|
Произведение: Mytyl Altera Voce. Вверх по лестнице, ведущей вниз
МИЛЛИОН ЗНАЧЕНИЙ
перепутаны струны твои, музыкант, и рука тяжела...
что играй - не играй - всё как будто не так и не то,
и усталые пальцы, запутавшись в струнах, всё врут..
что играй - не играй, - а игра и глупа, и резка...
что за роль получилась: скрипач, неудачник, Пьеро, -
стать пред тысячью глаз новой маской на зрительский суд
и усталые пальцы по спутанным струнам скользят
и игра не идёт
не идёт...
----
"Подниматься по лестнице следует передом вперед, ибо перемещение
задом наперед либо же боком вызывает значительные трудности"
Кортасар "Инструкция, как правильно подниматься по лестнице"
Первый беглый взгляд.
Это музыкант, скрипач. Музыкант играет, но музыка у него неправильная, хотя возможно, он не знает об этом. Он старается, играет уже давно, у него устали пальцы. И при игре струны его скрипки запутываются все больше и больше. Музыка звучит даже тогда, когда он не играет.
Взгляд более пристальный.
Если вы попытаетесь объяснить, кто такой музыкант, то, скорее всего, скажете: человек, который играет на музыкальном инструменте. Все то, что касается музыки, неизменно лежит в рамках Игры. Здесь надо уточнить, что мы понимаем под «играть»: можно играть музыку, можно играть роль, можно просто играть. А можно рассматривать всю жизнь как Игру. Кстати, сравнение мира с подмостками, где всякому приходится играть свою роль, неизбежно появилось и в этом стихе. Человек является человеком постольку, поскольку он играет, по своей воле он может быть субъектом игры. Извечный парадокс человеческой свободы впечатляюще разрешён именно как феномен игры Йоханом Хейзинга в книге «Homo ludens (Человек играющий)».
В нашем случае Игра-Жизнь не получается, потому что «рука тяжела» и «струны перепутаны». Сначала разберемся с первой причиной. Семантически слово «тяжесть» является синонимом слов «труд, серьезность», и поэтому выражает противоположное игре понятие «не-игру». Хотя понятие игры более «высокого порядка» чем серьезность (ох, какими серьезными могут быть и игра и игроки!) Однако тотальная серьезность может убить любую игру. Легкость придает Игре красоту и гармонию. Тяжесть игру почти всегда разрушает. Действительно, Игра не есть «настоящая» жизнь, она выходит за рамки обыденности, ее течение и смысл заключены в ней самой. Внутри мира Игры существует совершенный и присущий только ему порядок, и этот порядок непреложен. Любое отклонение от него лишает Игру ценности, лишает ее ритма, гармонии и тем самым красоты. Вот мы и подошли плавно ко второй причине неудавшейся игры – к «спутанным струнам», и дошли до конца этого небольшого стиха.
Простой физический факт: высота звуков меняется в зависимости от того, какие струны музыкального инструмента вибрируют. Звуки, взаимодействуя друг с другом, создают или божественную гармонию, или диссонанс. Здесь не стоит понимать слово "диссонанс" слишком буквально, как пища без соли, музыка без диссонансов была бы слишком пресна и скучна. В начале стиха струны названы перепутанными, то есть они стоят в неправильном порядке. И неожиданно возникает новое значение, или новый смысл. Дело в том, что еще со времен древних греков музыкант был общепринятым символом очарования смерти (поющие морские девы, Гамельнский крысолов, арфисты и лирники в народных сказках). Да и вообще музыка всегда рассматривалась, как попытка осуществить контакт с небом, с высшими силами. Поэтому символика струн сходна с символикой лестницы. Выстраивается некая цепочка: струны – лестница – восхождение/спуск в мир иной. Можно ли представить себе лестницу с перепутанными ступеньками. И куда можно прийти по такой лестнице? Нарушен порядок струн, нарушен порядок Игры. Она стала глупой и бессмысленной – а, помните, Игра эквивалентна Жизни. Еще одно качество у нашей музыки – она названа резкой. Сразу приходит на ум словосочетание «резать правду», тем более, что чуть выше пальцы «врали». Вот и последний кусочек смысловой мозаики встал на место. Признайтесь честно, вы способны вынести правду о своей жизни? Я – нет.
Вот то-то...
Вот и Игра не идет.
В ответ на отзыв: inki <без названия>
Таня, ну как всегда..упадая в философско-семантические сети, хочется воскликнуть-блин..такие умные мы тут. Красиво и интересно. Об игре и скрипичных вариациях. Сопоставление струнности с лестницей, да что-то в этом есть.Теория суперструн мировой полисемичности вспомнил. И новое - всё состоит из всего. Почему-то вспомнилась классическая техника настройки гитары , сначала первая струна - под неё остальные, это если не прибегать к новомодным электронным аккустикам-камертонам.
Получается, если первую неправильно - вся игра швах..Хорошо, если на гитаре..а если в жизни. И тут я присоединяюсь честно к тебе - в плане невынесения всей правды о своей жизни. Собственно, что мы все здесь на сайте и делаем. Мы её не выносим, мы её играем. Но иногда и игра снимает маски , претендуя на роль жизни..Если не упустить этот момент, в следующий раз он может пригодиться.
Пикассо постиг трудом и потом классическое письмо живописи...а потом 30 лет учился рисовать как дети...
Отзыв:
| | Спасибо за лестное мнение. Может мы и правда все такие умные тут. Поэтому и правду о своей жизни не выносим :-). От ума только излишнее самоедство обычно и наблюдается. Как говорится, много будешь знать, скоро состаришься. |
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1009 |
Отзывы на этот отзыв: |
|