей, что, вероятно, объясняется детскими комплексами Саши, связанными с его происхождением. Тема детского одиночества, сиротских ощущений также явственно прослеживается у Николая Михайловича Карамзина.

Я в бедности на свет родился
И в бедности воспитан был;
Отца в младенчестве лишился
И в свете сиротою жил.

Выросший в усадьбе отца и поступивший по его настоянию в гвардейский полк ( в возрасте 17 лет), Карамзин долго не мог ощутить себя юношей, видимо предпочитая сиротское младенчество. Однако, маленького Колю Бог не оставил, более того, поддержал и наставил на путь истинный:

Но Бог, искусный в песнопеньи,
Меня, сиротку, полюбил;
Явился мне во сновиденьи
И арфу с ласкою вручил;

Открыл за тайну, как струною
С сердцами можно говорить
И томной, жалкою игрою
Всех добрых в жалость приводить.

Всю оставшуюся жизнь Николай Михайлович пользовался дарованным богом, и многие поколения барышень проливали слезы над «Бедной Лизой», а юношей – над «Историей государства Российского». Следует заметить, что Карамзин по молодости очень любил смотреть в небеса, возможно, в надежде на иные божьи милости. А так как Коленька был от природы наблюдательным юношей, то иногда он становился свидетелем довольно редких явлений. Например, он видел не только несущихся куриц, но и наблюдал этот процесс у гусей, да еще перелетных:

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полётом несяся
В горних пределах.

Природными явлениями, а также поведением пернатых интересовались многие известные литераторы. Интересные строки можно прочесть у молодого Константина Сергеевича Аксакова:

Скала наклонилась над бездной морской
И в воды отважно глядится;
На ней, недовольный долин красотой,
Орёл бурнокрылый гнездится.

Вопрос, почему орлу не нравится красота долин, так и остался открытым. Авторские симпатии отданы другому персонажу: скала встает на защиту своих позиций с истинно женской самоотверженностью, не жалея интимных частей тела:

«Бейся, море, со мной, мой старинный злодей:
Высылай своих ратников шумных!
Их напор встречу я твёрдой грудью моей
И назад отобью их, безумных!»

К сожалению, конец стихотворения довольно безрадостен, но все же достаточно патетичен. Женщина выполнила свое предназначение и пала:

Удар был ужасен, и, в пыль раздробясь,
Всё море на воздух взлетело;
На дне его гордо скала улеглась,
Любуясь на славное дело.

Тема воды и камня, бури и ветра присутствует в стихах литераторов разных поколений. Стихи молодого Виктора Астафьева не оставляют равнодушным заинтересованного читателя, особенно силен момент оскопления бури, да и образ сборных удальцов достаточно удачен:

По бору вихри бушевали;
Шумели волны на реке;
Грядами тучи набегали;
Скоплялась буря вдалеке;
Луна лишь изредка являлась,
Сверкнув меж тёмных облаков…
На место сборное примчалась
Ватага сборных удальцов.

Константин Бальмонта решает тему воды и скал с присущим только ему сочетанием грохота и тишины, твердости и нежного упрека. Волны то гремят, то шепчут:

Волна бежит. Волна с волною слита.
Волна с волною слита в одной мечте.
Прильнув к скалам, они гремят сердито.
Они гремят сердито: «Не те! Не те!»

У элегантного Бальмонта все так и кончается элегантно - обманом, с некоторым эротическим привкусом однополой любви:

И в горьком сне волна волне шепнула.
Волна волне шепнула: «В тебе – мечта».
И плещут вновь: «Меня ты обманула!»
«Меня ты обманула. И ты – не та!»

Надо заметить, что стихи Бальмонта подкупают своей искренностью и мудрой эгоцентричностью:

Жизнь проходит, – сказка – нет.
Хорошо мне, – я поэт.

Душен мир, – в душе свежо.
Хорошо мне, хорошо.

Не все литераторы были столь оптимистичны. Бальмонт скорее исключение из правил. Более распространенной и типичной является позиция молодого Максима Горького. Двадцатилетний Алеша Пешков очень переживал, получив отрицательный отзыв Короленко на свою «Песнь старого дуба». Он уничтожил рукопись, но перестать писать стихи не мог. Оставалось уповать на доброту и снисходительность публики.

В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.

Как и молодого Карамзина, бог не оставил милостью Алешу, достигшего больших прозаических высот. Горький не забыл поэтического начала своей карьеры и в 1930-е годы организовал книжную серию «Библиотека поэта». За что ему и спасибо.
Конечно, говоря о первых стихах, нельзя пройти мимо главной темы молодости. Какими только эпитетами не награждали своих любимых юные поэты и писатели; за какими только занятиями не проводили досуг. Алексей Николаевич Толстой предпочитал совмещать приятное с полезным (ходил по ягоды):

Сочной черники кусты;
Ягоды спелые.
К ним наклонилася ты –
Лилия белая.
Руки в чернике густой;
Тихо вздохнула.
Где-то в лазури небес золотой
Тучка тонула.

