|
Произведение: Bukentagen Продавец историй
-Вместо предисловия-
___
Однажды вечером, английский ученый Исаак Ньютон пил чай в яблоневом саду. Вдруг с небольшой яблони, в тени которой он отдыхал, неожиданно, прямо на стол грохнулось молодое зеленое яблоко. Ньютон взял его в руку и задумался - почему любой предмет неуклонно падает на землю? Что за неведомая сила притягивает его? Откуда берется эта сила?
___
Именно этот случай и стал отправной точкой на пути открытия закона всемирного тяготения.
___
___
-1-
___
А. закрыв глаза, лежал на крыше высотного здания в центре Москвы. Снег недавно сошёл, металл, которым была покрыта крыша, высох и ослепительно блестел.
___
А. знал, что сейчас был ближе других к солнцу, к его нежным обнимающим лучам которые только–только становились теплыми.
___
«Встречаю весну первым!» - Радостно произнес А. и запел, заглушая монотонный городской гул доносящийся снизу. Сквозь его пение и какофонию городских звуков слышался едва различимый бой кремлевских курантов. Там внизу на бесчисленных московских улицах, все еще царствовала зима, выцветшие дома и замерзшие деревья изо всей силы тянулись вверх. Но пока, весна явилась только сюда – на эту переливающуюся солнцем крышу и, казалось, совсем не собиралась спускаться в этот хмурый, утопающий в холодном сумраке, город.
___
Допев, А. открыл глаза, приподнял голову и огляделся - небольшое зеленое яблоко тихо лежало рядом с ним. Не раздумывая А. поднял его, немного обтер и смачно укусил. Горькая червоточина притаилась в сочной мякоти плода. Поморщившись, А. зло посмотрел вниз, сплюнул и с силой швырнул недоеденное яблоко туда - в этот опостылевший город, в эту распахнутую зловонную пасть цивилизации суеты.
___
«Пусть подавиться!» - пробурчал А. , тщательно вытирая руки. От хорошего настроения не осталось и следа. Убрав в сумку увесистый фотоаппарат, А. посмотрел на часы, выругался и отправился к пожарной лестнице…
___
Ничего не произошло, никто ни чего не заметил - так всегда и бывает, когда всё необратимо меняется. Не успел А. слезть с крыши, а мир вокруг него был уже другим.
___
___
-2-
___
О чём можно думать с голодухи, проходя мимо продуктовых магазинов? - Именно об этом я и думал! Особенно хорошо думалось, вдыхая аромат жареного мяса из шашлычной и наблюдая жующих людей. Денег почти не было, а купить хотелось всё съестное, что попадалось на глаза. Мое голодное восприятие не видело ничего, кроме пищи. Мир разделился на две составляющие – пищу и всё остальное, причем «все остальное» являлось фоном для «пищи».
___
Какое замечательное чувство – голод! Древнейшее, неизменное и возможно, первое из чувств, возникающее при зарождении жизни. Первобытное, заставляющее искать, действовать, думать. Вдохновляющее ожить.
___
«Голоден - значит жив!» - Заключил я и свернул в магазин.
___
Купив несколько брикетов макарон, пачку чая и батон хлеба, я поспешил домой. Приблизившись к своему подъезду, я с удивлением обнаружил, что рядом с ним, в нашем доме, появилась новая дверь. Дверь была приветливо приоткрыта, над ней красовалась бронзовая вывеска – «Магазин мистера О».
___
Я не верил собственным глазам:
___
«Откуда взялась эта дверь?! Утром, когда я выходил из дома, её не было. Надо зайти…»
___
Дверь скрипнула и впустила меня. На мгновение я провалился в непроницаемый мрак, но темнота моментально отступила, и я стал видеть:
___
Это был необычный магазин, походивший скорее на склад, чем на торговое помещение. Прилавков было очень много. Осторожно протискиваясь между ними, я с любопытством разглядывал диковинные товары. Чего там только не было! - Посуда, одежда, мебель, чучела животных, книги, инструменты… И всё это вперемешку валялось на длинных металлических стеллажах покрытое пылью.
___
Заинтересовавшись старинным кинжалом с костяной ручкой в форме стилизованной фигуры человека, я нагнулся, чтобы рассмотреть его, и едва не ударился лбом об потрескавшуюся глиняную амфору. Рядом с ней лежало небольшое зеленое яблоко. Яблоко выглядело аппетитно, я машинально взял его в руку и укусил. Съев его всё, я почувствовал неприятную горечь во рту - яблоко было червивым. Я поморщился, - всё здесь какое-то червивое! Кому, вообще, понадобилось продавать этот хлам?! Интересно, кто захочет купить пару сношенных до дыр ботинок или грязный пластиковый стаканчик? А эта амфора – обыкновенный старый горшок, к тому же разбитый. И кинжал ржавый…
___
Я уже шел к выходу, как вдруг, неожиданно на моём пути возник старик. Я чуть не врезался в него, но вовремя остановился. Это, по всей видимости, был хозяин магазина…
___
-Яблоко, - произнёс он тихо.
