Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-03-29 10:52:06
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Дмитрий Маштаков
Стихосложение, как случайный процесс
ooooooooooooooooooooo ... И чем случайней, тем вернее
ooooooooooooooooooooo Слагаются стихи навзрыд.
ooooooooooooooooooooo Б.Пастернак
ooo В стихосложении проявляется эвристический способ мышления, который характерен для человека по своей сути. Для того, чтобы в этой сути разобраться, рассмотрим простейшую модель - процесс возбуждения отдельного нейрона ( явление, достаточно изученное, Вы можете прочесть об этом в Википедии).
ooo Аксоны других нейронов через синапсы поставляют медиаторы ( так называются специфические химические вещества) в синоптическую щель ( зазор между синапсом и телом нашего нейрона). Медиаторы связываются с мембраной нейрона и на короткое время открывают натриевые каналы, по которым ионы натрия проникают в тело нейрона. Каждый ион натрия несёт положительный заряд, поэтому на короткое время ( канал через 1 мсек закрывается специальной молекулой-крышкой, а другие каналы-насосы восстанавливают концентрацию ионов натрия внутри нейрона) потенциал нейрона повышается. Образуется небольшой пичок потенциала на внутренней стороне мембраны нейрона.
ooo Вовсе не факт, что величина этого пичка будет достаточна для возбуждения нейрона. Чтобы пичок был значимым, одновременно должно открыться достаточно много натриевых каналов.
ooo Вот с одновременностью то и не всегда в порядке. Медиаторы в синоптической щели движутся хаотично, им не укажешь, куда надо прикрепиться. Они даже иногда покидают родную синоптическую щель и прикрепляются к другим нейронам, в местах, которые им "кажутся" химически подходящими для этого.
ooo Кроме того и исходный потенциал нейрона может быть понижен - наряду с натриевыми, повышающими потенциал каналами, существуют тормозящие синапсы, работающими на пару с каналами, проводящими внутрь нейрона отрицательные ионы хлора.
ooo Таким образом, исходный потенциал нейрона, а, соответственно, и восприимчивость его к возбуждению, могут быть различными.
ooo Представим теперь, что медиаторов много. Тогда пички положительного потенциала следуют частой и случайной россыпью и иногда накладываются друг на друга. Однако, по прежнему, ровно ничего не происходит, вплоть до того момента, когда в результате случайного наложения многих пичков не будет превышен некий пороговый уровень возбуждения нейрона.
ooo Вот тогда-то всё и начинается. Срабатывает химический спусковой механизм, все натриевые каналы открываются, и потенциал тела нейрона резко повышается.
ooo Возникает так называемый "потенциал действия". Потенциал действия распространяется по аксонам нашего нейрона, на окончаниях аксонов выделяются медиаторы, возбуждаются новые нейроны. Таким образом активизируется целое сообщество ( назовём это сообщество "термом") клеток в коре головного мозга.
ooo
ooo Поднимемся теперь от этой простой модели к поэзии. Будем понимать под поэтическим термом новую строку стиха, а активизацию терма потенциалом действия назовём поэтическим озарением. В терм входит некоторый набор слов с готовой ритмической основой, рифмой и зрительными образами, которые ассоциируются с этими словами. В поэтическом творчестве терм осознаётся сразу, в готовом, или уже почти готовом виде - обращаю внимание на эту особенность. Для того, чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим процесс поэтического озарения более подробно.
ooo Я думаю, что в нашем подсознании существует великое множество "тёмных" термов. Тёмных - потому, что их активация медиаторами не достигает порогового уровня. Они "живут", но они спят. Потенциал действия поднимает терм из подсознания, терм из "тёмного" становится "светлым". В сущности своей, это не что иное, как вспоминание. Поговорим о памяти более подробно.
ooo Откуда берутся, и как самоорганизуются "темные" термы?
ooo Можно предположить, что "тёмные" термы - это забытые "светлые" термы. Забытые, но сохранившие внутренние и внешние связи. Предположим, что существует некий терм А, который воспринимается как причина, или как прямое и недвусмысленное указание на другой терм, обозначим его буквой В. Прямая связь от А к В запоминается. Такая связь, в частности, может быть выражена словами: В является следствием А. И этой связи соответствует некая реально существующая нейронно-аксонная цепочка.
