Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-25 04:15:53
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Фэрра инкогнита Соло на вечности (II часть)
Время…
Подарок маленького человека Вечности. Другим и Вечности , последний подарок, который может стать или быть незаметным воздухом тихого или сумасшедшего счастья, а может стать тираном и утончённым извергом.
Оно чем-то похоже на бога, существуя только для нас, хотя и помимо, невидимо, но действенно и неумолимо, правда, иногда получая из него несколько чистых слёз и вздохов, можно пожалеть не только о мгновенной жизни света, но и лучшего, что есть в тебе не навсегда.
Время – магический шар, вращая который, ты как бабочка Бредбери – задеваешь струны невидимых и еще не проявленных событий. Те причинно- следственные цепи, кроме которых нам здесь, собственно и терять больше нечего, именно благодаря времени, не только существуют, но и иногда превращаются для нас в невидимую стартовую площадку последующих событий. Если синхронизировать срез 1 секунды всего человечества сегодня , пропущенной по горизонтали 60000000 человек и вытянуть в цепочку, то получится 70 лет. В одной секунде мира – 70 лет, целая жизнь в одной секунде…
Я писал это месяц назад…Тогда не оказалось под рукой калькулятора, волна ушла, я просто читал стихи, а сегодня, все таки посчитал и ужаснулся…Горизонталь времени …

Сегодня мы продолжим постижение художественного времени , и его образность в поэзии Бориса Ферра. Линия безумия и линия времени очень тесно взаимосвязаны. Потому что именно осознавая время, мы делаем его ребенком нашего ума.
Художественное и реальное время – это неожиданное пересечение в читателе, а сначала, в авторе - субъекта мира и объекта художника. Где творчество взаимообратный процесс, закольцованный сознанием и временем.
Самая сильная ниточка, которая натягивает марионетку времени – эмоция. Очень сильные эмоции – без различия знака – по модулю – создают Настоящую поэзию, которая способна зеркалить в читательских озёрах эхо отражений с последующим преобразованием в мысли и даже слова. Там откликается не всегда, и даже не в первую очередь то, что хотел передать автор, сколько то, где находится триггер созвучий авторской мелодии и читателя. Иногда закон чисел подтверждает право и тавро качественности стихотворений. Иногда – наоборот. Скорее всего, ценность как относительность, но в любом случае – отозванность душ – один из ведущих критериев настоящей поэзии.

Творчество Бориса Ферра по этому признаку – явный лидер из многого прочитанного в последнее время в сети.
Первоначальное восприятие его работ, почти каждой , моим внутренним ты – похож на картины импрессионистов – яркостью и сочностью красок, умением в штрихе выразить целое, «стрелой без цели», но с верно угаданным вектором темы и образов. Это похоже на маленький эмоциональный ураган с центром циклона – где абсолютный покой Художника как рассказчика переходит в жизнь лирического героя всеми эмоциями и содержанием стихотворения. Иногда, это - акцент ведущей художественной детали, стоящей всей работы, где художественное время подчиняет себе реальное, и читатель выходит из костюма себя, распускаясь ощущениями под гипнотическое влияние мелодики стиха. В просторечьи сетевых комментариев это зовется емким словом – зацепило.

- Жизнь коротка, а жить так хочется, -
Cказала мне одна уборщица.
Но в этом дивном словотворчестве
Я ощутил лишь одиночество…
Как будет Ваше имя-отчество? -
Cпросил я странную уборщицу…
Она сказала мне чуть скованно:
-Что, Афродита, мол,… Петровна я.
Потом добавила растерянно:
- А, может, Гера Я,… Матвеевна…

(Миф Первый
“Смешная уборщица ”)

Поэзия похожа на коридоры времени, на дверях которых написаны строки из стихов. Последнее время я часто встречался с мнением, что современное поэтическое изобилие в сети оттолкнуло читателя и поэта в России, ставшего сегодня просто автором, скучающим в рифму. На примере этого стихотворения легко объяснить – почему так. Современные авторы дольше и дальше самолюбования себя в искусстве в ожидании читательских зеркал – очень редко сейчас идут. Даже не доходя до метафорических обобщений и снисхождений протянутой к читателям руки понимания и сочувствия Времени. Измельчал уровень тем и проблем, даже «вечные» перестали быть ценностями, перейдя в разряд обычных сюжетов. Как говорят на Востоке, не важно что, важно – как делается. Уровень любви себя в искусстве варьируется только количеством, не переходя рамок качества, и когда встречаешь исключения вне сует – ценность и высоту ощущаешь тоньше и глубже. Это – настоящее…

Настоящему поэту интересно всё. Весь мир. Он его не делит через «я». Он его создаёт. Иногда с нуля.

