Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-12-04 19:13:53
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Ambidexter
Waiting Area
____________ Вместо вступления
____________
____________
_____ Написано в отделении реабилитации и гериатрии (ну зачем они совместили?). Если кто-нибудь надеется найти захватывающий сюжет или просто хоть какой-нибудь смысл, то напрасно старается – не по адресу. Мысли, картинки, отдельности, и те – наперекосяк.
_____
_____ “ ...вот тебе и еще одна моя история, надеюсь, она тебя не утомила. Знаешь, я привез оттуда кассету, получив ее в подарок в коммуне, на ней что-то вроде рассказа о месте, которое называется Inishowen, графство, последним присоединенное к Британской короне. Я иногда слушаю эту кассету, и мне хочется плакать...”
_____ Ambidexter, “Ирландские рассказы”
_____
_____ С той поры прошло десять лет. Для меня это очень много, не вечность, конечно, но такой ощутимый кусок жизни, особенно по сравнению с той частью, что еще впереди. Звучит довольно уныло, знаю. За это время я обрел вечную любовь, и так обрадовался! Но вечная любовь оказалась совсем не вечной; сначала стала давать трещины, а потом совсем рассыпалась. Бог с ней, решил я, надо строить свою жизнь, как будто в ней, кроме меня самого, никого нет.
_____ Только что я покинул Waiting Area, но это совсем отдельная история, которую я сейчас и попробую рассказать. Я стою под бесконечным весенним небом, стараясь надышаться этим чистым, без запахов больницы и звуков неприглядной старости воздухом, не обращая внимания на предательское головокружение и волнами накатывающий звон в ушах. В руках у меня желтый деньрожденный воздушный шарик, – да-да, на нем так и написано: “С днем рождения!”, и здоровенный полиэтиленовый пакет с немудреным скарбом. Я совершенно свободен и поэтому почти счастлив. Позади долгое подневольно-оздоровительное существование, впереди – планы, громоздящиеся нелепо один на другой, неоформившиеся, а потому радужные пока надежды.
_____ Только через несколько дней я соображу, наконец, что не судьба сбыться большинству их моих затей, что я напридумывал, лежа на больничной койке, а спустя еще пару месяцев окончательно пойму, что не большинству, а категорически всем. И вскорости мой желтый шарик удерет, а потом я его обнаружу под дверью.
_____ Но пока я еще стою и гляжу в небо и думаю: опять? Почему это облако, неторопливо плывущее в небе прямо над головой, по форме напоминает не то крылатого дракона, не то большую птицу. Знак? Значит, опять надо чего-то решать или на что-то решаться, кого-то опять обижать, и ведь только в самом удачном случае – себя.
_____ Идти мне, по большому счету, некуда. То есть дом-то есть, но там пусто, полтора месяца там никто не появлялся, идти мне туда совсем не хочется. Я понимаю, что переступив порог, я могу в тот же момент распрощаться с малейшей надеждой на перемены, хоть какие, дом этого не допустит, не позволит. Опять меня ждет рутина, опять вежливая и бестолковая субботняя улитка, вымышленные гости – мои мысли, а это, пожалуй, самое страшное, от них никуда не денешься.
_____
_____
____________ Waiting Area
____________
____________ Вместо эпиграфа
____________
_____ Обниму тебя крыльями слабыми,
_____ Ни богатства не надо, ни славы мне:
_____ Помолись за меня, я не верую,
_____ Никого не просил, тебя первую!
_____
_____ Вначале только звук один, или может, слово, шевельнется-откликнется, вызовет движение, которое пойдет, как по карточной стопке, когда одна карта другую переворачивает, а в конце последняя рубашкой вниз ложится. И в этот раз так получилось. Еще год назад подтолкнул меня образ в одном стихотворении, вроде ничего особенного, но движение пошло, и через год последняя карта на место улеглась. Чем связаны те слова, которых я и не помню уже, с четверостишием, что столько времени в моей голове болталось? Ровным счетом ничем. Однако кто знает, какая карта в конце ляжет.
