Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-11-23 10:25:26
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Всеволод [Des] Иванов
критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).

Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.

===========

Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.


В ответ на отзыв:
Виссарион Григорьев
<без названия>
Спасибо за ссылочку, конечно, только мы эту нудятину читывали еще в далекие студенческие годы.
Полезное чтиво, но скучное. Гораздо живее в этом плане Люсьен Леви-Брюль "Первобытный менталитет".

"Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное духовной жизни первобытных обществ, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными во всех уголках мира почти за три столетия."

Что вы, друг мой, как можно все перекладывать на плечи товарища, вы же атлант, чтобы удерживать небо в одиночку, хотя, эти обычно в паре работают. Я вовсе не против прояснить свое виденье всех вышеупомянутых терминов, дабы оно, мое личное эго, понежилось на комментаторских лаврах и еще поблистало остроумием и начитанностью (природная скромность нещадно берет верх):))) Я только за, просто вам предоставляю право первого голоса:)

А вытащить наши с вами рассуждения по сим вопросам на публику - занятно, например многоуважаемая Митиль, которая снова с нами, думаю, с интересом включится в разговор. Да и еще найдутся добровольцы.



Отзыв:


Кто ж перекладывает? Я рад, что вы ознакомлены уже, хотя и, как я понял равно из вашего последнего комментария и предыдущих ваших экзерсисов на тему возникновения искусства в рождающемся под радостное (или не очень - кто их знает) трубление волосатых слонов - достаточно давно, с этим на мой вкус увлекательнейшим чтивом. Однако перекладывать что-либо на чужие плечи, даже и атлантовы - опять-таки не наш метод :), и сия ссылка была дана исключительно как необходимый фундамент, или, тсказать, элементарная база для рассуждений о зарождении культуры (кстати, не о *менталитете*, а об искусстве и культуре именно), а также и просто для получения желающими удовольствия от прочтения, и для тех только, "кто ещё не", к коим вы, повторюсь, к радости моей, по вашему утверждению, не относитесь.

...to be continued :)


раздел:
0
прочтений:
1246


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►►►►►►►►►►►2009-05-24 08:36:38 Виссарион Григорьев
aa
Друг мой, неужели вы подумали, что мои экзерсисы в мифомании на тему древних настенных живописцев и мамонтов являются моими личными научными изысканиями, собранными из желтовато-ширпотребной научно-популярной литературы?:) Если мне доведется выступать где-нибудь с лекцией на тему зарождения искусства, я буду серьезен по самое не могу, даже не побрезгую одеть костюм и галстук-бабочку.
А Леви-Брюля очень вам рекомендую, весьма достойная звезда на небосклоне науки:)

Не вижу смысла спорить на тему зарождения искусства, [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.