___
-Что? – Спросил я.
___
-Вы съели яблоко.
___
Я недоуменно молчал, не совсем понимая, о чем он говорит. Старик молчал в ответ, пристально осматривая меня с головы до ног. Я физически ощущал на себе его сверлящий всепроникающий взгляд, от которого становилось не по себе.
___
-Возьмите! - Наконец сказал он и протянул мне небольшой клочок бумаги.
___
Это был чек – «Яблоко Ньютона», – значилось в нем.
___
-Э…сколько я вам должен? – озадаченно промычал я.
___
-Ни-че-го, – нараспев произнес он, и проводил меня к выходу.
___
___
-3-
___
А. шёл пешком с Таганки к трём вокзалам. Машин на дорогах почти не было, светофоры сонно моргали жёлтыми глазами, редкие прохожие торопились пройти.
___
А. точно знал направление и шёл, не разбирая дороги - через площади, дворы, скверы, переулки. На мокром асфальте резким светом фонарей отражалась ночь.
___
Весной Москва как-то особенно удручает:
___
Нескончаемые дома, безрадостные долгие улицы, дороги, заборы, лужи, темный налет автомобильных выхлопов на остатках мокрого снега. Всё это течет, мерцает, пенится, хлюпает под ногами.
___
В одном из скверов А. заметил покосившуюся новогоднюю ёлку. Обрывки праздничных украшений грустно покачивались на её сухих ветвях.
___
«Миллениум!» - Процедил А. сквозь зубы и наступил в глубокую лужу.
___
Весь последующий путь до платформы он смотрел только себе под ноги.
___
На вокзале А. сел в первую утреннюю электричку и задремал.
___
«Пух!» - Тихо сказал кто-то.
___
А. открыл глаза - рядом с ним стояло несколько людей в серой форме. Все они улыбались, один из них только что «стрелял» в А. из пальца. Это он сказал «пух». А. съёжился. Милиционеры отправились дальше по полупустому вагону. Проводив их взглядом, А. снова закрыл глаза и уснул.
___
Ранним утром всегда очень холодно - на небе занимается рассвет, но день ещё очень далеко.
___
В электричке, казалось, было значительно холоднее, чем на улице, от дыхания шёл пар, стёкла внутри вагона заиндевели.
___
А. сильно знобило, но усталость моральная и физическая взяла верх над холодом, и он спокойно проспал пару часов до заветной станции.
___
Когда А. вышел, на улице уже совсем рассвело. Колокольный звон манил прихожан на утреннюю службу. А. направился через рощу к знакомому храму. Идти было не далеко, но он, словно чего-то испугавшись, замедлил шаг.
___
Солнце играло на верхушках деревьев, пели птицы, лёгкий туман размывал окрестности - всё просыпалось.
___
А. ещё раз нащупал в кармане своих вельветовых брюк измятое письмо, которое помнил наизусть. А. шёл на свидание.
___
Переступая порог храма, А. был уверен, что она там. Служба только что началась, и народу внутри было немного. Обстановка умиротворяла - огни свечей отражались в тёмных ликах икон, пахло ладаном, было уютно и тепло.
___
А. сверлящим взглядом обвёл всех присутствующих и вышел - никто даже не заметил, что он входил.
___
Её там не было.
___
Желание увидеть её было нестерпимым. Он шёл прочь, но вдруг остановился. Узкая тропинка лужей текла в лес. Удушающий приступ отчаянья нахлынул на него, сделав несколько нетвёрдых шагов, А. упал. Сильнейший спазм прокатился по его телу и застыл изогнутым ногтем на большом пальце левой руки.
___
А. потерял сознание.
___
___
-4-
___
Воскресным утром погода на улице стояла замечательная:
___
Солнце светило необычайно радостно, деревья тянули к нему свои замерзшие ветви и довольно покачивались в такт дуновению прохладного ветерка. Воздух упивался утренней свежестью. Все оживало…
___
В половине одиннадцатого я встал с пастели и пошел завтракать. Счастливый, в предвкушении блаженного безделья, я пил чай и смотрел в окно.
