|
Произведение: Михаил Розенштейн Над Иерусалимом облака
Над Иерусалимом облака,
ты не поверишь, цвета апельсина,
вот облако кудлатое, как псина,
вот облако, как детская рука.
А вот закат раскинулся, высок,
над светлыми, над вечными холмами...
читай свои молитвы на восток,
мой имярек, неясными словами.
Читай свои молитвы на восток,
они дойдут куда верней, чем почта,
клочок земли, и неба лоскуток,
да вечность между ними - вот и всё, что
есть у тебя...в трясущихся руках
неси авоську банок из-под пива...
а над землёй немыслимо красиво,
гляди, плывут в закате облака.
И, голову задрав, остановись,
смотри - меж ними, выше всех печалей
неспешно уплывает чья-то жизнь...
уж не твоя ли, милый, не твоя ли?
В ответ на отзыв: Алана Эзер <без названия>
Митиль, а я совсем не вижу эту тоску "в каждой строчке" первых двух строф...
или просто не хочу видеть?
Но даже если при тщательном :) вчувствовании могу услышать начало тоски во второй строфе, то по крайней мере в первой - точно не вижу даже её начала. Подслеповата я, да?)
И знаете, я уже не раз перечитала ваше "Миллион значений: тройная потеря" о стихах Михаила, и мне всё хочется хоть немного поговорить там (потому что местами я очень согласна с тем, что вы говорите, - но и очень хочется поспорить (или хотя бы не согласиться) местами).. И думаю, что доберусь всё-таки до "поговорить" - когда (и если) смогу поточнее сформулировать свои мысли/ощущения.
Отзыв:
| | Всегда рада возможности поговорить :-). Только я вот не каждый день могу сюда заглядывать, так что уж вы не обижайтесь на некоторое запаздывание моих реплик.
Насчет первого катрена. А мне как раз кажется, что там тоска даже более явная. Вот вы прочитайте хотя бы первые слова "над Иерусалимом..." - только непременно вслух. В их протяжной тягучей мелодике, в сочетании звуков она так и слышится. Облака всегда высоко в небе, они недостижимы для нас, но в то же время притягивают к себе. А это достаточно грустно. Облака очень эфемерны, они меняют свою форму и вид прямо на глазах - лишний раз напоминая нам о кратости и эфемерности нашей жизни. Теперь посмотрите на сочетание образов: форма облаков сравнивается с собакой, с детской рукой. А вспомните - ведь облака недостижимы - это их свойство очень сильное. Поэтому оно немедленно распространяется на два последних образа. Дети и собаки - это почти единственное что безусловно греет нам душу. И это недостижимо - разве не тоска? Просто она здесь глубоко спрятана. Скорее всего, автор даже не подозревал, что он прячет. |
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1508 |
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►2009-05-22 08:24:43 Алана Эзер aa | Я тоже рада возможности _такого_ разговора :) И тоже п(р)оявляюсь урывками, - поэтому и понимаю редкие п(р)оявления других, и не обижаюсь на них.
И над этими вашими словами я буду думать (вернее, попытаюсь получше понять/прочувствовать и их, и стихотворение Михаила), и скажу, конечно, когда и если смогу это сделать.. А вообще я сейчас пришла сюда с ещё одним вопросом к вам), но хотела задать его на вашей страничке... и, наверное, так и сделаю) |
| страница 0 |
|