Есть вещи у Бориса Ферра, где первое впечатление настолько сильное, что подобно дорожке на лазерном диске, оставляет светлый тонкий след. Их нравится вспоминать, особенно припоминать ситуативно, сравнивать с аналогиями не раскрытия тем в других близких работах. Перечитывать можно только то, что нравится. Это похоже на прогулку по любимому городу во сне, тот магический случай, когда «можно и нельзя» одновременно в одну реку времени . Когда возникает синхронизация этих двух противоречий, в точке «здесь и сейчас» - читатель немного похож на бога времени, соединяя – «было, есть и будет» в точке – «нравится» - переводя в разряд своей персональной вечности.

Когда январь ссутулит плечи,
Февраль завоет от тоски, -
Я выбираюсь каждый вечер
На Петроградские мостки.
И там я славлю бесконечность
Льдом отшлифованной реки.

И время, как враждебный кречет
В меня вонзает коготки.
Рука уже не ищет встречи
Чужой протянутой руки.
Груз одиночества и женщин.
Сказаний замкнуты круги.


Миф Двенадцатый: Заключительный
“Сизиф (Я - Эпигон!)”

Время вонзает. Оно не только ревнует гениев, награждая их непроходимым одиночеством, чтобы на пушечный никого рядом, оно еще и злится, когда слово приобретает легальный статус бессмертия, взяв его в заложники, навсегда. Оно не любит , когда о нем говорят без подобострастия, со-творяя его и ему же возвращая, доказывая его вторичность перед сознанием. Время не любит панибратства. Оно- создание гордое…

Есть у человека состояния души и сознания, когда мы с ним можем поиграть в казаки-разбойники, прятки и даже в жмурки. Сама поэзия в какой-то степени – магия и волшебство, создание дополнительной реальности. Лучшим отражением этой темы становятся образы, связанные с суггестией и другими состояниями измененного сознания, или мира – добровольно и по-кошачьи вальяжно выгнувшего чеширскую спину улыбки.
В поэзии Бориса Ферра тема магнетизма идет параллельно с образами оборотня-двойника, волка, луны, сомнамбулических прогулок по словам и теням. Там время похоже на туман и сон, проявленностью замедленных реальных событий, преобладающих внутренних подсознательтных процессов, которые всегда или часто воспроизводят кинопленку в замедленном темпе.

В Энске.


Я душу тебе открою,
А ты не откроешь мне.
Я,видимо, склонен к вою
При Энской больной луне.
И ты очевидна тягой
Взирать на нее скуля.
Мы оба с тобой дворняги,
Нам дряхлый кобель КолЯ,
Присев на асфальт щербатый,
В помойной дорожке звезд
Соседски вильнет: Щенята,
Я - старый бродячий пес...

При Энской больной луне.
Вы спросите, что нас манит
Смотреть на нее, томясь?
Я думаю чья то память,
Что душам собак, как масть,
Как генная сладость зуда,
Как стойка в гипнозе верст.
Наверно мы все оттуда.

Почти любой пишущий , наверное, понимает, что то, что мы называем «вдохновение» - тоже часть всех вышеописанных состояний. И здесь появляется одна неожиданная подсказка для тех, кто иногда страдает от его непостоянства. Достаточно перечитать любимые вами стихи, чтобы войти опять в это море. Стихи – это волна. Они настраивают Вас на тот эмоциональный уровень , в котором создаются творения. Так можно «приручать» вдохновение даже из классиков. Просто нужно научиться их чувствовать, а не только понимать. Тем более, в настоящей поэзии есть это невербальное содержание, из которого потом можно таскать каштаны. Если механически натянутая улыбка может вызвать химическую реакцию организма – все ОК, запустив механизмы выздоровления , то почему бы не попробовать ловить вдохновение методом погружения в слово и эмоцию.
Так неожиданно проявляется метафизика отзывчивого времени через искреннее эмоциональное слово. Оно тоже знает, что такое одиночество, и как правило, зеркалит наше к нему отношение. Поэтому, почти вся поэзия - творческий вектор внутренней сатисфакции художника по совершенствованию отдельно взятого мира. Время тоже умеет ценить преданность его теме, награждая своих любимцев творческим проездным в столетия и сердца .