___
Макароны были съедены, хлеб тоже. Впрочем, есть, особенно не хотелось…
___
«А не наведаться ли мне к кому-нибудь на обед?» – Подумал я и стал собираться. Надев брюки, я неожиданно вспомнил вчерашнюю историю с яблоком, пошарил в карманах и нашел скомканную бумажку - «яблочный» чек.
___
Когда я вышел из подъезда на улицу и обернулся - двери в магазин мистера О не было!
___
Простояв некоторое время в недоумении, я недоверчиво ощупал стену, где ещё вчера была дверь, и огляделся – всё остальное было на своих местах.
___
«Не может быть!» - Мысли рассыпались, я ничего не понимал…
___
Обойдя зачем-то свой дом, и ещё раз внимательно осмотрев стену, я отправился бродить по городу в поисках исчезнувшей двери.
___
Зачем? - Наверное, для того, чтобы убедиться, что я, все ещё, в здравом уме. Ведь я был на грани помешательства, а может быть, только что сошел с ума…
___
Вечером, ничего не найдя, в полном изнеможении я вернулся домой. Луна ехидно смотрела на меня из окна, мешая уснуть. Я лежал с открытыми глазами и размышлял.
___
Трудно осознавать собственное сумасшествие, тем более такое явное, когда точно знаешь, что дверь была, но теперь её нет! Невыносимо смотреть на этот белый клочок бумаги, держать его в руках, ощущать пальцами его реальность…
___
Сумасшествие не возникает без причины. Что-то должно было его спровоцировать. Но что? Кроме весны и голода, я решительно ничего припомнить не мог. Всё было в порядке. Ни о чём, особенно не задумываясь, я плыл по течению - жил самой обыкновенной жизнью, какой живут все.
___
Голод? Да я был голоден, но не настолько, чтобы сойти сума. Мне и раньше частенько приходилось быть голодным, но от этого со мной никогда не происходило подобных необъяснимых вещей…
___
Совершенно ослабев от всей этой чертовщины, я уснул прямо в одежде.
___
___
-5-
___
Погода заметно ухудшилась, вечер уже мало напоминал утро:
___
Танцующее солнце исчезло, небо потускнело, птицы затихли. Знакомая улица с деревянными домами будто затаилась и дрожала от страха.
___
За дубовой рощей, к западу от храма, стоял единственный в этом посёлке многоквартирный панельный дом. Там, в первом подъезде на втором этаже в квартире номер шесть, жила она.
___
А. Третий час стоял во дворе на детской площадке под её окнами. Грязь на его одежде была почти не заметна, как и сам А. на фоне унылого пейзажа с дрожащими кустиками. Он тоже дрожал, но не двигался с места, пристально всматриваясь в ее тёмные оконные проемы. Несколько раз ему показалось, что там мелькнул ее призрачный силуэт, но он не был в этом уверен. Он был уверен только в том, что непременно дождётся её или умрёт прямо здесь. Так стоял он ещё довольно долго, гипнотизируя окна, пока она не вышла.
___
___
___
-6-
___
Я сумасшедший, каких много! У каждого своя причина сумасшествия, свои мотивы, свой метод, своя одержимость - желание неутолимое и навязчивое, всецело наполняющее собой жизнь.
___
Есть ли болезнь хуже этой? Есть ли благодать желанней этой? Существует ли печаль значительней этой?
___
Сумасшествие моё не столь заметно со стороны. Я не душевнобольной, я - ординарен, как и все нормальные люди. Я хорошо умею прятать своё сокровенное от других. Достаточно просто молчать и никто не заметит твоего внутреннего состояния. Каждый поглощён собственным сумасшествием и способами сокрытия его от других. Но зачем? Для чего притворяться, лукавить, держать в тайне то, чем живёшь? Бояться сказать правду, признаться, что любишь или ненавидишь?
___
Всё от недоверия, - недоверия к другим и к самому себе. Боязнь быть непонятым развивает скрытность. Скрытность порождает двуличие. Двуличный постепенно утрачивает себя, забывая, чего он на самом деле хочет. Он убивает собственную душу, - сначала маскируя, а потом теряя ее под различными личинами. Чем больше замыкаешься в себе, тем скорее разочаровываешься в своём сокровенном.
___
Это ли не самое страшное - стать беспристрастным, жить равнодушно без желания - это ли счастье?
___
Человек остаётся человеком, пока имеет тему - сокровенную мечту – опору, за которую держится всю жизнь. И только тогда это – жизнь!
___
Любовь, - вот моя тема!
___
Многие узнали её, и им повезло. Мне же повезло максимально - любовь моя близка к совершенству.
___
Я – идеалист. Та, которую я люблю, - мой идеал. Относиться проще невозможно. Ведь не придумал же я её, - она реальная земная женщина, каких миллионы, а я вижу только её!