Трагическая судьба тучки мало занимала автора, это и понятно. Но о видах на урожай молодой Алексей не забывал. Стихотворение кончается словами: «Черные ягоды спели». Однако последняя строка имеет двоякое толкование. Для полной ясности необходимо привести все четверостишие:

Ветер на миг налетел.
Вздрогнули сосны и ели.
Кто-то о счастье запел.
Черные ягоды спели.

Предпоследняя строка наводит на определенные размышления. Возможно, имеет место такая разновидность метафоры как олицетворение (уподобление неживого живому). Правда, из контекста не ясно, о чем спели ягоды, если кто-то (явно другой) запел о счастье. Но в недоговоренности, как известно, есть свой шарм.
Тема песни, воспевания любимой – встречается у большинства молодых (и более зрелых, и даже пожилых, и …) поэтов. Это, как сказал Игорь Северянин (в миру Игорь Васильевич Лотарев), «Мечта поэта! Пою тебе…»

Подходят ночи в сомбреро синих,
Созвездья взоров поют звезде,
Поют в пещерах, поют в пустынях,
Поют на море, поют везде.

Любовь, цветы, поклонницы… Таков Игорь Северянин:

«Весны моей сирень! — И голос мой был звончат,
Как среброгорлый май. — Дыши в лицо пьяней...»
О да! о, никогда любить меня не кончит
Сирень весны моей!

Прекрасные слова, полные чувства и неги. Лишь вскользь автор касается еще одной неизбежной темы, характерной для творчества каждого уважающего себя поэта. «Дыши в лицо пьяней…». Да, лицо русской поэзии (да и не русской) часто было слегка нетрезвым. Но это очень обширный поэтический материал, требующий отдельного анализа.

что это такое?

раздел:
рецензии
прочтений:
1330


Отзывы:
2009-11-30 20:46:13 Марго Зингер
aa
Граф, позвольте вас в щеку чмокнуть за эту подборочку. А представляете, если откопать первые вирши наших современных гениев и псевдогениев?) Интересно, какие стихи пописывал товарищ Сорокин в ранней юности, уж явно не постмодерновые, чем славе был Витя Ерофеев, согласно легенде в 70-е он прославился тем, написал в госунивере работу по творчеству Маркиза де Сада. Неисчерпаемая тема))

►►2009-12-02 17:59:22 Граф Оман
aa
Ну, во-первых, благодарю за "в щечку", потешили старика! Во-вторых, прекрасная мысль - изучить ранее творчество ныне популярных литераторов. Вот беда, я в современной литературе мало разбираюсь, так что - Вам, милая Леди, и карты в руки. Жду-с Вашего анализа. А я, как Вы поняли из последних строк опуса, подумываю об алкогольной тематике. Как-то ближе мне она :)

►►►2009-12-06 15:43:32 Mytyl
aa
Ух-ты! Какая глыба, а не тема поднята из глубин времени на свет вами, Граф.
Вы, право слово, кокетничаете, когда пишите о незнании современной литературы. Ждем продолжения!

►►►►2009-12-06 22:38:12 Граф Оман
aa
Нет, право, современность мне не осилить, тут запрягайте кого помоложе. Вот прекрасной Марго эта мысль не случайно пришла в голову. Видимо, знакома Леди с какими-то опусами. А меня на старости лет больше к классике тянет (в крайнем случае, к древним классикам). Думаю, у них тоже немало занимательного можно почитать. Постараюсь порыться в памяти…


2009-12-01 05:25:52 inki
aa
В первых опытах как в родинке, или маленьком экслибрисе почти зерно будущих проблем, которые авторы будут накапывать менталом жизни.
Так и не ответил для себя до конца ..нас пишут или мы пишем, осталось уловить грань, где одно переходит в другое и повесить туда турникет с постовым ..чтобы пропускал только хорошие стихи.
Спасибо , Граф, за труд и волю к истине, ну где еще сегодня за нее готовы слушать даже первые стихи..)

►►2009-12-02 18:04:43 Граф Оман
aa
Мне кажется, грань, о которой Вы говорите, внутри нас. И у каждого она весьма и весьма по-разному устроена. Я вот, к примеру, очень люблю творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. И его юношеские стихи меня при этом не смущают. Многие и в юности следили за строкой, но уже не в лицейском возрасте. Внутренняя цензура - очень тонкая тема.
А первые стихи - "как первая любовь" - не закажешь

2009-12-01 06:50:32 владимир глухов
aa
а стихи чехова ни кто не читал?
а они есть
:)

2009-12-01 17:40:40 владимир глухов
aa
[...]

►►2009-12-01 17:57:27 владимир глухов
aa
[...]

►►►2009-12-02 18:09:27 Граф Оман
aa
Неужели Чехов в 8 лет писал стихи? Кто бы мог подумать! И ведь сохранились! Удивительно!
Если бы Вам удалось найти еще что-нибудь у наших классиков, особенно написанное в возрасте до 10-12 лет, стоило бы поместить отдельно. Право, очень занимательно. И поучительно, а то сейчас восьмилетние (да и частенько двадцатилетние) недоросли и не знают о Плевне.

