Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-11-01 01:02:10
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Аннике
Хозяйка детского дома 4
***
С тех пор Лиза стала ходить в развалины, чтобы поиграть там в «как раньше». Она наряжала палочки, закутывая их в толстые тёмно-зелёные листы подорожника, в ярко-оранжевые круглые листки осины и в жёлтые берёзовые листики, и играла ими как куклами. У девочки были палочки «мама», «папа», «бабушка» и «Андрюша». Но время для игр с началом осени выпадало все реже и реже. Ребята из старшего отряда ставили верши, и Степанида с девочками потом чистили рыбу для засолки. А однажды из деревни прибежал мальчишка и позвал тащить невод: шла ряпушка. Тут уж трудились всем колхозом. Таскали рыбу корзинами.
Ещё детдомовцы сами заготавливали на зиму дрова. Привезенные в зиму хвосты были уже напилены, и сложенные чурки дожидались первых морозов, но часть их нужно было расколоть уже сейчас. Старшие мальчики кололи дрова, а малыши носили поленья. Девочки пилили длинные чурки двуручной пилой. Как-то раз, когда старшие мальчишки еще не вернулись из школы, Сёмушкин взял колун из сарая и, размахнувшись со всех сил, стукнул им по чурке. Колун почему-то застрял в дереве. Митька тащил и пыхтел, но не собирался сдаваться.
На крыльцо вышла нянечка, глаза её распахнулись от страха:
— Римма, да что же ты за детьми не смотришь-то...
— Молчите, а то под руку скажете, — тихо, но сурово говорит Римма.
Так, пока чурку сам не расколол, Сёмушкин колуна не отдал…



***
Только убрали дрова, как начались дожди. В Карелии дожди затяжные. Дождливыми вечерами корабль острова уплывал без солнца на борту. А иногда дожди укутывали детский дом в плотную белую вату тумана, и он как будто парил в облаках.
Но Лиза в дождь даже чуточку веселела: её окружал заплаканный мир, а ей самой ничуть не хотелось плакать; наоборот, если бы Лиза могла обнять этого большого плаксу, то обязательно бы это сделала.


Вот уже целый день не было дождя, и Алька решился отнести свой недельный запас сухарей «к чертям за пазуху». Он дождался, когда мать ушла к воспитанникам старшего отряда, и выскочил за дверь, предварительно достав из запечья рукавичку с насушенными сухарями. Милка, во время дождей привыкшая, как хвостик, ходить за братом, потянулась за ним. Ей давно уже было любопытно, куда он пропадает, как только выходит на улицу. На улице было пасмурно и серо, но Милу это не останавливало. Хорошо, что земля ещё влажная, на ней хорошо видны следы брата. И Милка-следопыт двинулась по тропинке к развалинам. Проходя вдоль стены круглого дома, девочка решила опираться на стенку и сошла с тропинки, но тут её подстерегала опасность: деревянные завалинки, которыми были обшиты стены от дождей, давно сгнили, а почва от дождей просела, и Милка внезапно провалилась под землю. От неожиданности она не сразу сообразила, где находится, потом ей стало страшно, что её никогда не найдут; а если найдут, то мама очень сильно будет ругаться, и тогда Милке лучше не находиться. Милка и не заметила, как начала тихонько выть.
Лиза тоже дожидалась, пока директорша придёт к старшим следить, как они делают уроки, потому что хотела улизнуть в своё убежище и проверить куколок. Она уже подходила к зданию, как услышала всхлипы. Сначала Лиза обрадовалась, потому что вспомнила о нянюшкиной кошке, которая вот-вот должна была родить котяток. Но потом девочка увидела директорскую дочку, сидящую в подвале. Лиза остановилась и стала думать, что делать. Идти за помощью к старшим? Но тогда будет раскрыта тайна её убежища. Доставать Милку самостоятельно? Но она такая упитанная, что и Лизу может под землю утянуть. Нужно было срочно что-то придумать. А думать Лиза могла только сидя, обхватив коленки.
- Ты чего расселась? Сейчас же помоги мне! – Закричала Милка. Она испугалась, что Лиза так её под землёй и оставит.
- Я думаю. Не мешай. – Лиза вдруг вспомнила, что в дровянике лежат длинные доски для перекладывания рядов поленницы, и встала. – Я иду в сарай за лестницей. – Сказала она для Милки, чтобы та не боялась немного посидеть одна.
Лиза притащила две доски, спустила их одну за другой к Милке, расположив их крест-накрест.
- Берись за доски там, где они скрестились, и подтягивайся, – крикнула она вниз. Милка послушно подтянулась на досках. Это оказалось несложно. А там и Лиза протянула навстречу руку и помогла ей выбраться.


