|
Произведение: inki Мой аватар...я тебя вижу...
«Аватар» Камерона для будущего, если старушка Земля нас еще немного потерпит…
«Камерон начал работу над «Аватаром» еще в 1995 году. Действие фильма происходит на планете Пандора, мир которой Камерон проработал настолько тщательно, что создал для нее собственный алфавит. Концепция фильма была задумана Кэмероном еще 14 лет назад, но на тот момент не существовало технологий, которые позволили бы реализовать его замысел. Теперь, после четырех лет съемок, «Аватар» представляет собой продукт кинематографии нового поколения, обеспечивающий полный эффект присутствия».
О том, что Земля живая - знали древние. Она дышит и кашляет , задыхаясь в каменных мешках городов от смога, она плачет дождями и её лихорадит во время лесных пожаров, но любит и терпит всех : от уставшего муравья на асфальте за минуту до того, как он попадёт под подошву, до носителя этой подошвы, и даже радугу , не только после дождя, но и в бензиновых разводах лужи, она тоже принимает. Она терпелива с нами как мать с больным ребёнком, или безумным. Болеет вместе с нами и пытается лечить. Она единственная, но не одна. Она миром живет в каждом из нас, как соты в мобильной связи. Помните название магазинов «Сотовый мир», это не метафора, мир сотов. А мы - пчёлы. Сколько людей, столько миров, и каждый по-своему строит свою игру. Именно поэтому художник равен высшему творцу, он строит свой мир по своим законам.
«Вселенная есть целиком центр. Центр вселенной повсюду и во всем. Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир. Миры тоже рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей. Мы непрерывно меняемся, и это влечет за собою то, что к нам постоянно притекают новые атомы и что из нас истекают принятые уже ранее».
В 1600 году за эту крамолу сожгли Джордано Бруно, или нет, не сожгли, он сгорел, ведь у него был выбор. Мог отказаться. Остался романтиком. Откуда он знал, что в далеком 20 за него извинится Папа Римский, а в 21 Камерон расскажет о подробной инструкции аватаризации. Джордано Бруно создал предтечу знаменитой теории всего, которая сегодня пытается связать воедино не догмы старых религий, а веру в человека, сделав его центром мира. Многие философы и фантасты, чутьем художника приходили к мысли:
«Все, кто ни старался насладиться на земле небесной жизнью, говорят единодушно: «мы бежали от нее и избрали одиночество».
И лекарством от одиночества , которое с каждым годом становится сильнее маленького человека, предлагали перевернуть мир, где побеждает не красота и любовь.
«Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть весь мир».
Джордано Бруно пошел на костер из-за идеи, так сегодня иногда на грани отчаяния на площадях больших городов поступают безумцы, когда болеют от равнодушия. Тема множественности миров и причинно-следственной связи всего от всего вылилась сегодня в теорию.
«Теория всего» (англ. Theory of everything, TOE) — гипотетическая объединённая физико-математическая теория, описывающая все известные фундаментальные взаимодействия. Первоначально данный термин использовался в ироническом ключе для обозначения разнообразных обобщённых теорий[1]. Со временем термин закрепился в популяризациях квантовой физики для обозначения теории, которая бы объединила все четыре фундаментальные взаимодействия в природе.
В 2007 году американский учёный Энтони Гаррет Лиси предложил свой вариант Единой теории. Теория была опубликована в 31-страничном препринте. Как пишет газета The Telegraph, она вызвала фурор в научном мире. Данная теория объясняет взаимосвязь четырёх фундаментальных сил во Вселенной — сильного взаимодействия, слабого взаимодействия, электромагнитной силы и силы притяжения. Она также объединяет две глобальные теории — квантовую механику и общую теорию относительности. Решение, найденное Лиси, одни ученые называют «исключительно простым» и «красивым», а другие уверены, что теоретик ошибся. Если же он не ошибся, то ученому удалось выполнить научное завещание Эйнштейна, считают его коллеги. Самое важное — теория предсказывает существование еще 20-ти элементарных частиц, пока не известных науке».
