Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-23 09:20:07
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



МИЛЛИОН ЗНАЧЕНИЙ: Так вот оно как...
К стихотворению Ольги Алешиной "Коцит"

Озеро – полное леса и дня.
Ведром зачерпнуть лицо –
и бьётся подлещиком
профиль, храня
все жизни.
Кольцо в кольцо –
расходятся радужки
множества глаз –
вращается
колесо.

– Как ты живёшь, непростивший себя,
в омуте каждого нового сердца?

Солнце терзает озёрную рябь:
– я заживаю взлетающим стерхом.

Лодка рыбацкая. Сонный улов.
Разинуты злые рты –
сверкая стареют
от вспоротых слов,
червивы –
чисты –
пусты!

И только курлычут
в волнистой горсти
лишённые
высоты.

Стихотворение названо «Коцит». Это слово хорошо известно как название одной из рек, протекавших в Аду. В модели Ада, описанной Вергилием, упомянута река Ахеронт, вместе со своими притоками: «рекой плача» (Коцитом), "рекой огня" (Пирифлектонтом), "рекой ужаса" (Стиксом). Позднее Мильтон в поэме «Потерянный и возвращенный рай» добавил еще и "реку забвения" (Лету). В более поздней геометрии Ада, предложенной Данте, река Коцит превращена в озеро Коцит. Замерзшее, ледяное насквозь озеро, в котором и воды-то уже нет. Вот оригинал и один из переводов строк с описанием Коцита:

Per ch'io mi volsi, e vidimi davante
e sotto i piedi un lago che per gelo
avea di vetro e non d'acqua sembiante.
Я увидал, взглянув по сторонам,
Что подо мною озеро, от стужи
Подобное стеклу, а не волнам.
(«Ад», Песня 32, строка 22. Перевод М.Лозинского)

Похоже ли озеро из стиха на озеро из поэмы Данте? Не очень. Ад определяется как «мука вечная», пребывание в аду это не вечная жизнь, а вечная смерть. Сам страждущий в Аду сравнивается с трупом (ветхозаветные слова о трупах отступников — «червь их не умрёт, и огонь их не угаснет», Ис. 66, 24). А наше озеро полно леса и дня, полно жизни, сказано: оно хранит все жизни. И вот тут уместно будет напомнить, что символика озера означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил. А ведь действительно, женское начало не только хранит, но и производит все жизни. Лес имеет близкую символику, в нем много от женского начала. Если не хотите углубляться в глубину веков (мало ли чего воображало архаичное сознание), то я могу привести прекрасный пример леса из «Улитки на склоне» Стругацких. Лес это обычно место инициации, неведомых опасностей и тьмы, область смерти (не надо путать здесь эту смерть с вечной смертью Ада). Когда человек попадает в лес, то его душа может встретиться с чем-то гибельным и неведомым, но она, пройдя все испытания, возродится в новом облике.

И вот именно в этом месте, я подумала: «А не прячется ли здесь архетип образа Кибелы». Следующая строка стиха «Кольцо в кольцо –/ расходятся радужки множества глаз – / вращается колесо» подтвердила эту догадку. А слова: «…Разинуты злые рты –/
сверкая, стареют от вспоротых слов,/ червивы – чисты – пусты!» утвердила ее окончательно.

Дело вот в чем. Кибела — фригийская богиня плодородия, материнства, создательница богов, людей и зверей. В Риме она была известна под именем Magna Mater (Великая Матерь). Считалось, что этой мрачноватой богине подвластен и потусторонний мир, поэтому ее часто изображали на саркофагах. (Вот и название стиха «Коцит» легло на свое место.) Служение ей было тяжелым делом. Празднества в честь Кибелы носили характер оргий, во время которых жрецы богини (галлы), впадая в неистовство, наносили себе увечья. Жрецом и возлюбленным богини был Аттис. Кибела из ревности наслала на него безумие, и юноша оскопил себя. Вот как описал римский поэт Овидий трагическую любовь юноши к Кибеле:

"…Острый он камень схватил, и тело терзает и мучит
Длинные пряди волос в грязной влачатся пыли...
Это безумство вошло в обычай и дряблые слуги,
Пряди волос растрепав, тело калечат себе."

Тем самым строки с вспоротыми ртами получили свое объяснение. Осталось только пояснить, что делают во всем этом кольца. Попытавшись это понять, мы попадаем на еще более архаичный уровень – прямиком к Кундалини. Это более древний слой, и считается, что образ Кибелы восходит именно к ней. Напомню, что Кундалини, строго говоря, некая обобщенная Сила. Она описывается покоящейся, свернутой, как змея тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине — фундаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Понятное дело, что наши кольца здесь знаки вечного возрождения и непрерывности жизни – атрибуты Кундалини. Между прочим, и в начале стихотворения уже возникало вращающееся колесо. Последний кусочек, образ взлетающего (заживающего) журавля, тоже встает в этой модели на свое место. Считается, что процесс пробуждения и поднятия Кундалини происходит только у избранных. К тому же он очень непростой, если не болезненный. Тогда становится понятным, откуда появились «лишенные высоты». Не доросли еще до возрождения Кундалини :-).

Главное, что просвечивает в стихотворении, это совсем не образ ада и мук смерти, а скорее наоборот, жизнь, эротика, энергия. Я могла бы здесь удариться в красивые слова и глубокомысленные рассуждения об Эросе и Танатосе и их взаимоотношениях. Но, пожалуй, я скажу проще. В любой эротике есть привкус смерти. А в любой смерти можно найти отблески эротики. Хотя, обычно мы считаем это отклонением от нормы. Но, ведь и вся поэзия может быть названа отклонением от нормы :-)



что это такое?

раздел:
поэзия
прочтений:
1815


Отзывы:
2009-10-02 09:04:09 inki
aa
...Странно, даже на фонетическом уровне..звучание озера Коцит, наводит на такое ощущение ..скорбец..скопец.А тут ещё и Аттис.

Я не знаю, получилось ли бы на уровне фонетики дойти от Кибелы до Кундалини..хотя, звучание тоже знаково мягко-глухое, но вот такое дайвинговое погружение в смыслы..
Татьяна, я иногда Вашего рентгена ренегадски как регент бывший боюсь. Облучение ..))
Люблю ..недавно перечитывал наши поиски смыслов под Неймановским "Шутом" и ..наверное все таки в колпаке при нынешних условиях легче. Когда на полном серьёзе [...]

►►2009-10-02 10:43:48 Mytyl
aa
Спасибо за идею! Я как-то не подумала проанализировать фонетическое звучание. Меня буквально заворожила Кундалини, поднимающая свою голову в этом стихе :-).

►►►2009-10-02 13:19:21 inki
aa
Так.....ну еще тогда идею))
В первом приближении..посмотрите на графику строчек ..два почти конгруэнтных треугольника...
Вы что-то говорили о геометрии.
Ну а фонетически - беглым взглядом..очень много открытых звуков гласных и шипящщщщщих ..по-моему у неё и хвост немного шевелится..))

2009-10-03 13:12:18 Брайна
aa
Жаль, что Ольга нас покинула, проявив авторскую гордость. Твои разборы, Митиль, всегда завораживают не меньше самих стихотворений.

►►2009-10-08 19:51:23 владимир глухов
aa
оля
не у всех же есть ваши сборники
мы тут что
делим ищем
ищем скорее всего
почитать отдохнуть вздохнуть и уйти
тогда да
фонарики батарейки [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.