Когда Анна Ивановна увидела Милку, она схватилась за сердце и стала ругать дочь за то, что та испачкалась. Лиза тут же ретировалась и решила переждать директорский гнев в другом месте.
- Ты вгонишь меня в гроб. – Кричала Анна Ивановна. – Вечно ты извозишься, как свинья, как грязная свинья.
Милка заплакала, а Анна Ивановна кричала и кричала. И тогда Милка жалобно сказала:
- Мамочка, это Лиза толкнула меня в погреб.
- Ну, это ей так с рук не сойдёт. – Анна Ивановна рассердилась окончательно. Она тут же пошла в спальный корпус и, разыскав Лизу, схватила её за рукав и потащила на кухню.
- Как ты смела прикоснуться к моей дочери! Да ты мизинца её не стоишь! - Пунцовое лицо директорши казалось вот-вот лопнет от напряжения. - Это же надо, какая наглость: столкнуть ребёнка в подвал! Будешь теперь неделю на кухне дежурить! Всю посуду мыть и всю картошку чистить! Всю, и чтоб никто не помогал! – Дежурили на кухне только из старшего отряда, но Лиза и не собиралась спорить с разъярённой директоршей.
И вдруг у Лизы закружилась голова: она начала задыхаться, потому что неожиданно ощутила опять на своей спине руки брата, которые толкали её в отверстие форточки. «Зачем ты меня спас? Зачем?» – Внутри Лизы всё громко кричало и рвалось на мелкие кусочки. А сама девочка съёжилась в комок, прячась от наваливающегося страха, который давно уже к ней не приходил.
Степанида уже сталкивалась с воинствующей директоршей, поэтому молчала, лишь покачивая недовольно головой. Но когда девочка начала задыхаться, повариха не выдержала и подошла к ней с кружкой воды; она присела рядом с девочкой и стала поить её водой, приговаривая:
- Вот так, ещё глоточек, и ещё один. Сейчас, спазмы пройдут, сделаем ещё глоточек и пройдут.
Анна Ивановна махнула рукой и пошла к себе на квартиру отмывать грязнулю-дочь.
На следующий день Лиза сидела на кухне около Степаниды и старательно чистила продолговатые картофелины. Они были неуклюжими и чем-то напоминали тряпичную куклу Сёмушкина. Лиза подняла голову и спросила у поварихи:
- Баба Стеша, а почему люди обманывают? – Спросила она.
- Кто обманывает? Я обманываю? – Опешила Степанида.
- Не ты, баба Стеша, а люди. Почему они обманывают? – Вздохнув, девочка опять опустила голову и разглядывала глазки на грязной тёмно-синего цвета картофелине неправильной формы.
- Люди? Почему они обманывают? Взяли чужое что, а отдавать не хотят. Или боятся чего-нибудь, наказания, к примеру, вот и не хотят признаваться. – Степанида тяжело вздохнула и посмотрела в окно. Дожди прошли, но снег не спешил. И земля вокруг чернела, как растерзанное гибелью сыновей материнское сердце. А Лиза в своём сером грубой шерсти платье, сидела над очередной картофелиной и, высунув от старания язык, выковыривала из картофелины глазки.
- Пальтушка-то твоя где? – Вдруг спросила Степанида.
- Нету. Она сгорела. – Тихо произнесла девочка, продолжая выковыривать глазки из картофелины.
- А вот я тебе свой платок тёплый подарю. Он шерстяной, с городу привезен, только немного вытерся. – Повариха вышла из кухни и скоро вернулась с толстым платком в крупную трёхцветную клетку – сине-коричневую с белыми прожилками.
- Баба Стеша, спасибо, – поблагодарила девочка. – Ты очень добрая, совсем как моя бабушка.
- А как звали твою бабушку? – Стала расспрашивать девочку Степанида.
- Баба Мотя. – Девочке нравилось, что баба Стеша разговаривает с ней, как с большой.
- Матрёна, значит. А ты сама откуда? – Степанида почему-то очень хотела, чтобы Лиза оказалась какой-нибудь дальней роднёй или, на худой конец, роднёй кого-нибудь из земляков.
- Из города. – Лиза сникла, потому что больше ничего не помнила.
Дальше разговора не получалось, потому что девочка не знала названия города и даже улицы, потому что давно жила в детском доме. Но Степанида уже прикипела душой к этой худышке, и пригладив на детской головке выбившиеся из косичек волосинки, пригласила:
- Ты, если тебя кто забижать будет, сразу ко мне бежи. А им скажи, что баба Стеша вам покажет; так и скажи, мол, баба Стеша вам покажет. –Степанида последнюю фразу повторила дважды. Так ей понравилось быть бабой Стешей.


Отзыв:


С интересом и удовольствием прочел всю повесть, но остался не до конца удовлетворенным. Повествование захватывает, герои заставляют сопереживать. Тема взята сложная, это только авторы высокого полета способны такие темы подавать без крайностей, например, не зацикливаясь на отрицательных эмоциях и сгущении красок, норовя прищемить душу читателя до полного визга:) А вы написали человечно, светло. Но, мне показалось, что в описании Лизы все-таки есть немножко перехлеста с душещипательностью, с сантиментами так сказать. Ее образ сам по себе трогательный, как и ее мысли, и история о брате. Очень яркий и притягательный персонаж. Усугубления ее несчастности, беззащитности в авторском повествовании мне показались несколько лишними. Но я могу и ошибаться, дорогая Аннике, ведь сколько читателей, столько и мнений. Ну и других детей не хватает. Вряд ли кроме того мальца с куклой и Лизой все остальные могли оставаться серой массой. Это неправдоподобно получается. Как и ни слова не сказано об отношении директрисы к детям подопечным. Получается, согласно ее мыслям при прибытии, мол, плохому научат детишек родных, она их считает людьми третьего сорта, презирает даже...Но эта линия практически отсутствует:)))

Ваш въедливый читатель и ценитель:)



раздел:
0
прочтений:
753


Отзывы на этот отзыв:
►►2009-10-27 22:54:58 Аннике
aa
Виссарион, благодарю за внимание к тексту.
Количество персонажей обусловлено названием произведения. А вы нашли ответ на вопрос: кто является хозяйкой детского дома?
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.