___
Почти пять лет прошло с нашей первой встречи, а во мне ничего не изменилось, словно включилось что-то тогда, и остаётся включенным до сих пор.
___
Совершенство! - Мыслимо ли? - Сумасшествие.
___
Даже не знаю, чего хочу больше? - Любить её, или её любви.
___
К совершенной любви совершенные препятствия, мои шансы на успех наивны, как попытка восприятия бесконечности. Можно лишь ждать, верить или не верить, а я - верю!
___
___
-7-
___
Четыре дня я не выходил из дома. Почти все это время я провел лежа на диване. Есть не хотелось, пить тоже. Казалось, какая-то хитрая перемена таилась во всём. Что-то не связывалось, не получалось, не срабатывало. Будто весь мир незаметно изменился, а я остался на месте. Но что? Определить причину я не мог.
___
Разглядывая интерьер собственной комнаты, я видел перед собой только одно – «яблочный» чек из магазина мистера О. Он мерещился мне везде. Он рушил мое сознание. Почему он не исчез?!
___
Несколько раз я доставал чек из кармана и повертев в руках, засовывал обратно. Ничего не оставалось, кроме того, чтобы сдаться и признать себя сумасшедшим. Но, как любой здравомыслящий человек, сдаваться я не хотел.
___
Неожиданно мне очень захотелось есть. Невероятно, как мне удалось голодать все эти дни? Голод подстегивал. Я оделся и вышел на улицу.
___
«А не сходить ли мне к А.? Расскажу ему всё, заодно и поем. А дальше – будь, что будет!»
___
Почти всю дорогу до его дома я бежал. Увидеть своего друга мне хотелось гораздо больше, чем есть. Я мчался не разбирая дороги, наступал в грязь, в лужи. Автомобили громко скрипели тормозами и противно сигналили своими дурацкими клаксонами. Встречные прохожие молча шарахались от меня в сторону. Не обращая на них внимания, я вбежал в знакомый подъезд и устремился к лифту. Лифт медленно полз, вознося меня на пятый этаж. Вдруг мне показалось, что знакомая тесная кабинка теперь выглядит как-то не нормально. Я миллион раз ездил на этом лифте и привык к каждой его царапине. Всё было на месте: и стертые пальцами кнопки и тусклая лампочка в потолке и грязные стены и даже нецензурные надписи. Но какое-то странное отчуждение проглядывалось во всем этом. Что-то незримое, не живое, мрачное. Будто бесформенный, но ужасный монстр на время принял облик этой кабины. Мне стало не по себе. Я ощущал себя жертвой попавшей в западню. Десять секунд поездки в этом лифте отняли у меня все оставшиеся силы. Когда двери все-таки открылись и выпустили меня, я еле держался на ногах. Пошатываясь я наконец добрался до двери в квартиру А. Его не было дома, я понял это сразу. Позвонив несколько раз, я в бессилии опустился на корточки. Немного передохнув, я встал и отправился вниз по лестнице.
___
Вернувшись домой я съел купленную по дороге приторно-сладкую шоколадку, запил ее холодной водой и завалился спать.
___
Из настежь открытого окна доносился размеренный бой курантов. Почему мое окно открыто? Я приподнялся и сел на подоконник. В непроницаемом небе виднелись рубиновые звезды. Где-то далеко горел костер подбрасывая вверх пучки разноцветных искр. Пыль времени медленно скручивалась в петлю и превращалась в пепел.
___
«Наверное это сон» - подумал я и закрыл окно.
___
Волшебная ночь выключилась: куранты смолкли, костер погас, искры развеялись. Я больше не мог спать. До того как я закрыл окно, куранты успели пробить двадцать семь раз. Неужели сейчас двадцать семь часов ночи? Неожиданно я понял, что если сейчас не выйду на улицу, случится что-то необратимое. Раньше, даже мучаясь от бессонницы, я не практиковал ночных прогулок, но теперь мне просто необходимо было идти. Куда? - У меня не было ответа на этот вопрос.
___
По-прежнему очень хотелось есть. В голове шумело, в глазах плавали белые огоньки. Желудок, вместо того чтобы изнывать по еде, выворачивался наизнанку. Я нехотя поднялся и стал одеваться.
___
Ночь была в самом разгаре - совы уже спали, жаворонки ещё не проснулись. Было тепло - лужи не замёрзли, с голых веток прыскало мелкими каплями влаги.
