|
Произведение: Всеволод [Des] Иванов Искусство и эмоциональная сфера
Преамбула:
Я сознательно исключаю из рассуждения всё, что может быть отнесено тем или иным образом к мистике, эзотерике, "энергетике", внезапному снисхождению муз из ниоткуда и туда же их исчезновению, происхождения стихов поэта N непосредственно из левой пятки божества M и т.п. нематериальные материи. Делаю я это отнюдь не оттого, что считаю таковые невозможными - напротив, я даже считаю, что "мистические пути" куда быстрее ведут к нужному лично мне внутреннему состоянию и внешнему оного состояния выражению, нежели пути логики, рациональности и прочих материалистических дебрей, что всё перечисленное имеет место быть в нашем лучшем из миров и за пределами оного, и даже что оно по отношению к психологическим и социальным моделям - первично, - но считаю также, что обсуждение этих "нематериальных материй" не только бессмысленно, но даже и вредно, ибо - профанация. Для эзотерики есть стихи, картины, музыка, молитвы, заклинания, молчание и любовь - по крайней мере таково моё нынешнее (одно из немногих твёрдых, т.е., по Волошину, аморальных :) ) убеждение.
Обсуждать имеет смысл только то, что вербализуемо, имеет обобщаемые (т.е. повторяемые) хотя бы потенциально свойства и признаки, в чём хотя бы потенциально заложены (возможно, неизвестные нам) причинно-следственные связи. Всё остальное - может быть, но говорить не о чем и нечего.
Поэтому если вам претит подход к творчеству и искусству как явлениям психологическим, социальным и историческим (и/или - историеобразующим) - можно дальше не читать.
I. Модель психики
Оговорюсь: приведённые соображения очень грубы и приближённы. Они не претендуют на сколь-нибудь полное изъяснение психологических процессов, сложность которых, на мой взгляд, превосходит возможности одного человека в принципе, а уж тем более - неспециалиста.
Это просто моё понимание того, "как человек устроен", и то, из чего следует моё понимание роли искусства вообще и поэзии в частности. Т.е. опять-таки - IMHO.
___
1. Человеческий мозг - устройство единое и неделимое в принципе. Все наши разделения на "сознание и подсознание", "разумное, эмоциональное и инстинктивное", "абстрактное и конкретное", включая и нижеизложеннное и т.п. - только удобные модели для того или иного взгляда на это явление, позволяющие проанализировать и понять (т.е. - уметь в той или иной мере а) объяснить и б) предсказать "поведение понятого") ту или иную частичную область психики - не более того. Это единство психики, полная и "близкая" взаимосвязь всех уровней "иерархии" её внутреннего устройства - на мой взгляд, фундаментальное свойство.
2. В мозгу хранится множество моделей окружающего мира, включая отброшенные как несоответствующие непосредственно наблюдаемому, гипотетические, фантастические, "свободно-ассоциативные", "построенные мгновенно" в момент восприятия (возможно, принципиально новые) и др. Эти модели существенно динамичны. В дальнейшем я их буду называть "модели мира".
Все они существенно неполны и частично соответствуют объективной действительности*
3. Помимо реакции на окружающее, в мозгу происходят внутренние процессы, которые могут оказывать влияние на состояние всей "системы" не меньшее, нежели непосредственно воспринимаемое. Таковы, в частности, процессы воспоминания, сна и творчества.
4. Взаимосвязи между моделями мира, помимо конкурентных отношений ("арбитраж", влияющий непосредственно на поведение) не сводятся к простому аналогизированию. Некоторые взаимосвязи могут сами по себе являться моделью окружающего мира.
5. В каждую из моделей мира всегда входит самоидентификация - т.е. рефлексивное представление о том или ином аспекте "я" в этом мире. Как минимум, с любой из моделей мира связана память о процессе формирования этой модели.
6. На психические процессы оказывает существенное, в подавляющем большинстве случаев - решающее (определяющее поведение) влияние физиологическое состояние "несущей системы". От "электрохимии" и магнитных бурь в нас происходит гораздо больше изменений, чем хотелось бы думать - нравится это или нет.