Прими свой дар

Мне никогда не встретиться с судьбою
В Таганцевском приказе Губ ЧК.
Не хлопотать за сына у промоин
Лубянки злобной осенью.

….

Другая жизнь, другая смерть...другое
И ад скупой — понятный и простой:
Без отклонений, вечно рядовое
Непротивленье времени строкой...


Реминисценция Кушнера – поднимает автора с описательной позиции на активную, волну все таки противления , и это глубинное и осознанное неравнодушие – одно из ключевых качеств поэзии Бориса Ферра

Кушнеру и времени.

Времена не заживают,
В них живут, когда желают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем скучно принимать
Уподобленную Лете
Стрелок всученную пядь.


Время в образах , воплощенное в ткани стиха может носить самые различные маски. Его и в жизни иногда можно мерить – словами, шагами, деревьями, молекулами, собаками и событиями. Самые красивые маски вот эти:

Тень женщины...

...Пожалуйста вернись, когда я досчитаю до пятидесяти...


16 раз

Сентябрь шестнадцатый
Шатается под ветром,
Cрываясь с крыш,
А я…
Бреду устало
Меж всадников,
C которыми посмертно
На площадях
Ночуют пьедесталы.




Импровизация длиной в окурок.

Сентябрь обретает города,
Как обретают Господа.


Для чего мы иногда , отталкиваясь от жёсткого диктата цифр, рисуем ему человеческое лицо. Ведь иногда и мы сами – ничто иное, как механические зеркала времени с гравитацией слабостей и свободным падением в слово. И жизнь – лирическое отступление от смерти. В таких сюжетных поворотах, где ощущаешь эту близость с позиций вечности – ситуация дежавю – как небесное упоминание – холодное, но действенное. Хотя всё уже произошло, но роль при особо одаренном уровне таланта можно переписать, и не только свою. Считается, что дежавю – это петли времени. Кажется в поэзии, в отличие от высшего пилотажа – это живые петли.

Побег с улицы Рю

Я глазел на зарю, -
А она заманила и выкрала.
В доме с улицы Рю
Захлебнулась израненным выкриком.
Швы кривых башмаков
Отскрипят:
Ухожу… Ухожу…
Хлеб назначен ножу
В чистых окнах с небесною выкройкой.

Я подул на зарю
С горьких губ в ноздри жженого марева
Слезы с улицы Рю

Если бы специальную теорию относительности создавал поэт, то там, наверняка, кроме физических реальных величин – время, пространство, скорость, гравитация, главной , обязательно была бы не экстравертная, а интро - величина. Качество, характеризующее самого наблюдателя и постановщика эксперимента под названием - жизнь . Ведь именно на пересечении миров - реального и художественного, поэты создают свою струну относительности. Искривляя не только время и пространство, но и ускоряя внутренние ментальные процессы шестеренками сильных эмоций , меня мир вокруг движками сердец:


ВЕСНА Ч 2:Влюбленный матрос(Пьяница и сестра)

Ты… мне…
Разрушила весну.
Я в сложных отношениях…
С пространством.
Я…
Пьян тобой!
Воспитанный втирать портвейн в десну, -
Я слишком увлекаюсь
Этим пьянством.


Сколько раз в день публикации стиха порвалась эта весна и пространство, правильно ..сколько раз прочиталось..И даже сейчас, она опять рвётся, после длинной цитаты. В этом сила поэзии и бессилие времени. И всё таки, в неё верится. И все таки, она есть. Если словесно выраженными эмоциями можно уговорить хоть одного человека на продолжение жизненного банкета – разве этот стук – не движущая сила всех последующих искривлений реальности.

У времени есть любимый человеческий ребёнок. По сути, вся поэзия - это его порождение, продолжение и печать. Я не встречал поэтов-фантастов. Если конечно не улыбнуться в центурии Нострадамуса. Все их фантазии редко идут дальше «Мы будем жить с тобой на берегу…».
Мне кажется, это ограничение на будущее связано именно с тем, что поэзия из-за сочетания ритмической особой организации и эмоциональной доминанты, намного действенней прозы в созидании реальности. Хорошо, что «Бесы» написаны не онегинской строфой. А может, Шлиман нашел Трою именно из-за гекзаметра, а не наоборот.
Память… Почти любое стихотворение похоже на ее отпечаток на ладони. Неповторимостью и предопределенностью. Там есть – линия ума и сердца, жизни, холм Венеры и Меркурия, шрамы Солнца.