2009-12-02 00:07:12 Марго Зингер
aa Это Хвост)
ПУШКИН И ГЕНИЙ

поэт пушкин сочинил следующие стихи
поэт пушкин вбегает сломя голову и останавливается на холме
поэт пушкин желает прочесть следующие стихи
вот эти следующие стихи:

если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись!в день уныния смирись:день веселья, верь, настанет.сердце в будущем живет;настоящее уныло:все мгновенно, все пройдет;что пройдет, то будет мило. [...]

►►2009-12-02 18:17:02 Граф Оман
aa
Тема Пушкина неисчерпаема. Конечно, вспоминается Хармс :)

►►►2009-12-02 18:56:50 Марго Зингер
aa
Об Пушкина, об Гоголя))))
А как Лев Толстой детишек любил, помните Граф?)))

►►►►2009-12-02 19:18:09 Граф Оман
aa О, да!
А помните, как он ходил с ночным горшком и показывал, то наделал?

2009-12-02 19:09:25 Yucca
aa
Очень интересно, действительно, спасибо, Граф...
Умилил Карамзин, сразу вспомнилось: ах зачем я на свет появился, ах зачем меня мать родила)
Марго, а что идея за современных поэтов-писателей? Вдохновилась? Было здорово.

►►2009-12-02 19:16:48 Марго Зингер
aa
Юкка, дорогая, я просто подумала о том, что все прозаики частенько пописывали стихи, как минимум, в нежном возрасте. И, чаще всего, стихи у прозаиков провальные - не тот тип мышления. Особенно у тех, кто склонялся к крупным формам.
Ну и подумала я, интересно, какие стишки пописывал постмодернист Владимир Сорокин или Виктор Ерофеев или Татьяна Толстая, а Улицкая и тд и тп?))

►►►2009-12-02 19:26:19 Yucca
aa
Поняла) Ладно, когда я выйду из нежного возраста, ты обо мне что-нибудь напишешь))

►►►►2009-12-03 07:32:10 inki
aa Юкка-Сказочница..а почему я на левом плече..чертяка значит))
А чего тянуть то...Выходи...нежный урус..
Замылила дом опоссума..Вот так, когда премию обмывать то будем?

Сообщение для Неба, нашего персонального, я как связной портальный..

Юкка получила третье место в конкурсе современных сказок и право на публикацию её сказки "Дом", которая опубликована на форуме "Ультрафиолет".

Эта работа сделана в соавторстве с нашей [...]

►►►►►2009-12-03 08:27:57 Марго Зингер
aa
Даздра наши люди!
А сказочку на небо притащить целиком слабо? Если на нее уже ограничения в правах, то поставим ей доступ эксклюзивный, только для небожителей.

►►►►►►2009-12-10 12:52:47 Yucca
aa
Она большая, Маргоша, это раз, и почему-то просили пока не публиковать... Не знаю с чем это связано, я не разбираюсь в сетевых заморочках. И Тигра рычит))

►►►►►2009-12-10 12:49:08 Yucca
aa
ничевосе... Ин, когда ты успел?))) Я только сегодня увидела (каюсь, в пошту не смотрела).
На левом плече - это Тигра тебя так видит)) я туточки непричемушки...
летаю, летаю я...иногда... низэнько тильки...))
Осссподи! когда же отпустит?!...

►►►►2009-12-06 14:28:54 Mytyl
aa
Судя по маленькому отрывку сказка и правда должна быть интересная :-). Хотелось бы ее увидеть целиком. Вот у меня и вопрос уже возник. "Нельзя удержать ноту, которая еще не прозвучала." А разве можно удержать ноту, которая уже прозвучала? ;-)

►►►►►2009-12-06 15:17:36 inki
aa
Да, Митиль!
Её можно удержать на цифре..повтор и есть удержание ..диктофон))

►►►►►►2009-12-06 15:48:56 Mytyl
aa
Нет, это будет не удержать, а убить! Мертвая нота, кому она нужна?!
В точности так же, как слушать музыку вживую, и в записи.

►►►►►2009-12-10 12:43:04 Yucca
aa
>А разве можно удержать ноту, которая уже прозвучала? ;-)
Кому-то это удается, долго или нет - в зависимости от своих "тараканов"))
Людям свойственно "держать" - любовь, радость, удовольствие. Оно всё равно уходит (сбывшаяся мечта перестает быть мечтой), но изо всех силёнок - держим.
Поэтому уж лучше - "ту, которая не прозвучала")

2009-12-06 15:45:26 Арлекин
aa
Браво, Граф!
Браво, старый вояка!
Ваши мысли как прежде остры.
В самый корень вы зрите, однако,
С птицей в небо, с девицей - в кусты...

►►2009-12-06 22:39:07 Граф Оман
aa
Благодарен премного, однако,
За хвалебные Ваши слова!
Но теперь я похож стал на рака,
А когда-то и дев целовал…

2014-12-05 14:50:32 inki
aa
перечитал
и полусаркастически подумал
о вечном...
по новому расшифровывая книгу не книг
и последние станут первыми....
наши последние стихи наверное станут похожи на первые..робкие и нелепые...
деградируем дальше..)))
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.