___
Я шёл через рощу на восток. В городе было неестественно тихо, лишь звуки моих шагов пронизывали рыхлый воздух. Вдруг из темноты выскочила маленькая белая собачонка. Заметив меня, она робко засеменила в мою сторону. Я вздрогнул, но не от страха. На неё было больно смотреть. Её мокрая шерсть висела клочьями, уши были прижаты к голове, лапы дрожали. Собачка тихо скулила и, всем телом жалась к моим ногам, словно ища там защиты от чего-то неминуемого и ужасного. Я не стал прогонять ее. Казалось, мы остались вдвоём в этом чужом мире - я и она – два отвергнутых, лишенных места, существа, прижимающихся друг к другу от невыносимого одиночества.
___
Вскоре, из глубины рощи, раздался едва различимый свист. Собачка радостно тявкнула, метнулась в сторону и скрылась в темноте. Оставшись один, я свернул в спальный район. Впереди виднелся знакомый двенадцати этажный дом. Единственное окно светилось в нём - это было окно моего друга А. Удивительно, что я пришел именно сюда, но теперь А. был дома и я не раздумывая направился к нему.
___
Поднявшись на пятый этаж по темной лестнице, я позвонил в его квартиру. Звонок прозвучал неестественно резко, но безрезультатно – открывать мне никто не собирался. Тогда я осторожно толкнул дверь и понял, что она не заперта. Стараясь не шуметь, я на цыпочках переступил порог квартиры А.
___
В прихожей было темно и двигаясь на ощупь, я громко спросил:
___
-Есть кто-нибудь дома?
___
-Да. – Тихо ответил А.
___
Я вошел в комнату и поздоровался. А. удивленно посмотрел на меня, и вяло кивнул.
___
-Что случилось? - Спросил он безразличным голосом.
___
Только теперь я заметил, что А. выглядел, мягко говоря, не обычно:
___
В грязной одежде, бледный, осунувшийся, с впалыми глазами он склонился над журнальным столиком, устланным многочисленными исписанными от руки тетрадными страницами. Хаотичный натюрморт дополняли наполненная до краев окурками пепельница и мятая пачка сигарет. Рядом на полу в куче изорванной бумаги валялась новенькая капроновая верёвка приблизительно в палец толщиной.
___
-До сих пор пишешь ей письма? - Спросил я и открыл форточку. Накурено уже было так, что резало глаза.
___
А. молча достал очередную сигарету и закурил. Я пододвинул к столу шаткую испачканную художественными красками табуретку, сел и закурил вместе с ним.
___
-Ты когда-нибудь из своего окна слышал куранты? – Снова заговорил я. – Представляешь, только что, перед тем как придти к тебе, меня разбудил их бой.
___
А. продолжал молчать. Я потянулся к пепельнице и обратил внимание на толстую стопку фотографий затерявшуюся среди писем на столе.
___
-Можно взглянуть? – Спросил я и наугад вытащил несколько штук. На всех снимках были московские панорамы сделанные с крыш домов.
___
-Сам фотографировал? – Поинтересовался я.
___
-Да, - отозвался А., и как будто ожил. - Ты молодец, что пришёл, мне сегодня никак нельзя было оставаться одному. Я ведь хотел… - Он так посмотрел на меня, что договаривать фразу было незачем.
___
Теперь замолчал я, продолжая перебирать фотографии. Я был в шоке. Казалось, когда я пришел сюда, мне было настолько плохо, что хуже и быть уже не могло, но нет, после этих страшных слов произнесенных только что А., мне стало гораздо хуже.
___
Всю свою жизнь я презирал людей решившихся на самоубийство. Считая их слабыми и малодушными, я и предположить не смел, что мой друг которого я знаю с детства, однажды тоже захочет свести счеты жизнью. И из-за чего! – Из-за какой-то там давно потерянной любви! Нет! Не может такого быть!
___
–Давай чаю попьем. – Спокойно сказал А. и отправился на кухню греть чайник.
___
Оставшись один в комнате, я схватился руками за голову.
___
Что же все-таки происходит? Неужели не явись я сейчас сюда, он сделал бы это над собой? Весь мир сошел сума! Исчезающие двери, червивые яблоки, взбесившиеся куранты. На всякий случай я поднял с пола веревку и запихнул ее под стопку натянутых на подрамники холстов.
___
А. учился живописи в одном известном московском вузе. Рисование было его страстью. Как истинный художник А. постоянно носил с собой блокнот и короткий изгрызанный карандаш. Примечательно, что карандаш всегда был один и тот же, хотя за такое количество лет он должен был сотню раз источиться до основания. Где А. доставал такие похожие друг на друга карандаши, для меня оставалось тайной.
___
Что же происходило с ним теперь? Почему он до сих пор не мог позабыть свою старую давно утраченную любовь?