Переживания проживания

Такси возьму и даже не спрошу тот самый адрес. Видимо, до срока никто не скажет. Странный мой маршрут не совпадает с принципом - к истокам. Но сочетает призрак небытья и признаки тоски обыкновенной. Не важно даже, что таксист в зятьях у самой черствой дамы во вселенной - у памяти...
Таксист молчит и я в ответ молчу. И оба мы молчим за ради Бога. Вот немота, подобная ключу к дистанции с шифрованным итогом. С итогом дня? Недели? Тридцати...наружных лет? Тревоги ожиданий. Возможно я из меченых в пути. Из тех, кого везут без указаний. Возможно в этом городе удел для всех таксистов тридцать лет левачить не из-за денег, а в потоке дел, пока не сядет тот, кто был назначен.

Переход строфики из обычной ячеистой в плавную прозаическую одежду позволяет воспринимать рассогласование формы и содержания - дополнительным приёмом, отражающим непознанность этого явления до конца, как, в общем то, и самого человека. Ведь память живет не в уме, не в нейронах, а где-то глубже и дальше. Начиная с клетки…

Но мы уже в засвеченном миру. В том самом. (Здесь сбивается статистка?) Но нет, как будто завершив игру, шофер сакраментален: Это близко. Мне близко? Хорошо. Чего терять? Мы тормозим. Я выхожу у дома.С названием "Отель плывущих вспять". C названием, которое знакомо. И, пораженный, я уже внутри. Нет ни души, ни боя, ни консьержа. Одно мгновенье разумом сотри. В одно мгновенье разумом отвержен. И я сажусь (не тот ли капитан на корабле с оснасткою видений?) На бархатный простеганый диван, и постигаю гавань заведенья. С названием "Отель плывущих вспять". С растянутой до боли тишиною. Тот самый важный факт осознавать в самом себе - себя
и не собою.

С-Петербург 2009


Время в человеческом умственном восприятии – которое называется осознание, способно стать тираном. Тому и поговорка – о том, что самое трудное – ждать и догонять.

Импровизация длиной в окурок.

Сентябрь обретает города,
Как обретают Господа.
По сути
Несвоевременность
Соседствует всегда
С осознанным движением.



Осознание себя и мира в круге циферблата – причина многих пустых и часто надуманных проблем. Никогда не счесть сколько боли, разлук и даже наверное уходов принесло человеческое не снисходительное , недоброе «Точность – вежливость королей». Ведь иногда не так важно вовремя, как вообще – появиться. Но чужое эго, заточенное на общих местах правил приличий, каждую минуту опоздания калибрует в формулу обратного процента неуважения, запуская цепную реакцию и волну раздражения. Так рушатся империи, потому что у эга всегда глиняные ноги. Свобода от времени гуляет очень часто в пределах нашего ума, в тюрьму которого иногда приходит доброе сердце со связкой ключей снисхождений. Но другой стороной такого проявления времени, может быть , на мой взгляд его фундаментальное ценностное значение , порой даже более важное, чем наше извечное «человек ищет, где лучше» . Кроме того, мы ищем, где своевременно – не только к обеду ложка, но слово, помощь, тепло, понимание. Вовремя…Это кардинальная точка пересечения причинно-следственных связей всего сущего в нашей реальности. И иногда, появляясь раньше срока – мы опаздываем, и наоборот, опоздав – касаемся чего-то раньше, чем все остальные.

Но это не в хвалу,
А в неизбежность
Времени проточных,
Сквозных в честь
Сквозняков -
Осенних дней.

Звучит сомнабулическая
Пьеса.

В природе нот
Нам кажется cлышней
Земной итог -
Нездешнего процесса.

Божественные игры со временем, как правило – продолжение темы зеркал. Зеркальный коридор, где зеркало живое смотрит в амальгаму. Оно отражает нас и себя в нас, мы на время берем его серебро , для возврата ему. На время короткого взгляда в себя. Тема двойничества рядом с раздробленностью и одиночеством на фоне природы и ее степенной медлительности звучит особенно пронзительно. И вспоминается Бродский, считавший воду - сгущенным временем. Может быть, это не только метафора. Зеркальная гладь воды – ловушка и для человека, и для времени, которое он носит.

Комплекс Бога

Какою тайной обожжен
Страх утреннего сна?
Качает лодку старый Джон,
В руке горит блесна.

