|
Произведение: Всеволод [Des] Иванов Искусство и эмоциональная сфера
Преамбула:
Я сознательно исключаю из рассуждения всё, что может быть отнесено тем или иным образом к мистике, эзотерике, "энергетике", внезапному снисхождению муз из ниоткуда и туда же их исчезновению, происхождения стихов поэта N непосредственно из левой пятки божества M и т.п. нематериальные материи. Делаю я это отнюдь не оттого, что считаю таковые невозможными - напротив, я даже считаю, что "мистические пути" куда быстрее ведут к нужному лично мне внутреннему состоянию и внешнему оного состояния выражению, нежели пути логики, рациональности и прочих материалистических дебрей, что всё перечисленное имеет место быть в нашем лучшем из миров и за пределами оного, и даже что оно по отношению к психологическим и социальным моделям - первично, - но считаю также, что обсуждение этих "нематериальных материй" не только бессмысленно, но даже и вредно, ибо - профанация. Для эзотерики есть стихи, картины, музыка, молитвы, заклинания, молчание и любовь - по крайней мере таково моё нынешнее (одно из немногих твёрдых, т.е., по Волошину, аморальных :) ) убеждение.
Обсуждать имеет смысл только то, что вербализуемо, имеет обобщаемые (т.е. повторяемые) хотя бы потенциально свойства и признаки, в чём хотя бы потенциально заложены (возможно, неизвестные нам) причинно-следственные связи. Всё остальное - может быть, но говорить не о чем и нечего.
Поэтому если вам претит подход к творчеству и искусству как явлениям психологическим, социальным и историческим (и/или - историеобразующим) - можно дальше не читать.
I. Модель психики
Оговорюсь: приведённые соображения очень грубы и приближённы. Они не претендуют на сколь-нибудь полное изъяснение психологических процессов, сложность которых, на мой взгляд, превосходит возможности одного человека в принципе, а уж тем более - неспециалиста.
Это просто моё понимание того, "как человек устроен", и то, из чего следует моё понимание роли искусства вообще и поэзии в частности. Т.е. опять-таки - IMHO.
___
1. Человеческий мозг - устройство единое и неделимое в принципе. Все наши разделения на "сознание и подсознание", "разумное, эмоциональное и инстинктивное", "абстрактное и конкретное", включая и нижеизложеннное и т.п. - только удобные модели для того или иного взгляда на это явление, позволяющие проанализировать и понять (т.е. - уметь в той или иной мере а) объяснить и б) предсказать "поведение понятого") ту или иную частичную область психики - не более того. Это единство психики, полная и "близкая" взаимосвязь всех уровней "иерархии" её внутреннего устройства - на мой взгляд, фундаментальное свойство.
2. В мозгу хранится множество моделей окружающего мира, включая отброшенные как несоответствующие непосредственно наблюдаемому, гипотетические, фантастические, "свободно-ассоциативные", "построенные мгновенно" в момент восприятия (возможно, принципиально новые) и др. Эти модели существенно динамичны. В дальнейшем я их буду называть "модели мира".
Все они существенно неполны и частично соответствуют объективной действительности*
3. Помимо реакции на окружающее, в мозгу происходят внутренние процессы, которые могут оказывать влияние на состояние всей "системы" не меньшее, нежели непосредственно воспринимаемое. Таковы, в частности, процессы воспоминания, сна и творчества.
4. Взаимосвязи между моделями мира, помимо конкурентных отношений ("арбитраж", влияющий непосредственно на поведение) не сводятся к простому аналогизированию. Некоторые взаимосвязи могут сами по себе являться моделью окружающего мира.
5. В каждую из моделей мира всегда входит самоидентификация - т.е. рефлексивное представление о том или ином аспекте "я" в этом мире. Как минимум, с любой из моделей мира связана память о процессе формирования этой модели.
6. На психические процессы оказывает существенное, в подавляющем большинстве случаев - решающее (определяющее поведение) влияние физиологическое состояние "несущей системы". От "электрохимии" и магнитных бурь в нас происходит гораздо больше изменений, чем хотелось бы думать - нравится это или нет.
7. Модели мира могут зарождаться, развиваться и храниться. Они никогда не "уничтожаются" полностью. "Конец" модели может быть только:
а) вхождением ее в более общую модель
б) частичным вхождением модели в другие модели до полного ее "раздергивания" на "составные части"
Иначе говоря, в психике ничего не "умирает", но только - преобразовывается.