ooo Вместе с тем запоминается и обратная, ассоциативная связь: А может быть причиной В. И этой связи также соответствует своя нейронно-аксонная цепочка. Итак - А указывает на В по прямой связи, а В указывает на А по ассоциативной связи.
ooo На В по прямой связи может указывать не только А, но и А1, А3, А5, и так далее.
ooo Пусть А по прямой связи указывает также на С; в свою очередь, С по ассоциативной связи указывает на А, А2, А4, А6, и так далее.
ooo Теперь я раскрываю карты: А - поэтический терм, строка стихотворения, возникающая в момент поэтического озарения, В - внутреннее эмоциональное переживание автора, С - структура стиха, его ритмический и рифменный рисунок.
ooo Как Вы думаете, что получит автор, если напряжётся на пунктах В и С ? Да, медиаторы будут у термов А1, А2, А3, А4, А5, А6, и так далее, но двойное их число будет только у терма А, поскольку во всех других случаях наблюдается разнобой.
ooo Вы видите, какой замечательный, точный и автоматический отбор получается: рождается сразу готовая строка и по семантике, и в рифму. Разумеется, Вы всё это хорошо знаете по своему собственному опыту, а я только объясняю, почему так происходит, исходя из физиологических основ нашего мышления.
ooo Предположим теперь, что сочиняет стихи не поэт, а некто, назовём его графоманом. И он то ли не может одновременно напрячься на пунктах В и С, то ли пункт В оставляет без внутренней эмоции, сосредоточившись лишь на фабуле. В результате угадывается весь ряд А1, А2, А3, А4, А5 ,А6 и вовсе не обязательно - А, безо всякого отбора, и из этого ряда берётся то, что красивее или оригинальнее звучит. Результат понятен.
ooo Хорошие стихи пишутся только с большим эмоциональным напряжением, и, хотя новые строки возникают в результате случайного процесса, они оказываются очень точными. Строки Б.Пастернака, взятые эпиграфом к данной статье, вовсе не придумка автора, а точное наблюдение, точное выражение сути стихотворного процесса.
ooo "Тёмные" термы не находятся в подсознании в неизменном состоянии. Они иногда просветляются по разным поводам, обновляётся и видоизменяются, но связи, старые связи, может быть не в полном объёме, но остаются. Сочиняя стихи, мы этими старыми связями пользуемся - каждый, наверное, замечал за собой, что иногда он использует свои старые рифмы.
ooo
ooo Напоследок приведу несколько примеров.
ooo
ooo Терм А. "Мороз и солнце; день чудесный!"
ooo терм А по прямой связи указывает на терм В, а также на терм С,
ooo несущий, с соответствии с тем, что говорит Лотман, инерцию ритмики.
ooo
ooo Терм В. Образ зимнего солнца за окном.
ooo терм В по ассоциативной связи указывает на А, А1, А2, А3.
ooo
ooo Терм С. Структура стиха.
ooo терм С по ассоциативной связи указывает на А, А1, А2.
ooo
ooo Терм А1. "Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
ooo Пора ..."
ooo продолжение А с теми же ассоциациями от термов В и С.
ooo
ooo Терм А2. "В избе натопленной и тесной
ooo готовят лыжи ..."
ooo другое продолжение А с теми же ассоциациями.
ooo
ooo Терм А3. "А за окнами мороз.
ooo Там малиновое солнце ..."
ooo ассоциация от В, не связанная с С.
ooo --------
ooo Заключение.
ooo Рассматривая стихосложение, как случайный процесс, мы ввели понятие "терм", а если быть поточнее, надо было бы употребить выражение "терм сознания". То, что человек мыслит именно термами, поочерёдно поднимая их из тёмной области подсознания, в ходе случайного пичкового процесса, подобно тому, как возбуждается отдельный нейрон, - является гипотезой, многие конкретные стороны которой в настоящее время не являются ясными, но, как мне представляется, гипотезой весьма правдоподобной и многое объясняющей.
ooo Вот Вы вспоминаете о чём либо, или ждёте поэтического озарения - нет, нет и вдруг приходит, и безо всякой внешней подсказки. Почему ? Да просто пички никак не совпадали, а потом случайно совпали. Надо просто подождать.
ooo Само понятие "терм" - достаточно расплывчато, границы его нечётко прорисованы, что проявляется в том, что очертание терма в просветлённом виде не повторяется раз к разу. Очертание терма сильно меняется, поскольку его состав определяется не только соседями по сообществу, но и внешними наслоениями пичкового фона, идущего из очень разных мест - где-то сильнее, где-то слабее, и вот уже терм представляется другим, не похожим сам на себя.
ooo Достаточно сказать, что и зрительные образы у каждого - свои. Тем не менее, рассуждения, связанные с понятием "терм сознания", мне кажутся продуктивными.
ooo ---------------
ooo Литература. В.В.Шульговский "Основы нейрофизиологии".
ooo
ooo


