|
Произведение: Всеволод [Des] Иванов критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).
Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.
===========
Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.
В ответ на отзыв: Всеволод [Des] Иванов <без названия>
Т.е. прояснить ваше понимание перечисленных терминов - низачто-никогда-небуду, да? :) Эх... "хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам"? :) - лаааадно... (засучивая рукава) - в ближайшее время попробуем...
__
"Общечеловеческий набор ценностей, которые принято именовать классикой" - но который [набор] постоянно подвергается (или - подвергался до наступления эпохи постмодерна - первой и единственной в культуре, поставившей "плюрализм" в собственное основание, правда, в весьма своеобразном выражении) атакам "молодой шпаны", желающей "смести с лица земли", периодически - общественному поруганию, а иногда и - забвению... В общем, не статика, но процесс, и нескучный :) :)
__
А про мамонтяцких времен культурное житье-бытье осмелюсь порекомендовать всем интересующимся, кто еще не: http://lib.rus.ec/b/135741
Отзыв:
| | Спасибо за ссылочку, конечно, только мы эту нудятину читывали еще в далекие студенческие годы.
Полезное чтиво, но скучное. Гораздо живее в этом плане Люсьен Леви-Брюль "Первобытный менталитет".
"Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное духовной жизни первобытных обществ, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными во всех уголках мира почти за три столетия."
Что вы, друг мой, как можно все перекладывать на плечи товарища, вы же атлант, чтобы удерживать небо в одиночку, хотя, эти обычно в паре работают. Я вовсе не против прояснить свое виденье всех вышеупомянутых терминов, дабы оно, мое личное эго, понежилось на комментаторских лаврах и еще поблистало остроумием и начитанностью (природная скромность нещадно берет верх):))) Я только за, просто вам предоставляю право первого голоса:)
А вытащить наши с вами рассуждения по сим вопросам на публику - занятно, например многоуважаемая Митиль, которая снова с нами, думаю, с интересом включится в разговор. Да и еще найдутся добровольцы.
|
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1194 |
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 20:36:08 Всеволод [Des] Иванов aa | Кто ж перекладывает? Я рад, что вы ознакомлены уже, хотя и, как я понял равно из вашего последнего комментария и предыдущих ваших экзерсисов на тему возникновения искусства в рождающемся под радостное (или не очень - кто их знает) трубление волосатых слонов - достаточно давно, с этим на мой вкус увлекательнейшим чтивом. Однако перекладывать что-либо на чужие плечи, даже и атлантовы - опять-таки не наш метод :), и сия ссылка была дана исключительно как необходимый фундамент, или, тсказать, элементарная база для рассуждений о зарождении культуры (кстати, не о *менталитете*, а об искусстве и культуре именно), а также и просто для получения желающими удовольствия от [...] |
| ►►►►►►►►►►►►►►►2009-05-24 08:36:38 Виссарион Григорьев aa | Друг мой, неужели вы подумали, что мои экзерсисы в мифомании на тему древних настенных живописцев и мамонтов являются моими личными научными изысканиями, собранными из желтовато-ширпотребной научно-популярной литературы?:) Если мне доведется выступать где-нибудь с лекцией на тему зарождения искусства, я буду серьезен по самое не могу, даже не побрезгую одеть костюм и галстук-бабочку.
А Леви-Брюля очень вам рекомендую, весьма достойная звезда на небосклоне науки:)
Не вижу смысла спорить на тему зарождения искусства, [...] |
| страница 0 |
|