Эта тема стала одной из любимых у фантастов последнего столетия. К ней неоднократно обращался Станислав Лем, Рей Бредбери со своей знаменитой бабочкой, Стругацкие в «Малыше». Она не могла кануть и раствориться, ведь эти книги перечитаны миллиардами миров, по имени человек.
С.Лем в своих знаменитых хрониках писал:
«- Взгляните на лица, - сказал он, - на эти типично американские рожи. Какое самодовольство, как все разложено по полочкам… обед, ужин, постель и подземка. Ни минуты для метафизики, для размышлений о жестокости Вещей.
- Запомните-ка, - продолжал Секуловский, - все существует во всем. Самые далекие звезды влияют на венчик цветка. В росе нынешнего рассвета — вчерашнее облако. Все сплетает между собой вездесущая взаимозависимость. Ни единая вещь не может вырваться из-под власти других. А тем более - вещь мыслящая, человек. Камни и лица отражаются в вашем сне. Запах цветов искривляет направление наших мыслей. Так почему же не моделировать произвольно то, что формировалось случайно?
- Я где-то сказал (кажется, в «Вавилонской башне»), что человек напоминает мне такую вот картину: будто бы кто-то в результате многих сотен веков кропотливого труда вырезал восхитительно прекрасную золотую фигурку, одарив каждый сантиметр ее поверхности изумительной формой. Молчащие мелодии, миниатюрные фрески, красота всего мира - и все это собрано в единое целое, подчинено воздействию тысяч волшебных законов. И эту стройную фигурку вмонтировали в нутро машины, которая перемешивает навозную жижу. Вот вам примерно и место человека на свете».
Человек строит свой мир не с нуля, а из души, отдавая не лишнее, а лучшее. Поэтому мир Камерона, созданный в «Аватаре»,нужно судить по его собственным законам. И лучше не судить, а видеть. И только сняв при входе обувь ожиданий, надев 3D очки его проекции мира. Разрешить себе увидеть или нет, и встав после сеанса, почувствовать , что аватар кино, может стать светом для настоящего, помощью ниоткуда, реальной или невидимой , если внутри тебя есть свет. А ты ходишь по такой же Пандоре, и она не менее красива, просто другая.
Не хочется отвлекаться на сюжетные глупости, потому что именно уходом от ценности сюжетных американских горок , Камерон добивается потрясающего эффекта – целостности простых вещей. Еще одно современное правило можно вывести из истории создания этого фильма. Если хочешь загубить фильм на корню, обзови его шедевром в рекламе. Сегодня, вредителя круче рекламы трудно подыскать, она только вредит, делая конкретную подстройку под восприятие, и вообще, создается не для зрителей, пора бы это понять. Она для воротил бизнеса, как танцы перед держателями золотого тельца и оправдание художника, да я вынужден играть по вашим законам, про дешевые джинсы и пиво, потому что художник всегда вне закона. Он над ним или под, если деньги не отбились, не будем его за это строго судить.
Итак исходник реален. Земля болеет…Это главный сюжетный ход автора и аватара, вслед за Лемом и Бредбери – всё взаимосвязано. Вспомните монолог о деревьях. Все сплетено корнями…истории, жизни, люди, нави.
В фильме Камерон осуществляет как грамотный психотерапевт или НЛПист, а может просто созерцатель – прием дистанцированного восприятии мира. Конфликт легче и погасить, и пережить, выйдя из ситуации как из кинозала. Пандора – это выход с Земли. Потому что мы так устроены, что можем со стороны увидеть соринку не только в чужом, но и в своём глазу. И это выход.
Это срабатывает, сбивая восприятие землян-кинозрителей с обычной колеи, когда Гринпис – повод для цинизма , а очередная агитка под клич «Берегите природу, мать вашу...» скучна по факту. Мы не любим , когда нам читают морали, особенно там, куда можно с попкорном, как в Колизей, развлечься и отдохнуть. Но так думают не все, и это вселяет веру.
