Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-12-06 17:32:38
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Дмитрий Фурманов. Чистка поэтов.
Владимир Маяковский проводил "чистку поэтов".
Аудитория Политехнического музея набита сверху донизу.
Интерес у публики выявляется колоссальный.
Да и как не интересоваться: в хаосе литературных течений, школ, направлений и групп, которые плодятся с невероятной быстротой, -разобраться одному не под силу, а "чистка" - это оригинальная форма коллективного труда, - она может многое вывести наружу, объяснить, опровергнуть, доказать.
Теперь кто же не считает себя поэтом, раз он посещает какое-нибудь литературное "кафе" и раза три-четыре тиснет в журнал или в газету свои вымученные стишки? Да и не только назовется поэтом - он ни мало ни много претендует на "школу", гремит о себе как о новаторе, родоначальнике, чуть ли не гении. Вывести на чистую воду таких примазавшихся к поэзии "гениев"
- задача и интересная и благодарная. Задача в высокой степени и серьезная, если понимать ее в смысле строгой критики, в смысле вдумчивого коллективного анализа всего строя мыслей, взглядов и убеждений пишущей гвардии, литературных приемов и формул под углом зрения революционной эпохи. Не так важно, конечно, будет или нет вычищен какой-нибудь отдельный поэт: вычищать его, по существу, неоткуда, ибо "не существует даже и профсоюза поэтов", как доложил Маяковский. Да и невозможное дело заставить отойти от писания того, кто пишет. Дело не в этом. Важно творчеству поэта дать общественную оценку, определить его место в современности вообще и в поэзии в частности: нужен ли он новому времени, новому классу, совершенно новому строю мыслей, которым живет Советская Россия.

Поэтому нас не интересует судьба отдельных поэтов, говорить о ней мы не будем - важны лишь общие результаты и выводы, к которым пришла аудитория.
Маяковский положил в основу "чистки" три самостоятельных критерия:
1) работу поэтов над художественным словом, степень успешности в обработке этого слова;
2) современность поэта переживаемым событиям;
3) его поэтический стаж, верность своему призванию, постоянство в выполнении высокой миссии художника жизни.

За последние годы работа на совершенствованием художественного слова шагнула далеко вперед: в этом отношении немалая заслуга падает на долю футуристов. Избитые, привычные слова и их сочетания уже бессильны выразить богатейшую гармонию новых мыслей и чувств. Надо изобрести новые, еще не сказанные слова, надо оригинальным их соединением зажечь старые, вложить в них новый смысл, новое содержание.

Завядшие рифмы и мертвые размеры должны уступить место каким-то новым, органическим формам, как неизбежно вытекающим из суммы новых идей, запросов и чувств. С этой точки зрения не выдерживают критики даже большие мастера художественного слова, которые ушли корнями в старый мир и никак не хотят (а может быть, и не могут) понять и принять того нового, что несет с собой и чего требует настоящая наша эпоха.

Уж если в области практической, повседневной жизни мы то и дело творим слова, какие-нибудь "Главтекстили", "Упвосо", "Чусоснабармы" - слова, порожденные исключительно данными условиями и новыми потребностями, - как же оставаться с одними старыми словами в поэзии, рождающейся из глубин современного, нового человека…

Второй критерий, пожалуй, еще более серьезен, еще легче поможет нам разобраться в истинных и "примазавшихся поэтах": это их современность. Вот тема, которая вызывает бесконечные споры, вот дорожка, на которой схватываются в мертвой хватке поэты старого и нового мира… Хочешь или не хочешь принять эту современность - вопрос иной, но отмахнуться от нее нельзя, не замечать ее невозможно. И ставился вопрос: достойно ли художника в эти трагические дни отойти от современности и погрузиться в пучину сторонних, далеких, чуждых вопросов? Можно ли и теперь воспевать "коринфские стрелы" за счет целого вихря вопросов,кружащихся около нас? Часть аудитории, правда небольшая, стояла, видимо, за "коринфские стрелы" - это зрители жизни, люди, от которых не было и никогда не будет никакого толку. Но властно господствовала и совсем иная идея - о подлинной задаче художника: жить живой жизнью современности, давать эту современность в художественных образах;помогать своим творчеством мучительному революционному процессу, участвовать активно в созидании
нового, свободного царства. И когда с этим критерием мы подходим к поэтам современности - многие остаются за бортом, поэтами во всем объеме этого слова названы быть не могут: комнатная интимность Анны Ахматовой,
мистические стихотворения Вячеслава Иванова и его эллинские мотивы - что они значат для суровой, железной нашей поры?...

Третьим критерием было определение поэтического стажа. По нашему мнению, этот критерий является малосущественным, так как подлинным поэтом мы вправе назвать и начинающего, раз уже в первых его произведениях блеснут искры несомненного дарования…

Жаль одного: публика сравнительно слабо
участвует в анализе и оценке очищаемых
поэтов. Нам представляется эта форма критики и коллективного суда особенно желательной на рабочих и красноармейских литературных собраниях, где слушающий приучался бы сознательно разбираться в литературных ценностях и отучился бы читать всякую белиберду, которая случайно попадает ему в руки.

С полным текстом можно ознакомиться здесь:

http://az.lib.ru/f/furmanow_d_a/text_0190.shtml

что это такое?

раздел:
обсуждения
прочтений:
1603


Отзывы:
2011-04-05 07:49:56 Марго Зингер
aa
Похоже, что время ничего не изменило, как и обязательное образование, искоренившее в нашей стране безграмотность в буквальном смысле сего слова.

Разве что современные поэты, получив в свое пользование интернет, в меньшей степени засоряют реальность своими стихами:)) Ну и не так часто находятся смельчаки, которые настаивают, что они создали новое направление:)

2011-04-06 16:21:14 Граф Оман
aa
Да, чистку Маяковский устроил знатную, даже Ахматову, кажется, вычистил… Но, надо признать, молодых поэтов чистил честно: разбирал стихи, давал рекомендации. Был и один забавный случай: молодой человек прочел стих, Маяковский разнес его в пух и прах, но поэт казался ему не безнадежным. Он предложил на три года взять его в обучение, а потом разрешить тому печататься. Тут юноша с триумфом признался, что прочел стих не свой, а Валерия Брюсова, очень популярного в то время. Маяковского и это не смутило! Да, забавные были времена…

2011-04-08 11:00:24 inki
aa дежа вю
Нам представляется эта форма критики и коллективного суда особенно желательной на рабочих и красноармейских литературных собраниях

столько лет прошло
и ничего не изменилось

групповуха вечный голодный странник

Слово влево..слово вправо...бан...
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.