_____
_____ А молиться за себя я так никого никогда и не просил.
_____
_____
____________ Место (без)действия
____________
_____ “Но помни – отходит поезд,
_____ Ты слышишь? Уходит поезд,
_____ Сегодня и ежедневно”.
_____ Александр Галич
_____
_____ Waiting Area, Зона Ожидания. Или зал ожидания, как угодно. Кто с надеждой, кто обреченно, кто хорохорится с независимым видом, но все ждут. Добрый доктор Айболит, он же двуликий Янус, между ожидающими прохаживается, каким лицом повернется, таков и итог ожидания. А народ время коротает, кто как умеет, этот газеткой с кроссвордом прикрылся, двое доходяг в нарды дуются, в России козла бы забивали, еще один курит в форточку одну за другой, будто за всю жизнь отыграться хочет. Янус-Айболит знай себе разгуливает по рядам, в лица заглядывает, иногда нахмурится, пальцем ткнет в несчастного: берегись, колокольчик на твоем ярме шибко разбренькался, не пора ли на выход? А иногда по-айболитовски, по-доброму так, улыбнется, это уже надежды добавляет, можно и планов принастроить, ненадолго, но хоть на ближайшие выходные, дело-то занятное, планировать.
_____ В Зоне Ожидания иначе думается, может оттого, что порог совсем рядом и дверь вот-вот распахнется, вежливый металлический голос скажет: “Объявляется посадка на рейс, следующий до...”, а дальше каждый свое услышит.
_____ На пороге большинство оглядывается, вроде как последний взор бросают. А за катарактами да помутнениями хрусталика что им представляется? Старики иначе видят, время для них – ничто, они больше внутрь смотрят, там все иначе, а времени там совсем нет.
_____
_____ Waiting Area, невеселое место, куда я случайным наблюдателем затесался, но наблюдать больше за собой получается, так уж я устроен.
_____
_____
____________ Сублимация: Туман
____________
_____ “И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри”.
_____ Сергей Козлов, “Ёжик в тумане”
_____
_____ На Эйн-Карем легла туча. Сплошная, мокрая, с какими-то мерзкими, почти черными клочьями, она висела как раз на уровне нашего шестого этажа. Окна корпуса напротив просвечивали сквозь эту пелену мертвенно-красным, наверное, как с того света, до которого отсюда рукой подать, и в прямом, и в переносном смысле. Когда я уеду, туча медленно поднимется и нехотя уползет, я в этом уверен, будто вовсе и не меня закрывала она от белого света.
_____ Почему туман меня преследует всю жизнь, для меня загадка. Появится чье-то лицо, рассмотреть не успеешь, оно уже дальше скользнуло, потерялось. Чуть что увижу настоящее, и нет его, тоже в мареве скрылось. Оглядываюсь назад – опять туман, только уже времени, а он поплотнее будет, никакому ветру его разогнать не под силу. А еще в дымке все интересно, все не так. Можно идти вперед и неожиданно наткнуться на вчерашний день. Мне это нравится, когда не только по прямой жить, от вчера к сегодня, потом в завтра, но и наискосок, а может и поперек тоже. И слабая надежда иногда появляется, что назад когда-нибудь получится. Но это уже мои фантазии.
_____ Окно напротив, которое сквозь тучу так зловеще проглядывало, ну почему я решил, что там тот свет уже, ведь просто окно, до которого метров пять, может чуть больше. Причудится невесть чего, преисподняя.
_____
_____ Слепок обратной стороны зеркала. Или многократное отражение эха от слепка обратной стороны зеркала. Зазеркалье, только не сказочное, а запутанное и неразборчивое; Алиса потерялась в тумане и назад дороги никогда уже не отыщет.
_____
_____
____________ Семейство
____________
_____ “А птичка верит, как в зарок,
_____ В свои рулады
_____ И не пускает на порог
_____ Кого не надо.”
_____ Борис Пастернак
_____
_____ Неужели это убогое семейство ближе к Богу, чем все прочие? Дудки! Да, они старательно плодятся и размножаются, читают слово Божье почти в оригинале, соблюдают бесчисленные заповеди, зажигают свечи по субботам и читают молитвы: “Барух ата адонай” отскакивает от их зубов, как шарик для пинг-понга от ракетки, как таблица умножения, зазубренная в детстве. Но интересно, что они вкладывают в свои слова и вкладывают ли вообще?
_____ Неужели мятущийся, кто ищет, пробует и ошибается, но упорно снова пробует, неужели он дальше от Творца, чем те, кто положили себе в закон раз и навсегда не есть мясное одновременно с молочным, чтят субботу и расписали свою жизнь до самых позорных мелочей. Пукнуть в пятницу после захода солнца, оборотившись лицом к западу, можно ли, правильно ли? И к раввину с этой проблемой бегут. Наверное, я слишком некошерный.