«В далёком будущем группа землян во главе с Джейком Салли, ветераном войны, у которого парализованны ноги, отправляется в экспедицию к планете Пандора, населяемой расой нави, обладающей собственным языком и культурой. Джейк влюбляется в одну из На'ви, что приводит к конфликту между землянами и обитателями Пандоры.
Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Несмотря на немощное тело, Джейк в душе по-прежнему остается воином. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса».
Земля болеет. Болеют её дети.Можно ли вылечить Ваше безумие…говорит главная героиня…
Главный герой – инвалид. Инвалид войны. Это метафоры.Что такое ноги в иносказательном плане – это опора, основа для полноценной физической жизни, это материя, мать, связь с землей, её энергией – вспомните мифологию, что происходило с титанами, когда они это теряли. Мир живет в состоянии внутренней войны. И по другую сторону – мириады добровольных инвалидных колясок, обладание которыми для многих в современном городе, очень часто не вопрос движения, а вектор смысла почти что жизни. И ради этого ленного благополучия и консервных банок на колёсах, человек современный теряет не только связь с землей, но и с самим собой.
Вдыхая смог современного города, как тысячи и один, ты становишься игровым автоматом для различных индустрий – фармацевтической, политической, потребительской…несть им числа, и все для того, чтобы ты превратился из творца своего мира в обслугу их миров. И только вырываясь из города, как с вялотекущей внутривидовой потребительской войны, где побеждает уже даже не сильнейший, а подлейший, ты задохнувшись свежестью, как инсайт вспоминаешь, зачем тебя сюда …и можно ли вылечиться от тотального безумия..пока есть только один рецепт..природа и одиночество, но, можно попробовать вместе.
Я читал рецензии зрителей на предмет «вижу-не вижу» на сайте kinopoisk.ru, где обычно обсуждаются киноновинки в приятном формате , и меня очень обрадовало, что почти за каждой оставленной рецензией, я увидел живое, заинтересованное, отозвавшееся человеческое лицо, а не маски .
Больше других, разочарование коснулось зрителей, попавших под обстрел рекламы, но факт осознания этой беды, меня порадовал. Это выглядело приблизительно так
«C самого начала относился к фильму скептически. Изредка прочитывал какие-то новости о нем, видел восторженные возгласы на форумах еще до выхода. Бесконечные слова о шедевральности… Видел всего один трейлер и несколько постеров. В общем шел на сеанс не перегруженный эмоциональной предвзятостью.И оно наверное оказалось к лучшему».
Когда-то у меня было стихотворение о романтиках, где я полагал, что последнего никогда не будет, потому что плюс один – это навечно, и генеральный Архитектор жизни на земле был первым ее романтиком. Для этого достаточно кликнуть ссылку «Природа и пейзажи» на коллекции фотографий любого поисковика. А раз Первый был романтиком, он своих в беде не бросит, проведет по стекловолокну как по мосту, научит делать искусственное дыхание душа в душу, ведь если мы до сих пор плачем от песен, значит сказки реальнее яви. Потому что в них верят. Нельзя же верить в то, что происходит сегодня , если ты плачешь от нежности при чтении стихов. А на Земле всегда найдётся, кому помогать.
Из рецензии
«Куча различных ляпов в фильме меня уже и не удивила. Собственно, почему бы и нет? Я понял то, перед чем любые ляпы и штампы — пустяк. У «Аватара» нет… фильма! Он весь — всего лишь красивая картинка. Мульт. У него нет сюжета и содержания, нет идеи, которую может вынести для себя зритель. Это — зрелищная анимированная сказка, интересная детям и безнадежным романтикам».
Каждый может увидеть только столько, сколько покажет сердце. Старая истина еще одного романтика из Маленького Принца. Глазами главного не увидишь. Могу добавить, и не главного уже тоже. Об этом и говорят, и живут в племени На,ви, пытаясь сохранить целостность связи с Природой внутри себя и снаружи.
У нас иногда отношение к романтикам напоминает эффект милиционера, который – мусор, пока у тебя нет проблем, совок – когда они появились, и товарищ – если он пробует их решить…Да, рыба ищет где глубже.
