|
Произведение: Пан Оптикум И еще о полупроводниках в поэзии...
Пожалуй, к нашим последним дискуссиям о поэзии сей стих и разбор самого автора придется как нельзя кстати. Нельзя сказать, что ее подход лишен логики. Но он пугает, потому что ведет к появлению уймы лжепророков и лжеюродивых на поэтической ниве. Конечно, отличить юродивого от безумного всегда было проблемой, но иногда стоит полагаться на интуицию.
Лилия Калаус
ПОГРЕБАЛЬНОЕ
В зеленом плаще она двигалась к солнцу
За сонмом других завывающих солнц
Застигнуты пальцем судьбы
Не застегнуты
Распахнуты
В вечный как рыба восход.
По кругу морщины
Лучами спектрографа
Протубе
И
Ранец
Как раны сфарот.
Воротца и дверцы шажками присыпаны
Прибиты, как молью подбитый салоп,
На сале животном добротно воспитанный -
Проп
Еллер
И дым
Ная
Су
Ть
Ко
Рофф.
А это сама авторша снизошла с разбором:
Да, текст выглядит и заумным, и шифрованным, надеюсь, никого не покоробит мое замечание, что таков он и для меня. Однако выбросить в корзину что-то мешает.
Когда вся эта многозначительная и претенциозная ахинея вылезла, я два месяца не могла заставить себя стереть файл, просто удаляла лишние строки до последней редакции. А параллельно поняла, что это про смерть и вознесение, причем то, что непредставимо, невозможно уложить в наш ограниченный набор чувств и слов, поэтому сознание распадается на еллеры и оффы.
Что ж, вот мой вариант разбора: вероятнее всего текст случился на смерть мамы. Зеленый плащ - Ислам, цвет ковра, в который ее обернули. К солнцу за сонмом других солнц (будучи солнцем сама) - загробный путь, в стихотворении были еще строки:
В поющий апокрифы
Черным по золоту
Растекшийся тушью
Зрачок.
Я их убрала, наверное зря - потому что зрачок превращается в тоннель (?). Вечный как рыба -христианство и одновременно отсылка к "рыбной" стадии развития человечества и эмбриона. Восход - странная ассоциация с "тем, чего не бывает" - откуда в космосе восход? И все же он есть, потому что он есть в сознании человека и означает нечто большее, чем просто вставание солнца из-за горизонта. Утро, рождение нового, новое рождение? Вечная надежда?
Дальше мне не очень понятно, но ранец и салоп возникают, очевидно, как некие приметы человеческого житья-бытья, заслоняющие собой непредставимое (и то, что невозможно взять с собой туда). "Сфирот" - это что-то, связанное с прохождением границ (10 мытарств?), за которыми познается сущность творца. Болезненность прохождения - раны. А дальше идут воротца и дверцы, присыпанные шажками - детское воприятие? Признак чистоты или возвращения к истоку, в прошлое, в детское воприятие (как защита от травм?) если вспомнить, что речь идет о маме, возможно, это ощущение вечно растянутой сквозь время пуповины.
А дальше - проп и еллер - ощущение воздушной трубы, распадения в потоках ветра (завывающего?), одновременно - дым жертвенных животных (дымное сало салопа) - и дымная суть корофф - вознесение молитв, поминки - с примесью язычества.
Последние "ф-ф" - мягкость, а поскольку к реальной корове это не имеет отношения, это, скорее, последний шелест и угасание последнего звука.
Предвижу Ваши упреки: к чему такие сложности, зачем вообще нужны эти шифровки, когда можно писать простенько и красивенько, не оскорбляя надуманным щеголянием чувств читателей. Ответ один: я проделываю путь не к тексту, а от него. Можно считать это некоторым психотренингом, во всяком случае, занятие шарадами тренирует мозг и отдаляет (говорят) болезнь Паркинсона. Так что, повторяю, если не нравится - не стоит и копаться. Я в отношении стихов верю в любовь с первого взгляда типа "принимаешь - не принимаешь", объяснить, за что следует полюбить, еще никому не удавалось..
Да, по поводу сфарот. Позволила этому слову выскочить из подсознания, потом уже нашла в инете такую информацию: Согласно книге "Сефер Ецира" название - сфира происходит от слова - сифра (цифра). Десять сфирот (а их всего десять) соотносятся с "идеальными" числами от 1 до 10. Числа эти служат базой для математического представления мира. Число 10 образовано цифрами 1 и 0 и охватывает все: от начала (1) и до бесконечности(0). Число 10 представляет десять ступеней по которым спускается воля Творца к сотворенному. Десять речений, которыми был создан мир и десять заповедей на таблицах завета, полученных на горе Синай. Десять поколений от Адама до Ноаха, десять испытаний, через которые прошел наш праотец Авраам, десять казней египетских и т. д.
Есть так же подход, согласно которому сфирот связаны своим названием с понятием "сфар" - "граница". Речь идет о границах, в которых душа может познать Творца.
В ответ на отзыв: Виссарион Григорьев <без названия>
После таких авторских приступов самопознания даже не знаешь - смеяться или напиться и грохнуться башкой об стену, чтобы душа не болела в левой задней пятке:))
Стих - полный бред, мадам выбредила его эдак мину за пять десять, полностью отдавшись на волю семантических спазмов черепной коробки, а потом еще долго думала, как это окутать флером смысла.
И ведь додумалась, правда салоп здесь все-таки выпадает из контекста. А бедная корова вообще пострадала от расчлененки, но...
Отзыв:
| | Я бы сказада что путаное авторское сознание в тексте, написанном после стиха проявляет себя даже больше, чем в самом стихе. Этакое словоблудие :-). Автор кое-что путает безнадежно. К примеру "молью подбитый салоп". Видимо, имелось в виду "молью побитый салоп" - достаточно устойчивое словосочетание, которое всплыло в сознании (заметим, что в семантическое поле оно очень хорошо вписывается, потому и возникло). Однако, оно появилось в перевранном виде, предполагаю, что автору неизвестно истинное значение этого выражения. Подбить шубу молью - вызывает только приступ хохота. Действительно, семантические спазмы черепной коробки порождают такие сочетания.
Забавен также уродец "протубе-и-ранец", но самый забавный образец - само собой - "сфарот" и его толкование.
|
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1117 |
Отзывы на этот отзыв: страница 0 |
|