И в странной серой тишине
Нет плеска темных волн.
И, отражаясь, в глубине
Качает утлый челн -

Такой же Джон. В его руке
Такая же блесна.
И гладь воды в его реке
Безмолвна в небе дна.

Какую рыбу ловит Джон
В зеркальных небесах?
Какою тайной обожжен
Сна утреннего страх?

C-Петербург, 2006г.


Очеловечивание времени, как редкое , но непреодолимое желание договориться с ним по-дружески, или полюбовно, уступив ему не худшую часть себя в вечное пользование

Последняя романтическая станция

В будке телефонной
Мира на углу,
Сосланное моно
Обостряет слух
Авель тянет кабель.
Каин окаян
Вдоль траншейной хляби
Нагибает кран.
Тонны километров
Копится гудок,
И рождает в недрах
Мозга — парадокс
Тайное признанье
(Страху вопреки)
В шуме расстояний
Мы как маяки.
Мы как промежутки
Времени и верст
В миллиметрах суток
На линейке звезд
Мы — одним порывом
Созданный эфир.


Если бы разных людей мерили временем, то романтиков измеряли в листопадах, стоиков в зимах, практиков в авансах, дураков в сказках, звездочетов в линии света, идущего от открытой ими звезды, а поэтов – во всем этом по очереди. Потому что у них эпоха – выражение образа , а не количество секунд и лет. Внутренний взгляд поэта. Взгляд – это время, окрашенное душой.
Писать стихи – это тоже останавливать его, уводя по касательной слова, в живые и тонкие чувства, ощупывающие мир нежно и пристально, чтобы восхититься или запомнить, каким он был…

Откупоренный уксус ночи (Бескраины)


Мой домик на краю,
Мой домик у дороги,
У скрытого от всех
Маршрута в “не зови”.
Вновь осторожно дверь
В ночи приоткрываю,
Обрушивая вниз видений
Талый снег,
Реальнее всего –
не бездны блеск бескраин,
Реальнее всего –
Мурашки по спине…














что это такое?

раздел:
эссе
прочтений:
1232


Отзывы:
2010-06-28 12:44:56 Ляля Цыпина
aa
Ин, не могу написать отзыв, достойный этого замечательного эссе и стихов, которым оно посвящено . Но ничего не сказать тоже не могу))
В общем, очень понравилось!! Прочла и первую часть – тонко и интересно, но во второй, кажется, больше света.

►►2010-06-28 16:20:31 inki
aa
Лена, спасибо большое...
Да не в достоинстве то счастье, все простые слова они недостойны высокого штиля...Да вряд ли.
Слово не может быть ниже себя.
Ты знаешь,я упрощаюсь, и когда научусь жонглировать простыми словами и категориями - чтобы не слыть умником, буду считать , как Пикассо - учившийся детсткому рисунку..что чего то стоят мои слова. Или все таки научился..Хоть чему то..

Когда смогу вот так:
[...]

►►►2010-06-28 17:07:34 Борис Фэрр
aa
Спасибо Вам, дорогой друг...

►►►2010-06-29 11:40:00 Ляля Цыпина
aa
Последнее высказывание я слышала от своего сына, только он говорил про кефир «детская водка»)) Это, конечно, не лучшим образом характеризует наклонности родителей, но не могу не похвастаться – ему было всего 4 :)
Мне кажется, Инки, ты пишешь гораздо лучше не только третьеклассников, но даже и первоклассников))
Эссе и стихи – разные жанры, их трудно сравнивать - что лучше, а что хуже. На мой взгляд, важно то, что удалось очень органично это «разное» соединить: стихи и комментарии друг друга не забивают и (редкий случай для меня)) читается все подряд, не возникает желания пропустить текст и читать стихи или, наоборот, стихи «откладывать в [...]

►►►►2010-06-29 12:51:05 inki
aa
Ну, родители кефир наверняка тоже иногда по утрам..
Все нормально, у меня некоторые детсткие говорки очень напоминали табуированную лексику...мы жили в коммуналке и слово, мягко и нежно оканчивающееся я умел ситуативно употреблять в полтора года...Это было домашним развлечением..меня злили и шлепали, и слушали - сначала веселило, потом отучали с боем. Был кукушкой и часами))

О, тогда мне есть куда сростаться...Ясельная группа будет за нами))

Спасибо Елена. Чистосердечное признание что все шло [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.