Но рано или поздно, подбитый техногенкой прагматик, встречает сердечным глазом «настоящее» и сам превращается в романтика. Потому что Земля, это сакральная и тайная лаборатория для выведения стойкого класса романтиков. Так решили звезды. Давно.Почему видят не все…
Города сделали нас жертвами и клиентами шлифовальной машинки по имени СМИ , голубой экран, и государство. Нас утюжат сливом информации, размеры, разброс и содержание которой, с годами разглаживает не только морщины, но и извилины, превращая их в плоскость. А сердце надевает слёзонепробиваемый бронежилет и панцирь равнодушия. Потому что если все ставшие известными катастрофы, насилие и боль пропускать через себя, сердце просто разорвется . Мы – вынужденные циники.
Недавно я читал блог знакомого, очень успешного с точки зрения создания своего творческого мира, поэта. Он писал об одиночестве. Том самом, куда мы убегаем, от которого болеем, и которому разучились многие, став потребителями индустрии развлечений.
Он писал простые сложные вещи, которые мне очень близки и понятны.
Мы разучились слышать сами себя, в нас 24 часа в сутки вещает диктор ЦТ или радио. А наши уши – сток для отбивания СМИшных денег. Да, человеческая психика, очень падка на чужое горе, проплакать можно все, сиропные мыльные серии, чужую боль, и заменить это реальной помощью и протянутой рукой тем, кому ты нужен не как зритель, а как человек.Об этом очень пронзительно предвидел знаменитый отшельник - Селенджер. Мы становимся равнодушны даже сами себе.
Из рецензии
«Многие события в фильме можно по-разному рассматривать. Можно искать обоснования, а можно и глупости. Я например не так уж сильно искал эти глупости, не логичности, оплошности, как угодно. Но некоторые моменты просто заставили подумать, проанализировать и обсудить это с другими, кто видел фильм. Главный герой не может ходить… Время когда человечество путешествует по галактикам и можно сказать колонизирует планеты, а человека не могут поставить на ноги… Ну да ладно, это нам вполне логично объяснили, проблема так сказать в финансах. Но показалось немного странно, что поставить человека на ноги является такой сложной и дорогой задачей в то время, когда человечество на таком выдающемся уровне развития. Многие неправильные поступки На`ви можно объяснить ихней преобладающей добротой и наивностью. О`кей.
Когда главный герой получает свой Аватар и вступает в связь с жителями планеты, нам показывают сцены, как он осваивает и проникается жизнью Пандоры и ее обитателей, на фоне красоты и уникальности планеты. Честно говоря меня эти приключения особо не заинтересовали, даже стало немного скучно, графика на очень высоком уровне, но нету динамики в этом освоении планеты. Очень динамичными и эффектными выглядели батальные сцены. Тут, конечно, скучать не пришлось, действительно захватывающе и интересно.
НО не зацепили меня На`ви, не зацепила ихняя чистота, ихняя духовная сила. Не зацепило и все!»
Ихняя меня тоже не зацепила…Попробую, подсказать, можно ли, чтобы зацепило. Я попробую, только вы можете не захотеть. Потому что нужно меняться самому, но мы этого не любим. Мы себя жалеем.
Первый шаг. Попробуйте выключить – сотовый телефон, радио, телевизор, дверной звонок и..как последнюю грань – голову. Попробуйте хотя бы 2 минуты не услышать ни одной мысли в голове. Ну хотя бы 1 минуту. Без наркоза и сна. Наяву. Оказаться пустотой.
Когда вы научитесь продлевать это удовольствие хотя бы до 10 минут, еще раз сходите на «Аватар». Может быть , уже зацепит.
Просто у всех разный уровень сопротивляемости современной техногенке. А может – вы слишком молодая душа, и вам еще ничего не нужно, или старая – и уже ничего не хочется.
Ещё одна тема, так или иначе важная для сегодняшних дней, как фактор выживания, затронута в фильме.