_____ У вас много детей, но признаки вырождения на каждом лице, синдром Дауна – в каждом взгляде. За что Господь вас наказал? Со мной все ясно, богохульник, грешник, вот и пришибло, но вы-то чего? Блюдете, а толку?
_____
_____ Я, как Станиславский, упрям: ну не верю я, ни единому слову вашему не верю!
_____
_____
____________ Логопед
____________
_____ “Знаешь, внутри каждой ракушки-
_____ Винтовая лестница-
_____ Ты поднималась по ней во сне”…
_____ “ Гул ракушки
_____ Как отличить от песни колец Сатурна?
_____ Теперь я знаю, куда исчезают улитки,
_____ Покидая свой дом”…
_____ Ия Снигель
_____
_____ Я долго молчал – зачем говорить? И почти разучился. Самому себе не нужно слов, самому себе я могу и подумать, а прочим не интересно.
_____ Теперь на меня напустили логопеда. Милая девушка, учит меня говорить, правильно артикулируя, четко проговаривая слова, ставит дыхание. Доктор Лена. А я про логопеда знаю только, что живет он на улице Киевской и не умеет говорить слово рыба.
_____ - Селедка!
_____ - Что?
_____ - Я сказал: рыба. Я умею говорить рыба!
_____ Теперь я должен все время звучать: мама мыла раму, а грека сунул в реку. Или гавкать, или мяукать. Следить за дыханием – диафрагма должна двигаться, дыши животом, говори связками!
_____ - Скажи слово, тяни гласную, связки должны работать.
_____ - Какое слово?
_____ - Любое, первое, что тебе в голову придет.
_____ - Бляааааа!
_____ Боже мой, как я ненавижу громкие звуки! Хочется заткнуть уши, забиться в самый тихий и укромный угол: это не я, меня нету, я вслух не умею!
_____
_____ Улитка, вытащенная из раковины, беззащитна перед огромным, склочным и суетным миром, ей нечего там делать!
_____
_____
____________ Mobile, как путь к солнцу
____________
_____ “Петербург! я еще не хочу умирать:
_____ У тебя телефонов моих номера”.
_____ Осип Мандельштам
_____
_____ А ночью у меня слямзили мобильный телефон. Кто бы мог подумать, насколько я к нему привязан! Но не к нему, конечно, просто это единственная ниточка, протянувшаяся к внешнему миру, точнее, к Солнышку. Вот как.
_____ Я подумал, что на здешнем конце провода, то есть, виртуального провода, теперь какой-нибудь полуграмотный уборщик, который не говорит по-русски, да что уж там, и по-английски тоже вряд ли. И на своем родном арабском с трудом. Да-да, на какое-то время я стал шовинистом. Впрочем, случись такое на Земле Санникова, я бы возненавидел всех анкелонов, заодно с принцем Флоризелем в исполнении моего любимого Олега Даля, только потому, что тот сыграл роль Крестовского в этом фильме и вовсю якшался с анкелонами.
_____ Я не находил себе места. Теперь придется на какое-то время привыкать к вакууму. Ничего, прорвемся, да, Солнышко?
_____ К обеду следующего дня мобильник нашелся. Я вслух извинился перед арабом-уборщиком за свои черные недостойные мысли, и долго потом объяснял, в чем дело, дабы развеять его искреннее недоумение. В ответ я с облегчением услышал: “Жизнь вообще поганая штука, не извиняйся!”.
_____
_____ Перед анкелонами и Далем я извинялся уже мысленно, но истово.
_____
_____
____________ Сублимация: Лабиринт три сосны
____________
_____ “ - Where are you from?
_____ - Rusha, – отвечаю.
_____ - Меньше всего, – говорит, – ожидал подобрать русского. Местные, и те редко сюда забираются. Куда путь держишь?
_____ - Просто еду. Куда дорога ведет.
_____ - Эта дорога никуда не ведет”.
_____ Ambidexter, “Шоссе М-70”
_____
_____ В какой-то момент я все же умудрился окончательно запутаться в хитросплетениях мной же протоптанных тропинок. То есть не путей еще, только намерения их проторить. Я оказался в центре безумного клубка беспорядочно переплетенных цветных линий.
_____ Началось это еще в детстве. Мне было пять лет, мы гуляли с родителями по лесу, и отстав на несколько метров, я немедленно заблудился. Тогда передо мной появилось множество дорог одновременно, таких почти одинаковых и вместе с тем таких разных, ведущих во все стороны и никуда одновременно. Принимать решения я еще не умел, поэтому просто встал и громко заревел. Конечно, я был немедленно обнаружен, но те минуты и те три сосны показались мне вечностью, проведенной в страшном и запутанном лабиринте.