___
Семь лет назад мы с А. учились на одном курсе в художественном училище. Там он и встретил ее. Перед самым окончанием училища они расстались, и с тех пор у А. было много других женщин. Он часто рассказывал мне про них. Порой, складывалось впечатление, что он наконец нашел свою новую любовь, но только не у меня. Я то знал, что А. упорно продолжает любить ту – свою первую женщину, – свой идеал. Все эти годы он постоянно думал о ней, писал письма, искал встречи. Она не хотела его видеть и конечно не отвечала ни на одно из его многочисленных посланий. Но недавно между ними по всей видимости что-то произошло…Что?
___
Я не заметил как А. вернулся с двумя бокалами свежезаваренного чая. Мне уже совершенно не хотелось рассказывать ему свои глупости про исчезнувшую дверь. Достав из кармана свой так и не исчезнувший «яблочный» чек, я смял его и бросил под стол.
___
До самого утра мы молча курили, пили чай и напряженно думали, каждый о своём, – сумасшествии.
___
___
-8-
___
___
В шесть мы попрощались и я отправился домой.
___
Я шёл по светлым утренним улицам, купающимся в мягком солнце. Призрачные образы, навеянные давешней ночью, один за другим проплывали передо мной:
___
Мой друг, продолжающий безответно любить, его любовь – похудевшая и осунувшаяся, с заплаканными чёрными глазами, капроновая верёвка, письма, фотографии, испуганная белая собачонка и …яблоко, - оно почему-то навязчиво вклинивалось во все эти события.
___
Переступая порог своей квартиры, я вдруг отчётливо вспомнил, что сейчас, входя в подъезд, снова видел её – дверь в магазин мистера О!
___
Бешенство и отчаянье разом овладели мной, на подкашивающихся ногах, я выскочил на улицу. Солнце ослепило глаза, воздух обжёг лёгкие, птицы оглушили пронзительными трелями и дверь, эта проклятая лакированная дверь с почерневшей бронзовой вывеской -снова была! Издевательски приоткрытая, она словно ждала меня, и я без колебаний вошёл в нее снова.
___
Внутри всё было точно такое же, как и в прошлый раз. Складывалось впечатление, что я вообще никогда не выходил отсюда, и всё оставшееся снаружи - весна, город, мой друг А., жизнь - нереально.
___
Незамедлительно, прямо передо мной, появился мистер О. Теперь я хорошо рассмотрел этого таинственного продавца:
___
Глубокие морщины украшали его смуглое, гладко выбритое лицо. Грустные серые глаза, казалось, проникали в самую душу. Ровные седые волосы лежали на голове очень аккуратно - безукоризненно. Старомодный с виду, цвета индиго, бархатный костюм, выгодно подчёркивал изящность его стройной, немного худощавой фигуры. Левой рукой мистер О держал лёгкую деревянную трость, правую протягивал мне в знак приветствия.
___
-Я знал, что Вы придёте - сказал он дружески, - проходите, присаживайтесь, составьте мне компанию к завтраку.
___
Мы подошли к небольшому квадратному столу, накрытому ослепительно белой скатертью. Наполированный до блеска медный кофейник дымился в окружении только что испечённых, пышущих жаром, булочек. Серебряная чаша с прозрачным мёдом удачно дополняла все это свежее великолепие.
___
Я сел в плетёное кресло, напротив меня, в точно такое же, сел мистер О.
___
-Теперь Вы мой…клиент! - Произнёс он загадочно, - и нам самое время познакомиться.
___
Я кивнул, в знак согласия и огляделся по сторонам:
___
Интерьера не было – вокруг нас была абсолютная пустота, и лишь под ногами лежал мягкий тёмно-бордовый ковёр.
___
Я удивленно повернулся к мистеру О, который уже придвигал ко мне маленькую фарфоровую чашечку с ароматным, горячим кофе.
___
- Не стесняйтесь, пейте, кушайте, завтрак - это своего рода ритуал!
___
А я и не стеснялся, чувствуя себя легко и раскованно, будто бы всю жизнь был знаком с этим стариком. С огромным удовольствием я принялся уплетать хрустящие булочки, окуная их в мёд и запивая восхитительным кофе. Мистер О делал то же самое.
___
Закончив трапезу, мистер О достал потертый серебряный портсигар, извлек из него длинную коричневую сигару и закурил, - рафинированно чистый запах табака окутал нас.
___
-Желаете закурить? - Любезно поинтересовался он. Я утвердительно закивал, и он протянул мне портсигар, - только учтите, такого табака Вы нигде не купите, а другого потом курить не сможете…
___
А я и не хотел другого, я хотел только этого – самого лучшего!