II. Понятие о "переживании"
1. "Переживание" - это состояние (или динамика состояний) психики, реагирующей на:
- непосредственно воспринимаемое
- внутренние психические процессы
Под переживанием я понимаю такие внутренние процессы, которые субъективно еще не воспринимаются вообще. Это до-эмоциональный уровень психики, не говоря об уровне вербализации и рациональности.
2. На уровне целеполагания человек [само]управляется исключительно на уровне переживаний. Рациональность, способность к рассуждению, вербальность вообще не участвуют в глобальном целеполагании (к которому относится область этических реакций, кои уже имеют непосредственное отношение к эстетике). Именно это позволило Бродскому сказать о том, что "эстетический выбор предшествует этическому" - хотя в каком-то смысле эстетический выбор - _это и есть выбор этический_
3. Переживания есть "композиция" нескольких (многих) динамических моделией мира в условиях актуально бесконечного разнообразия воспринимаемого окружающего мира. Практически бесконечное разнообразие переживаний обеспечивается единством психики (I.1)** (т.е. влиянием эмоциональности и рациональности на переживания - как по принципу рефлексии, так и - рекурсивными связями)
III. Понятие об эмоциональности и эмоциональной сфере.
1.Эмоция - это то первичное ощущение, которое "всплывает" с уровня переживаний. Можно сказать, что та или иная композиция моделей мира, из которой уже может следовать какое-либо _поведение_, вызывает субъективное эмоциональное ощущение.
2. Несмотря на относительную ограниченность поведенческих моделей, поле "эмоциональных состояний" потенциально бесконечно и индивидуально. Несмотря на то, что в эмоциональных состояниях различных людей можно усмотреть общие черты (_которые_ мы и обозначаем обычными словами - "печаль", "радость", "сомнение", "безразличие", "гнев" и т.д.), каждое эмоциональное состояние каждого индивидуума в каждый момент времени - абсолютно уникально (настолько же, насколько уникально каждое мгновение нашего мира в каждый момент времени).
3. Переход от переживания к эмоциональности - это первый этап перехода:
а) от абсолютно индивидуального к обобщенному
б) от ощущения к поведению
в) от глобального целеполагания к [эмоциональному, рациональному, спонтанному] "прокладыванию маршрута к цели".
IV. Рациональность и вербализация
1. В мозгу хранится, безусловно, информация о словах как об обобщающих знаках, и о допустимых и недопустимых ваимосвязях между ними - иначе говоря, информация о _языке_.
Можно сказать, что вербальность - одна из моделей мира, существенно используемая именно при "прокладывании маршрута", но не при формировании переживаний, т.е. не при целеполагании.
2. Способность к логическому мышлению сильно связана именно с вербальностью. _Любая_ логика требует символизации, т.е. крупного обобщения понятий и взаимосвязей между ними и приписывания символов частям и взаимосвязям для дальнейшего упрощенного (быстрого) оперирования.
3. Обобщение (символизация, вербализация***) требует существенного упрощения того, что символизируется. В процессе вербализации отбрасываются (в идеале) _все_ частные, индивидуальные особенности той информации, которая "пришла в сознание" с уровня эмоциональности. Вербализация и символизация - это процесс редуцирования эмоциональной информация до уровня социально (!) обобщаемого.
4. Вербализация и символизация выполняет 2 функции:
а) "Внутреннюю" - обеспечивает хранение и обработку информации об окружающем в настолько сжатом и обобщенном виде, насколько для психики это вообще возможно.
б) "Внешнюю" - коммуникативную.
5. Редуцированность вербализованной информации приводит к тому, что эта вербальная (языковая) модель мира практически не используется психикой в процессе формирования переживаний, т.е. - в процессах, формирующих глобальное целеполагание и напрямую определяющих текущее эмоциональное состояние****.
V. Что такое произведение искусства
1. Произведение искусства - особенный способ кодирования информации, позволяющий обобщить то, что редуцировано вербальностью. Произведение искусства несет максимум информации об индивидуальном состоянии (или динамике состояний) психики, передавая от одного человека другому _все, что вообще может быть обобщено_ между членами социума. И все это - помимо "смысла", "сюжета" и т.д.
То, что одним из видов искусства является поэзия или художественная проза, т.е. искусства существенно вербальные, - ничего не меняет, хотя и усложняет понимание этого момента.
2. Сложнейшая задача - кодирование эмоциональной информации, т.е. самой первичной информации об индвидуальном переживании или динамике переживаний, - требует и нетривиальнейших средств. Каждое произведение искусства представляет из себя:
а) "закодированную информацию" об эмоциональном состоянии индвидуума
б) "ключ к коду"
в) возможно, просто вербальную информацию (символизированную, т.е. обобщенную и редуцированную).