_____ Наверное, именно тогда я впервые столкнулся со своей непутевой системой координат, где нет привычных осей x, y и z, и которая в дальнейшем определяла течение всей моей довольно бестолковой жизни.
_____
_____ Такова была моя первая возможность сделать выбор, почему-то отпущенная судьбой непростительно рано и поэтому не использованная.
_____
_____
____________ Дети говорят правду
____________
_____ “- Маська в садик ходит. Троллейбуса ждать долго, так мы пешком, она по дороге такого навыдумывает! Я потом весь день пытаюсь понять…”
_____ Из телефонного разговора
_____
_____ Все-таки как здорово шагать, держась за мамину руку – она такая теплая и надежная, ничего не страшно! По ступенькам нового двухэтажного детского сада, его достроили только этой зимой, можно прыгать через ступеньку – две вперед и одну назад. Сегодня такой день, даже утром совсем не хотелось поспать еще чуточку, и день занимался солнечный и радостный.
_____ - Ну что ты, глупенькая, неужели боишься? – спросила мама, когда девочка встала вдруг, как вкопанная.
_____ - Мам, а ангелы бывают? Это ведь взаправду, ведь не сказки?
_____ - Конечно бывают, солнышко! У каждого свой ангел есть обязательно.
_____ - Значит, теперь и у меня есть, – девочка прыгнула на две ступеньки вверх, – ее зовут Селеста! Селеста О’Брайен.
_____ - Милая, ну как же у ангела фамилия может быть? И откуда ты только ее взяла? Какая ты у меня придумщица!
_____ - Ниоткуда, просто ее так зовут, ну как ты не понимаешь?
_____ Как в голову пятилетней девочки могла придти такая мысль?
_____ Впрочем, недоумение молодой мамы было недолгим, оно рассеялось в суете суматошного дня.
_____
_____ Вечером, забирая дочь из детского сада, она уже совершенно не помнила об этом загадочном эпизоде.
_____
_____
____________ Телевизор вполуха
____________
_____ “Завтрашний день обещает быть чище, он начнется с восходом Солнца, он будет умыт утренней росой, в нем не будет места грусти ушедшего времени, мыслям о безвозвратно утраченном. Утро будет одинаково чисто для всех”.
_____ Ambidexter, забытые директории
_____
_____ Невольно прислушиваюсь – соседский телевизор жужжит, как рассерженная муха. Орал бы – противно, но можно отвернуться, не обращать внимания, заткнуть уши, а тут – против воли вникаешь.
_____ Проповедь, перед глазами всплывает картинка: упитанный проповедник бегает по сцене: Бог вас любит, любит, любит! Сонные домохозяйки в положенный момент подвывают: любит! – а у самих в глазах: двадцатку обещал, вот и слушаем. А дядька холеный такой, может, даже чернокожий. Бубнит монотонно, я засыпаю.
_____ Проснулся: опять жужжит. Теперь ток-шоу. Писклявый гомерический хохот. Пытаюсь разобрать диалог.
_____ - Turkey?
_____ - Two!
_____ - Chicken?
_____ - Now!
_____ - Turkey or chicken?
_____ Взрыв хохота. Тщетно пытаюсь сообразить, как индейка может вызвать такой восторг. Не получается. Хохот явно в записи, только громкость иногда прибавляют, иногда убавляют.
_____ Индейку или цыпленка?
_____ - Two!
_____
_____ Я хочу спать, слышите? Спать!!!
_____
_____
____________ Девочка воздушный шарик
____________
_____ “А сейчас я Селеста, просто маленькая девочка с голубыми глазами, которые видели слишком много”.
_____ Селмор О’Брайен, “Толкователь снов”.
_____
_____ Интересно, к кому она пришла? Маленькая девочка в голубом платьице с розовыми оборками на рукавах и огромным желтым бантом в волосах, она стоит почему-то возле моей кровати и пристально смотрит. Я только что проснулся, значит, она давно стоит и смотрит, как я сплю. У нее очень внимательный взгляд, такого не должно быть у маленьких девочек, на вид ей лет пять, не больше.