___
Я курил долго, с наслаждением, жадно затягиваясь. Неописуемое блаженство растекалось по моему телу, проникало в каждую его клеточку, наполняло весь организм. Эта сигара, однозначно, стоила того, чтобы потом не курить совсем!
___
-Итак, молодой человек, - продолжил старик. - Меня зовут мистер О, я - продавец историй. Ваше имя мне известно и, поэтому, не трудитесь представляться. Сейчас я расскажу то, что Вам достаточно знать. Про Вас я знаю ровно столько же.
___
Выдержав небольшую паузу, старик продолжил:
___
– Это место - мой магазин, является хранилищем историй. Всех, которые произошли или произойдут. Каждый купивший хотя бы одну историю, навсегда становится моим клиентом. В прошлый раз Вы купили у меня яблоко…
___
-Я его не покупал! – Запротестовал было я, но мистер О резонно заметил:
___
-Вы купили его и съели. Точнее, - раз съели, стало быть, и купили!
___
Мистер О улыбнулся, хитро подмигнув мне одним из своих бесцветных глаз, и в этот момент ко мне пришло четкое осознание полной и безнадежной абсурдности нынешней ситуации. Неужели я брежу наяву? Вне всяких сомнений я сошел сума и все это – мои собственные иллюзии. Игры воображения, - галлюцинация. Всего этого нет. НЕСУЩЕСТВУЕТ! Но если я сейчас очнусь, то где? - В психушке, привязанный к койке простынями? Или я мертв и уже не очнусь никогда, и это - мое предсмертное видение?
___
Заканчивать такими результатами очень не хотелось, и я вернулся к этой идиотской послетрапезной беседе с невероятным продавцом историй:
___
-Да, я съел его, но Вы же сами ничего не взяли с меня за это… - Я долго подбирал подходящее слово, - СТАРИННОЕ яблоко!
___
-Ошибаетесь, - ехидно усмехнулся мистер О, - всё имеет свою цену, и я получил за него свою плату. Но не с Вас!
___
-И с кого же?
___
-Ваш друг А. заплатил мне.
___
Слова продавца историй ударили меня в самое сердце. Первобытный ужас дрожью пробежал по всему телу и остановился капельками холодного пота на лбу.
___
Мистер О невозмутимо продолжал:
___
-Не бойся, я реален, как и всё здесь! - Он развел руками, указывая на окружающую нас пустоту. - Я даже реальнее чем мир, откуда ты явился сюда. Он ведь меняется каждое мгновение, а я остаюсь неизменным. Ты видишь сейчас то, что на самом деле РЕАЛЬНО!
___
Испугавшись ещё больше, я произнёс:
___
-Ты… дьявол?!
___
Мистер О печально покачал головой:
___
-Нет, если бы всё было так просто… – и отвернувшись куда-то в сторону, продолжил - « …и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». - Так кончилось бытие, и началась история. Теперь люди - творцы, а всё что сотворено Создателем - бытие.
___
История - это конкретные действия людей, влияющие на бытие. Можно преобразовывать материю - превращать воду в вино, камни в хлебы, свинец в золото, но не возможно отменить содеянного. Именно количество действий определяет количество материи, а не наоборот. Время здесь не играет ни какой роли, если что-то должно произойти, - оно произойдёт и неважно когда - сегодня или через много лет.
___
Когда совершится последнее действие, материя кончится, всё исчезнет и Господь снова займётся творчеством.
___
Съев яблоко, ты отменил действие, которое уже произошло. Всё осталось по-прежнему, лишь это яблоко исчезло - оно никогда не росло, не зрело и не падало с яблони в саду Ньютона. Закон Всемирного тяготения им всё равно был открыт, и твоё яблоко здесь не причём. Ты вмешался не в историю открытия закона, а в историю падения яблока. Уничтожив его, ты стер из бытия целый мир, лишив его своей неотъемлемой части. Мир исчез, а оно все равно упало…
___
-Как упало? – не унимался я - когда? Я же съел его!
___
-Оно упало днём, в прошлую субботу, с одной из московских крыш.
___
В тот день я впервые попал сюда. Бродил между нескончаемыми прилавками, съел червивое яблоко, получил за это чек… И что же? – Какое то время мир существовал без него, - без этого фатального яблока, падение которого наблюдал сам Исаак Ньютон?
___
Я отчетливо вспомнил фотографии А., сделанные с московских крыш.
___
-Так это А. уронил яблоко?
___
-Да, именно он.