7. Модели мира могут зарождаться, развиваться и храниться. Они никогда не "уничтожаются" полностью. "Конец" модели может быть только:
а) вхождением ее в более общую модель
б) частичным вхождением модели в другие модели до полного ее "раздергивания" на "составные части"
Иначе говоря, в психике ничего не "умирает", но только - преобразовывается.
II. Понятие о "переживании"
1. "Переживание" - это состояние (или динамика состояний) психики, реагирующей на:
- непосредственно воспринимаемое
- внутренние психические процессы
Под переживанием я понимаю такие внутренние процессы, которые субъективно еще не воспринимаются вообще. Это до-эмоциональный уровень психики, не говоря об уровне вербализации и рациональности.
2. На уровне целеполагания человек [само]управляется исключительно на уровне переживаний. Рациональность, способность к рассуждению, вербальность вообще не участвуют в глобальном целеполагании (к которому относится область этических реакций, кои уже имеют непосредственное отношение к эстетике). Именно это позволило Бродскому сказать о том, что "эстетический выбор предшествует этическому" - хотя в каком-то смысле эстетический выбор - _это и есть выбор этический_
3. Переживания есть "композиция" нескольких (многих) динамических моделией мира в условиях актуально бесконечного разнообразия воспринимаемого окружающего мира. Практически бесконечное разнообразие переживаний обеспечивается единством психики (I.1)** (т.е. влиянием эмоциональности и рациональности на переживания - как по принципу рефлексии, так и - рекурсивными связями)
III. Понятие об эмоциональности и эмоциональной сфере.
1.Эмоция - это то первичное ощущение, которое "всплывает" с уровня переживаний. Можно сказать, что та или иная композиция моделей мира, из которой уже может следовать какое-либо _поведение_, вызывает субъективное эмоциональное ощущение.
2. Несмотря на относительную ограниченность поведенческих моделей, поле "эмоциональных состояний" потенциально бесконечно и индивидуально. Несмотря на то, что в эмоциональных состояниях различных людей можно усмотреть общие черты (_которые_ мы и обозначаем обычными словами - "печаль", "радость", "сомнение", "безразличие", "гнев" и т.д.), каждое эмоциональное состояние каждого индивидуума в каждый момент времени - абсолютно уникально (настолько же, насколько уникально каждое мгновение нашего мира в каждый момент времени).
3. Переход от переживания к эмоциональности - это первый этап перехода:
а) от абсолютно индивидуального к обобщенному
б) от ощущения к поведению
в) от глобального целеполагания к [эмоциональному, рациональному, спонтанному] "прокладыванию маршрута к цели".
IV. Рациональность и вербализация
1. В мозгу хранится, безусловно, информация о словах как об обобщающих знаках, и о допустимых и недопустимых ваимосвязях между ними - иначе говоря, информация о _языке_.
Можно сказать, что вербальность - одна из моделей мира, существенно используемая именно при "прокладывании маршрута", но не при формировании переживаний, т.е. не при целеполагании.
2. Способность к логическому мышлению сильно связана именно с вербальностью. _Любая_ логика требует символизации, т.е. крупного обобщения понятий и взаимосвязей между ними и приписывания символов частям и взаимосвязям для дальнейшего упрощенного (быстрого) оперирования.
3. Обобщение (символизация, вербализация***) требует существенного упрощения того, что символизируется. В процессе вербализации отбрасываются (в идеале) _все_ частные, индивидуальные особенности той информации, которая "пришла в сознание" с уровня эмоциональности. Вербализация и символизация - это процесс редуцирования эмоциональной информация до уровня социально (!) обобщаемого.
4. Вербализация и символизация выполняет 2 функции:
а) "Внутреннюю" - обеспечивает хранение и обработку информации об окружающем в настолько сжатом и обобщенном виде, насколько для психики это вообще возможно.
б) "Внешнюю" - коммуникативную.
5. Редуцированность вербализованной информации приводит к тому, что эта вербальная (языковая) модель мира практически не используется психикой в процессе формирования переживаний, т.е. - в процессах, формирующих глобальное целеполагание и напрямую определяющих текущее эмоциональное состояние****.
