___
Библейские мотивы, они всегда актуальны. ___
Попробую углубиться в семантическое поле этого текста, которое представляется мне свежевспаханной знаковой целиной. ___
Хотелось бы узнать, как сам автор трактует свое произведение, но пока он молчит, как и на первом стихотворении, появившемся на нашем сайте. Попробую создать собственную версию прочтения. ___
___
Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории человечества убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание). Не буду повторять прописные истины и пересказывать этот эпизод из 4 главы Бытия. Только напомню, что именно здесь впервые появился Грех, к тому же не просто Грех, а Братоубийство. Брат поднял руку на брата. ___
Автор переосмыслил эту историю и, сделав собственные логические и философские выкладки, рискнул донести до читателя свое видение Греха. ___
___
Авель нутром чуял нелюбовь брата, он сам подвел его к этому братоубийственному шагу и сам вложил ему в руке оружие - камень. Камень - символ духовной твердости, непробиваемости. Самого Христа порой именовали "живой Камень". Петром, т. е. камнем, нарек Иисус апостола Самсона. При усложнении семиотики трактовался в качестве первоосновы мироздания. Заметьте, этой первоосновой мироздания в последствии толпа побивала неугодных ей личностей. ___
Подозреваю, правда, что Павел просто, на самом деле, запамятовал историю, потому и додумал ее на свой вкус. Но... ___
Волосы ниже плеч и серьги в ушах действительно противопоставляются здесь невыносимости бытия не к месту. Разве что, Авель таким образом пытается сказать брату, что тот легкомысленно относится к жизни, что ему плевать на все и всех, а заодно он стал женоподобен в своем поведении, отрастив девичьи косы. С другой стороны, в Ветхозаветную эпоху длинные волосы были в моде. ___
Серьги же вызывают некоторое удивление, ибо : ___
Серьги (Быт. XXXV, 4, Исх. XXXII, 2 и др.). на Востоке издревле были в употреблении у жен и детей обоего пола. Неизвестно, носили ли у евреев серьги и мужчины: прямо говорится лишь о женах и детях (Исх. XXVII, 2), упоминается впрочем и о мужах (Исх. XXXV, 22), но весьма вероятно, что серьги у евреев постоянно служили украшением более для женщин, чем для мужчин (Иуд. X, 4). У мадианитян и измаильтян носили их и мужчины (Суд. VIII, 24-26). Часто серьги служили вместо талисманов (Быт. XXXV, 4). ___
Так что, то ли Павел хотел продолжить тему женственности/детской непосредственности Каина, то ли пытался сообщить, что эти амулеты застят герою взор, и он слишком надеется на обереги. ___
___
Зато падшие матери являются явной комической ошибкой. Конечно, здесь мы имеем намек на Лилит, о которой так любят говорить любители демонизма, готической культуры и многие другие. Да, по некоторым источникам этот персонаж упоминался в Библии, но к рождению Каина и Авеля оная дама не имела никакого отношения. Наоборот, в ее обязанности входило строить впоследствии козни младенцам, а сама она стала матерью демонов. ___
___
___
"Ты не любишь меня, ___
как постылых отец разлюбил матерей ___
наших, стоивших рая." ___
___
Эти строки улыбают. ___
___
Сравнивать любовь отца к матери с братской любовью неосторожный ход, особенно, вкупе с упоминаниями о длинных волосах и серьгах. К тому же, получается, что Ева стоит рая, по сути бесценна, хотя явно имеется в виду обратное ( Лилит упоминать не буду, она сама сбежала из Эдема, переругавшись в Адамом). Или же это специальный оборот речи, призванный перевернуть стереотипные восприятия данного библейского эпизода? ___
___
А вот концовка...Каин молча, бесстрастно взирал на брата, протягивающего ему камень. Не зря в будущем в Авеле видели прообраз Христа, ведь это был первый великомученник. Если Иисус сам взошел на Голгофу, то этот лично протягивал убийце орудие для убийства, читая его мысли, испытывая судьбу. ___
К тому же, концовка стихотворения несколько отдает философскими, насмешливыми и мудрыми аллюзиями на Шинкарева, она вполне в духе Максима и Федора, умеющих говорить просто о сложном. ___
___
* * * ___
___
{ "Воистину в яд превратил я кровь свою - и даю вам: вот, пейте, а ты хочешь дать мне таблетку аспирина? ___
___
Я тот, кто приуготовляет путь Жнецу. Умирать учу тебя, и удобрить почву для пришедших после Жнеца - а не умереть, как слякоть всякая, под серпом. ___
___
Отравленное вино лакали твои отец и мать под грохот маршей - и первый твой крик, когда ты вышел из чрева матери - был криком похмельного человека. ___
___
Вот ты ропщешь на Господа - зачем Он не отодвинет крышку гроба, в котором ты живешь? ___
___
Но не горше ли тебе станет - ведь ты и тогда не сможешь подняться, похмельный. ___
___
Ты добр и задумчив - ибо немощен и пьян. О, хоть добродетелью не называешь этого! ___
___
Знаешь, что делают с деревом, не приносящем плодов? До семижды семидесяти раз окопает его Добрый Садовник. ___
___
Но что, скажи, делать с сухим деревом? ___
___
Обойдет ли Жнец вас? Движение жизни для вас - верчение одного и того же круга: БЛЕВОТИНА РАСКАЯНИЯ ОТ ВИНА БЛУДОДЕЯНИЯ. ___
___
И что вино блудодеяния! - любой яд уже пища для вас; боюсь, что опоздал со своим чистым ядом за вашей эволюцией. ___
___
И вы еще лучшие из этой слякоти!} ___
___
___
___
___
___
Так чем же все закончилось? Здесь перед нами открытый конец... ___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
|