В ответ на отзыв:
nmarks
<без названия>
Да в общем-то я и не оспариваю связь между нейронами и современной литературой.… Хотя, попадаются такие тексты, что любому читателю понятно - у автора за время творческого процесса так и не возбудился ни один нейрон. (нейроны же читателей, которые случайно срабатывали, вызывали в мозгу громкие щелчки, мелодичностью напоминающие похоронный марш)
И конечно же, я не пытаюсь «привязать» архитектуру мозга к ноутбуку… Просто видимо мои идиотские шутки абсолютно разрушили первоначальный смысл послания. Увы, говорить серьезно не люблю…, чтобы не сойти с ума.
Ну да это мелочи!
Но вот в случайности я почему-то не верю. Мне легче предположить, что не «пички случайно совпали», а просто мозх решил определенную задачу (подставляя в уравнение последовательно все имеющие в базе переменные) и выдал результат. Пускай не совсем тот, которого ожидали зрители…, но все же – аплодируют! Значит, морду не набьют за кривые стишки. А это уже плюс! День прожит не зря!
По идее (которую, я у кого-то украл, - уже не помню у кого) любая случайность не случайна. В случае с одухотворением нейронов, мне кажется, происходит подобная история.
Сколько одновременно может наше подсознание решать задач (или «вести» программ) за единицу времени?.. И сколько АЛУ задействовано в процессе?
Допустим, что у меня всего три процессора в черепе (я надеюсь, что намного больше)
Итак, один решает мои проблемы на ближайший час, второй – на год, третий…. пишет пошлые отзывы, и портит соседям настроение.
«Третий» - Я кое-что придумал!
«Первый» - В дверь звонят, наверняка это Ленка! Эх, сейчас!..
«Третий» – Фиг с ней!
«Второй» - Вы оба идиоты! Если мы сейчас не заснем, завтра опоздаем на работу, послезавтра нас уволят…, через месяц будем на вокзале бомжевать, а через год… фиг его знает, я пока не решил.
«Центральный сервер» - В общем так, парни! Каналы перекрыть, глаза закрыть, идти на кухню – выпить пива, дверь не открывать… и вообще это не Ленка в дверь ломится, а сосед, на которого я с балкона плюнул.
Вот так мои мозги и работают…. Ну, или примерно так. И наверняка с опережением времени в несколько дней до происходящих событий.
Это конечно вольная импровизация, не относитесь к ней серьезно.


Отзыв:


И Вы очень правы - есть внутри нас некий центральный сервер, который не даёт сойти с ума, сосредотачивает мысли на чём-то одном и постоянно удерживает некую просветлённую точку на поверхности сознания, а мы следим за этой точкой и записываем свои мысли. Чем хорош художественный текст - всё образно себе представляешь. То, что Вы написали - очень точно, тут талант к прозе надо иметь, меня же по-привычке тянет на научные рассуждения, только в стихах кое-что получается )))


раздел:
0
прочтений:
1115


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►2011-04-27 16:39:26 nmarks
aa
А знаете, так скучно быть правым! Сознание правоты приносит лишь разочарование в жизни и вызывает глубокую депрессию. Кроссворд интересен, пока он не заполнен!
Кстати о художественных текстах. Ведь вы вполне можете соединить научку со стихами.
Например:
Раз - нейрон, два - нейрон
Будет песенка!
Раз - питон, два – питон
Будет су-мо-чка!

М-да, не очень складно!.. Ну, я же говорил, стихи не мой [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.