V. Что такое произведение искусства
1. Произведение искусства - особенный способ кодирования информации, позволяющий обобщить то, что редуцировано вербальностью. Произведение искусства несет максимум информации об индивидуальном состоянии (или динамике состояний) психики, передавая от одного человека другому _все, что вообще может быть обобщено_ между членами социума. И все это - помимо "смысла", "сюжета" и т.д.
То, что одним из видов искусства является поэзия или художественная проза, т.е. искусства существенно вербальные, - ничего не меняет, хотя и усложняет понимание этого момента.
2. Сложнейшая задача - кодирование эмоциональной информации, т.е. самой первичной информации об индвидуальном переживании или динамике переживаний, - требует и нетривиальнейших средств. Каждое произведение искусства представляет из себя:
а) "закодированную информацию" об эмоциональном состоянии индвидуума
б) "ключ к коду"
в) возможно, просто вербальную информацию (символизированную, т.е. обобщенную и редуцированную).
VI. Историческая роль искусства
1. Человеческая психика в ходе истории развивается одновременно в двух направлениях:
- к коммуникативности - т.е. к обобщению психической информации
- к самопознанию - т.е. к "построению модели самое себя"
Первым шагом в этих направлениях была речь - сначала устная, потом и письменная. Это - шаг к выражению на уровне "наивысшей степени обобщения" (которая сама по себе могла присутствовать в психике и в доязыковые времена).
Развитие самого языка (в обычном, не-художественном понимании - языка как системы знаков) в этом смысле "завершено" - в том смысле, что для всего, что может быть обобщено на этом уровне, можно построить соответствующую систему знаков.
Следующий шаг "наружу и вглубь" - искусство. С помощью искусства человек стремится обобщить то, что редуцировано в процессе вербального обобщения - эмоциональную сферу.
2.
...возможно, когда "искусство завершится" в том смысле, в каком "завершился язык", мы станем единым существом-человечеством, со-чувствующим и со-переживающим самому себе в бесконечной динамике чувствования нашего прекрасного мира...
________________
* Вопрос философский, но в рамках данного обсуждения я приму, что так.
** Иначе говоря, мозг представляется мне n-мерной нейросетью.
*** Речь еще не идет о художественном творчестве и художественном слове.
**** За исключением того преинтересного случая, когда огромная развитость и сложность самой системы языка и вербальности приводит к тому, что _сам язык_, сама символьная система становится одной из моделей мира и участвует наравне с другими моделями в формировании переживаний и видоизменении других моделей.
Эта рефлекcивность усилена еще и тем фактом, что вербальность - единственный род информации из психики, которая обобщена между членами социума и _накапливается_ от поколения к поколению... единственный - не считая искусства, конечно.
В ответ на отзыв: nmarks <без названия>
У меня только три-четыре вопроса.
1. В первой главе речь идет о системотехнике, или точнее о теории систем?
2. Далее речь идет об искусственном интеллекте или об общих принципах робототехники?
3. Человеку свойственно усложнять, машине – упрощать, почему у вас наоборот?
4. Правда, что у роботов отсутствует напрочь понятие красоты, зато рациональности хоть отбавляй?
Отзыв:
| | 1. Нет, но, рассматривая информационную систему, без соответствующего категориального аппарата обойтись трудно.
2 - 3. Роботы - это довольно примитивные устройства для сборочных конвейеров.
Я говорил о людях.
4. Не знаю, мне не довелось общаться с роботами на эти темы :) |
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1215 |
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►2009-05-28 19:43:58 nmarks aa | А мне довелось. В свое время мне посчастливилось поработать в лаборатории робототехники. Мне почему-то сразу бросилось в глаза сходство ваших идей с разработками наших программистов. Заменить терминологию, и вот вам готовая документация по техническому обслуживанию и программированию.
А примитивные роботы…. Когда-то и человек считался тупой макакой. Дайте им время и хороших программистов, и они вам еще припомнят конвейеры!
|
| ►►►►2009-05-29 05:42:02 Всеволод [Des] Иванов aa | "а мне довелось" - на такие темы?! Ого! Ого-го! :) :)
___
Ну да. Сейчас вроде даже нашенские роботы уже и в футбол, и на трубе поигрывают. Или, как минимум, собираются...