Место ученых на Земле. Есть такое понятие – без вины виноватые, они всегда или почти всегда , при всех своих высоких порывах, так или иначе оказываются под колпаком то военно-промышленных, то олигархических, то властных кланов. Хиросимы и Чернобыли - цена науки и прогресса, война ума и сердца, пока, побеждает первое.Ум оборачивается безумием и проигрывают все. Потому что уйти от искушения власти, которая дается инсайтами науки могут только единицы. И спасибо Тесле, тоже, кстати, романтику, что он, зная великую тайну, унес ее с собой. Может быть, чтобы мы сегодня могли еще искать выход. Но такие порывы и поступки сегодня очень редки, как свежий воздух в городе, только пять минут после дождя.
Из рецензии
«Настораживает факт такого признания этого фильма огромным количеством людей, неужели мы деградируем до такой степени, что готовы приравнивать пустышки в красивой обертке к действительно Шедеврам мирового кино… Или главная цель киноискусства-срубить побольше денег?…»
В энергии ожидания, как и в любом явлении на земле, не противоречие, а энергия колеса – переходов одного в другое. Хуже всего, когда не оправдываются лучшие ожидания, потому что разочарование – скрытый упрёк, но не автору фильма, а самому себе…
Нельзя наполнить полную чашу…Кино, пусть в меньшей мере, чем книга , но тоже со-творчество. И на фильме были и зрители художники, без шороха ожиданий и треска обструкций, просто люди, еще умеющие видеть изнутри молчанием «мир вашему миру».
Конечно, фильм не идеален.Я не люблю идеалы, они часто агрессивны, обороняясь от поражений, однажды завоеванного места под солнцем, они слепы от своей славы и сломали не одну неокрепшую жизнь.
Я люблю настоящее, даже если это пыльное стекло, пятна Роршаха на грязной мостовой , дорожки морщин, на высветленных лицах стариков, заплатки на детской одежде. Все, что живет и от чего пахнет дождем. Я знаю, что оно настоящее.
Как говорил один шутник, давайте делать хорошо, плохо получится само
Из рецензии
«Сюжет в фильме конечно же не впечатлил. Он банален до безобразия, но я просто на 100% уверен, что это и было так задумано. Главная идея была показать всю красоту Пандоры и ради этого люди и шли в кино, а если бы пришлось сидеть и думать, о закрученном сюжете, завязке — развязке, тогда было бы не до самой Пандоры. На протяжении всего фильма я и не думал о сюжете, о его банальности. Я просто жил на Пандоре, я переживал все, что переживали главные герои и мне просто некогда было думать о банальности всего происходящего. Я просто наслаждался. Я даже не помню, что бы соседи чавкали попкорном, шуршали фантиками. Было такое чувство, что весь кинотеатр вошел в транс и боялся пошевелиться. Даже когда в кинотеатре включился свет, и мы вернулись на землю, не было никаких хлопков, разговоров. Все молча встали и направлялись к выходу. Мы были зомбированы этим фильмом».
Я не знаю, сколько таких благодарных зрителей будет и есть у фильма, сколько разочарованных, и не готовых расстаться с безумием предвзятости будут крошить батоны своих клав с негодованием. Но я вижу, как в капсуле фильма становятся аватарами неравнодушные люди, не последние романтики и те, будущие читатели , которые обязательно свяжут фильм
не только с классикой фантастики, Лемом и Бредбери, костром Бруно, но и с жизнью своего города и даже мира.
И однажды, посмотрев на звездное небо, скажут «Где-то там я остался частью народа Нави». И обнимут старушку Гею оттуда с Пандоры, потому что они больше не безумны. Они художники и творцы, даже если не пишут стихов и картин, они создают свой мир с неповторимой земной природой.
Перед последней точкой в статье, я помолчу и подумаю о Камероне и сотне людей, которые делали этот фильм, и каждый услышит – спасибо…. Или мы не Аватары, предпоследние романтики века. Ведь красота - в глазах смотрящего.
Я тебя вижу…
Отзыв:
| | Монументально. Хочу глянуть это творчество в стереокино. |
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв: |
|