___
В порыве негодования я вскочил с кресла и вдруг оказался на огромной блестящей крыше. Весенний день был в разгаре: солнце сияло высоко в небе, снизу доносился едва различимый ухом гул гигантского города. Со всех сторон меня окружал яркий оранжевый свет - теплый и радостный. Очень хотелось идти к нему - вдыхать, впитывать, наслаждаться… Легкий ветерок дышал свежестью, металл под ногами издавал гулкие раскатистые звуки, солнце дрожало в небе. Я все ближе и ближе подходил к краю крыши, за которым все видимое пространство было исчеркано причудливыми контурами мегаполиса.
___
Город доминировал. Город преобладал. Город поглощал. Мне неудержимо хотелось прыгнуть вниз - туда, где все еще оставался холодный безжизненный мрак, чтобы развеять его, уничтожить, победить…
В ответ на отзыв: Марго Зингер <без названия>
Итак, сюжет многообещающ, несмотря на незаконченность. Открытого философского конца не получилось, потому что яблочная теория прозвучала не очень внятно. При желании ее можно оттуда вычленить и доразвить, но это не читательское дело, ой не читательское.
Размышления и описания не самых значительных эпизодов занимают слишком много места, которое следовало бы отдать под основополагающие сцены, так как появление странного магазина.
В прозе сюжетной каждое действие и предмет важны так же, как ружье Станиславского.Безусловно, что-то служит исключительно в декоративных целях, но какие-то подначки должны оправдывать себя. К примеру - лифт. Герой отправился к А., лифт показался ему странным, следовало предположить, что он его доставит в другой реальность, но нет...Зачем это было сделано? Такое ощущение, что вы сами хорошенько не знали дальнейших событий, и в результате пооставляли в тексте все наметки, какие только приходили вам на ум.
Обморок А. тоже не обыгран. Вашему рассказу требуется избавление от лишних деталей, определенно, не несущих смысловой нагрузки, только отвлекающих.
Любовная линия А.лучше бы смотрела рядом с самим А. И упоминать ее стоит мельком еще на крыше, и в поезде, в его воспоминания вплетая штрихи прошлого, связанного с этой дамой. Сразу появится объемность.
Пока, пожалуй, остановлюсь:)
Вот так вот:)
Отзыв:
| | Спасибо. Ваше критическое слово для меня как бальзам. Да, лифт там немного инородный вышел, а всё потому, что я его туда позже приписал, для настроения. А по поводу моего незнания развития поворотов дальнейших событий - знал конечно, но сделал так специально, чтобы над читателем поизмываться. Хорошо, что неожиданность чувствуется в тексте, без нее не так интересно вести читателя за нос.
Однажды я прочитал незаконченный рассказ Лермонтова "Штосс". Как я был зол на Михаила Юрьевича за то, что он взял, да и оборвал своё повествование на самом интересном месте. Я чуть ли не прыгал от бешенства. А потом сам взял на вооружение это "читательское негодование". Текст должен вызывать вопросы, и плохо то произведение, дочитав до конца которого не жаждишь узнать продолжения.)))))) |
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►2009-06-20 13:14:18 Виссарион Григорьев aa | Текст должен вызывать не вопросы, а размышления и таить ответы. Простите, что вмешиваюсь))
Писатель не та мартышка в ресторане, которая льет себе на голову сметану, отвечая всем, что сегодня она очень загадочна.
А читателю приятно думать что он умный. Именно по этому герои бульварных детективов так тупы. Что совсем среднего ума читатель на их фоне ощущал себя гигантом мысли. По этому возлюбили жуткого банального Коэлье, которые банальности и всем известные вещи возводил в ранг откровений, заставляя читателя радоваться собственной начитанности. [...] |
| ►►►►2009-06-20 14:34:51 Bukentagen aa | Согласен со всеми нареканиями, кроме предложения расчитывать на читателя-дурака. Пусть это делают такие как Коэлье. Не все его возлюбили))) |
| ►►►►►2009-06-20 14:37:08 Виссарион Григорьев aa | Читатель-дурак нам не нужен, я лично за то, чтобы взращивать умного читателя и думать заставлять, кретинов и тупиц и так в достатке:) |
| ►►►2009-06-20 13:14:32 Виссарион Григорьев aa | Текст должен вызывать не вопросы, а размышления и таить ответы. Простите, что вмешиваюсь))
Писатель не та мартышка в ресторане, которая льет себе на голову сметану, отвечая всем, что сегодня она очень загадочна.
А читателю приятно думать что он умный. Именно по этому герои бульварных детективов так тупы. Что совсем среднего ума читатель на их фоне ощущал себя гигантом мысли. По этому возлюбили жуткого банального Коэлье, которые банальности и всем известные вещи возводил в ранг откровений, заставляя читателя радоваться собственной начитанности. [...] |
| страница 0 |
|