Письменное сюрреалистическое сочинение, или
Первый и последний черновик.
Устроившись в каком-нибудь уголке, где вашей мысли будет легче всего сосредоточиться на самой себе, велите принести чем писать. Расслабьтесь, насколько это в ваших силах, приведите себя в состояние наибольшей восприимчивости. Забудьте о своей гениальности и о своих талантах, равно как и о талантах всех прочих людей.Скажите себе, что литература - это одна из самых печальных дорог, которые к чему-либо могут привести. Начинайте писать быстро, без всякой заранее намеченной темы, - настолько быстро, чтобы не запоминать и не пытаться перечитать написанного. Первая фраза придет сама собой - вот до чего верен тот факт, что в любой момент внутри нас существует какая-нибудь фраза, совершенно чуждая нашей сознательной мысли и лишь нуждающаяся во внешнем выявлении. Со следующей фразой дело обстоит уже сложнее; не приходится сомневаться, что она одновременно зависит как от нашей сознательной, так и от нашей бессознательной деятельности, - если только допустить, что сам факт написания первой фразы требует хотя бы минимального сосредоточения нашей способности восприятия. Впроем, это не должно вас особенно беспокоить, ибо именно здесь по большей части как раз и заключен весь интерес сюрреалистической игры. В любом случае окажется, что пунктуация - вне всякого сомнения - нарушает абсолютно непрерывное течение интересующего нас потока, хотя и кажется, будто она столь же необходима, как и перебирание ладов на звучащей струне. Продолжайте в том же духе, сколько вам вздумается. Положитесь на то, что шепот, который вы слышите, никогда не может прекратиться. Если возникнет угроза остановки из-за совершенной вами ошибки, скажем ошибки по невнимательности, - не колеблясь сходите с этого слишком ясного пути. Сразу же вслед за словом, происхождение которого кажется вам подозрительным, напишите какую-нибудь букву, например "л", теперь уже обязательно букву "л", и покончите с произволом, поставив эту букву в начале следующего слова.
Полный текст помещен в книге: "Поэзия французского сюрреализма" (Спб., 2003) |