_____ Соседи, а их двое, наперебой храпят. У одного напрочь не действует верхняя половина тела, нарушена работа дыхательных путей и голосовых связок, поэтому он не может говорить и дышит хрипло и очень громко, с явным трудом проталкивая воздух в легкие и выталкивая его обратно. Сначала это выбивало меня из колеи, но потом я привык и перестал обращать внимание. Второй, похоже, просто понемногу угасает.
_____ - Чего ты хочешь?
_____ Но она почему-то молчит, только смотрит. Наверное, заблудилась. Пусть смотрит, я хочу спать, завтра я проснусь ни свет, ни заря, мне еще надо застолбить очередь в душ раньше всех. Я поворачиваюсь на другой бок, лицом к стене, и опять засыпаю.
_____ Утром полночное видение вспоминается мне, как несуразный и нелепый сон. Наверное, это и был сон, только от него почему-то остался желтый воздушный шарик, пристроившийся в инвалидной коляске, стоящей возле моей кровати. На нем написано: “С днем рождения”.
_____
_____ И точно, у меня же сегодня день рождения! А я совсем об этом забыл.
_____
_____
____________ Вместо заключения: Выход
____________
_____ “– Это – Джомолунгма! – сказало Солнце и протянуло мне белый флаг. Я раскрыл флаг и высоко поднял его.
_____ И над миром зареяло белоснежное полотнище – символ добра, милосердия и любви”.
_____ Нодар Думбадзе, “Белые флаги”
_____
____________ версия I
____________
_____ Наверное, остался неприятный осадок. Да-да, именно так, как дело начатое, но не законченное. Неудовлетворенность собственным поведением, трусливым бегством, пусть вынужденным, пусть ради спасения своей драгоценной шкуры, ну кто же поспорит – что может быть дороже.
_____ Именно досада осталась во мне, когда я успел поставить ногу в полосу неверного света, пробивающегося из-за неприметной двери с надписью “Emergency Exit” и она до конца не закрылась. Я протиснулся в образовавшуюся щель и оказался на улице. Сквозь почти осязаемые клочья тумана проступали почему-то совершенно непараллельные грани зданий, в ватной тишине неуверенно двигались плоские полупрозрачные фигуры.
_____ Не стоит расстраиваться, сказал я себе, ведь оставленная по чьей-то неосторожности щелочка позволила тебе ускользнуть в туман по-прежнему чужого и незнакомого мира.
_____
_____ А двуликий Айболит остался за дверью.
_____
____________ версия II
____________
_____ С легким сердцем я покидал Зону Ожидания, просто воспользовавшись дверью “For staff only”, которая была почему-то не заперта и вела прямо на улицу.
_____ Занималось по-весеннему солнечное утро, в кроне цветущего фисташкового дерева щебетала стайка маленьких птиц. На небе, в самом зените, парило облако, по форме напоминающее то ли дракона, то ли птицу, улетающую, расправив крылья, прочь от наступающего дня. Для собственного спокойствия я решил, что это Сумеречная Птица, мой вечный спутник, которой не нашлось места в этом пронзительно-синем небе, и поэтому она торопится прочь, но чтобы обязательно вернуться, когда настанет для этого правильное время.
_____
_____ Я уже успел забыть, что на свете есть солнце.
_____
_________ Иерусалим, февраль-март (май) 2005 г.
_________


В ответ на отзыв:
Виссарион Григорьев
<без названия>
Дневниковость - это было не поношение, просто констатация. Писатель же определяется не количество написанных романов, а качеством писанины. Один знакомый мэтр фантастики любит рассказывать, что в графе профессия стал писать - писатель, с тех пор, как у него опубликовали первый рассказ.


Отзыв:


Я и воспринимаю, как поношение, ни в коем разе! А по поводу романа - это давнишняя с одним моим приятелем полемика, по поводу писательства, спорили-толковали, а в конце решили, что мы обязательно должны написать роман. С тех пор это во мне сидит, такое несбыточное совсем, где-то в невообразимо отстраненном будущем - когда-нибудь я обязательно засяду за свой роман...


раздел:
0
прочтений:
954


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►2009-06-04 10:50:39 Марго Зингер
aa
А по-моему, вы уже половину его сделали. Вам только надо собрать все уже написанное, разбить по хронологии и кое-что отредактировать, а кое-где внести дополнения и связки. Ваш роман - он не должен быть, на мой взгляд, линейным или десятью сюжетными линиями, это просто сама жизнь, то что вы у нас публикуете, к примеру. Роман-размышление, роман-настроение и все такое, полудневниковый.
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.