Биография
Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища. Был вундеркиндом, рисовал с раннего возраста, должен был стать художником, но, по его словам, «не отстоял себя как живописца». Учился в художественной школе при Академии художеств, был исключён из неё в 1960 году с формулировкой «за формализм», на деле — за попытки отстоять свою индивидуальность. Со многими известными ныне художниками сохранил дружбу. Работал сторожем, кочегаром, дворником.
В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее широко известным «детским народным» стихотворением.
В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами абсурда и черного юмора, из-за чего его часто ставят в один ряд с Хармсом и другими обэриутами. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностьстью, искренностью и детской ранимостью.
В начале 1970-х был осужден на два года «за тунеядство», отбывал наказание на принудительных работах — строительстве комбината в Вологодской области («С бритой головою, / В форме полосатой, / Коммунизм я строю / Ломом и лопатой»). Был досрочно освобожден. В 1975 принимал участие в известной выставке в ДК «Невский».
В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга, «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей «официальных» литературных кругов, в том числе у Сергея Михалкова, и Григорьев не был принят в Союз писателей. В июне того же года в «Комсомольской правде» была напечатана статья «В чём повинны воробьи?» (название отсылает к одному из его стихотворений), подвергающая Григорьева наряду с двумя другими поэтами резкой критике.
Следующая его книга, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году.
В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.
Умер 30 апреля 1992 г. в Петербурге от прободения язвы желудка.
Похоронен в Петербурге, на Волковском кладбище подле И.Тургенева (1883), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1889), Николая Лескова (1895), Александра Куприна (1938) и Ольги Берггольц (1975), которые похоронены на Волковском кладбище, на Литераторских мостках.
Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями. В Петербурге, в доме на ул. Пушкинской, 10 открыта мемориальная доска. |