VI. Историческая роль искусства
1. Человеческая психика в ходе истории развивается одновременно в двух направлениях:
- к коммуникативности - т.е. к обобщению психической информации
- к самопознанию - т.е. к "построению модели самое себя"
Первым шагом в этих направлениях была речь - сначала устная, потом и письменная. Это - шаг к выражению на уровне "наивысшей степени обобщения" (которая сама по себе могла присутствовать в психике и в доязыковые времена).
Развитие самого языка (в обычном, не-художественном понимании - языка как системы знаков) в этом смысле "завершено" - в том смысле, что для всего, что может быть обобщено на этом уровне, можно построить соответствующую систему знаков.
Следующий шаг "наружу и вглубь" - искусство. С помощью искусства человек стремится обобщить то, что редуцировано в процессе вербального обобщения - эмоциональную сферу.
2.
...возможно, когда "искусство завершится" в том смысле, в каком "завершился язык", мы станем единым существом-человечеством, со-чувствующим и со-переживающим самому себе в бесконечной динамике чувствования нашего прекрасного мира...
________________
* Вопрос философский, но в рамках данного обсуждения я приму, что так.
** Иначе говоря, мозг представляется мне n-мерной нейросетью.
*** Речь еще не идет о художественном творчестве и художественном слове.
**** За исключением того преинтересного случая, когда огромная развитость и сложность самой системы языка и вербальности приводит к тому, что _сам язык_, сама символьная система становится одной из моделей мира и участвует наравне с другими моделями в формировании переживаний и видоизменении других моделей.
Эта рефлекcивность усилена еще и тем фактом, что вербальность - единственный род информации из психики, которая обобщена между членами социума и _накапливается_ от поколения к поколению... единственный - не считая искусства, конечно.
В ответ на отзыв: Всеволод [Des] Иванов <без названия>
Позвольте с вами не согласиться по части "непривередливости широких масс". В определенном смысле широкие массы весьма и весьма привередливы - а именно, на дух не переносят того, что превосходит их способность к восприятию, вкус и понимание. Причем неприятие это чаще всего выражается не только в негативной реакции, но и в реакции агрессивной.
Удовлетворение их вкусов требует подчас не меньшего, а то и большего усердия, чтобы не сказать - мастерства, нежели удовлетворение требований элитарных сообществ, чьи критерии зачастую сводятся к академически выверенным "кодексам" - т.е. маскульт - целая наука, возводимая даже иногда во всеобщую философию... :)
Впрочем, не все и не всегда, разумеется. Да и термин "массы" - не самый лучший, видимо. Если продолжать тему, то скорее подойдут всё же термины "обширные сообщества" или "большие социальные группы".
Отзыв:
| | А это смотря с какой стороны поглядывать на эти самые массы. Если с их колокольни - то привередливы ужасно, если с моей - готовы слопать убойное количества литературной пищи вокзального качества и не срыгнуть. Если с точки зрения того, кто им кормежку духовную готовит - главное, под каким соусом подать, а сожрать, все сожрут:))
С удовлетворением их вкусов, главное на нужное волну настроиться и будет тогда удача в этой погоне за любовью широких народных масс.
Пусть не массы, а большие наши отечественные буржуа, средний класс:))
|
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1248 |
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►►►►2009-05-28 19:35:55 Всеволод [Des] Иванов aa | ага, ага, оно самое, относительность-релятивизм forever! :) :)
______
Если бы всё было так просто... было бы немыслимое количество "звёзд" - а их не так много, ну по крайней мере долее часа удерживающихся "на плаву" - и вовсе всего ничего. Тут харизЬма нужна недюжинная :) Тут нужна небрезгливость и душевная выносливость. Тут нужен... да елки-палки - он самый: *талант* какой-то особенный: делать плохо и много, вместо того чтобы - мало и хорошо. Эт уметь надо...
Уж поверьте дизайнеру-фрилансеру с десятилетним [...] |
| ►►►►►►►►2009-05-28 19:51:59 Марго Зингер aa | Масскульт существовал всегда, без него никуда. Некогда я полагала, что это исключительно признак нашего времени, но однажды поняла, что он вечен.
Как только некий предмет культуры или искусства приобретает массовую популярность, он тут же автоматически вылетает из элитарного круга.
Что есть ширпотреб и чего жаждут массы я тоже в курсе в силу профессии, только в литературной области. Иногда их вкусы вызывают недоумение, примерно как у родителей появляется на лице непонимание от вкусов собственного чада. [...] |
| страница 0 |
|