___
Да я и не скрываю, что не чужд.
Но, однако, тут совершенно об ином. И если, напр., концепция ООП представляется мне наиболее общей и при этом чётко сформулированной _философской_ концепцией _знаковой системы вообще_ и любого языка (как естественного, так и искусственного), и вместе с тем - универсальным [...] |
| ►►►►►►►2009-05-30 17:26:19 Всеволод [Des] Иванов aa | Я бы сказал так: адресовано всем, кого может заинтересовать :)
___
Вы правы.
Поясню: в данном случае под "вербальностью" понимается та область, которая оперирует в рамках знаковых систем (в отличие от: а) образных б) символьных в) [неизвестных нам] тех, которые специалистами пока осторожно именуются "мыслеформами" и г) биохимических (и, возможно, других), не хранящих и не перерабатывающих информацию непосредственно, но влияющих на работу более или менее крупных отделов мозга. [...] |
| ►►►►►►►►►2009-05-30 20:48:05 Всеволод [Des] Иванов aa | Вы знаете, хотелось бы согласиться, тем более что даже на "уровне элементной базы" - сплошной "аналог" (нейрон ведь - далеко не просто "двоичный переключатель"), но...
В человеческой психике очень многое представляется мне чрезвычайно ярким примером совершенно диалектического синтеза противоположностей. В этом смысле мозг - не "цифра" и не "аналог", но содержит и те, и другие качества во всей полноте, хотя и не сводится к ним и взаимосвязям между ними.
Вообще говоря, всё относительно. Современную цифровую [...] |
| ►►►►►►►►►►►2009-05-31 10:47:15 Всеволод [Des] Иванов aa | Вам не доводилось находить сбойные кластеры на дискетке или пытаться загрузить инфу с "посыпавшегося" сидючка-дивидючка? :) Или, например, презабавные цифровые артефакты в ТВ-передачах...
|
| ►►►►►2009-05-29 18:52:57 nmarks aa | Я вот только не понял, почему все общее и четко сформулированное есть – истина?
Любая концепция, пусть и четко сформулированная подобна уравнению со многими переменными, после вычисления которых, уравнение превращается в простой математический пример.
А как проверить, пример на сложение? Только вычитанием! Вычтете из общего вывода одну из ваших аксиом и попробуйте получить исходные данные.
И кстати, хотите, я четко сформулирую общую концепцию, о том, что земля имеет форму чемодана, основываясь на логической дедукции? [...] |
| ►►►►►►2009-05-30 16:53:06 Всеволод [Des] Иванов aa | Причем тут вообще "истина"? :) Если я где-то по недосмотру употребил это смешное слово - поправьте меня, пожалуйста :)
Непротиворечивость внутренняя и отсутствие противоречий с наблюдаемыми фактами - даже и это не "истина", а только необходимые (но отнюдь не достаточные) критерии для возможного практического применения. Даже это! - а в этой области даже и "отсутствие противоречий с наблюдаемым" - весьма тонкая материя, так скажем...
Было бы странно, если бы при попытке сформулировать некую аксиоматику, да оговорив к тому же, что она не претендует на полное изъяснение психологических процессов, я [...] |
| ►►►►►►►2009-05-31 18:33:49 nmarks aa | Зер гуд! Вы не претендуете на истину. Более того, вы ее отвергаете. Это хорошо! Это очень хорошо, поскольку согласно вашей логике, «истина» все же существует, ввиду недостаточности наблюдаемых фактов и необходимых критериев для ее отрицания и практического применения по ее запрещению.
Если же принять во внимание оба наших утверждения (надеюсь «утверждения» вы не отрицаете, как пережиток прошлого), то получается, что мы говорим о том, чего не знаем.
Вообще, этот жизнеутверждающий вывод тоже может рассматриваться как бессмысленная гипотеза, ввиду недостаточности доказательств, что наш разговор имел место [...] |
| страница 0 |
|