|
Произведение: Всеволод [Des] Иванов критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).
Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.
===========
Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.
В ответ на отзыв: Всеволод [Des] Иванов ч.т.д. :)
"И пусть при виде обыкновенной спички он бы пришел в благоговейный трепет, пал ниц и излупил бы челом пол пещеры, зато вид мамонта, как и другой дичи, помимо боевого азарта пробуждал в нем аппетит, чего не скажешь о современном человеке" - ага, ага... т.е. на форму и содержание произведения искусства (или даже - стиля, жанра, эпохи в искусстве...) оказывает влияние *отношение* к объекту или явлению (которое только и может меняться в зависимости от культурного развития / контекста), а не сам объект. Вообще-то - ч. т.д. :) , поскольку эмоциональность - это и есть первичное выражение *отношения* индивидуума к объекту, явлению или, напр., миру в целом и человеку в этом мире - в частности.
"Просто некоторые авторы слишком увлекаются своими личным переживанием и зашифровывают его на тайном птичьем языке" - кто тут скажет, что - "слишком", а что - "не слишком"? Если есть 1,2, 3,n читателей, который этот "ключ" находят и успешно используют для "дешифровки" - этого, IMHO, достаточно.
Насчёт "на вид непрезентабельно, а на вкус божественно" - не знаю, что именно вы имеете в виду, но на мой взгляд - вполне даже может. Некоторые авторы, конечно, слишком :) :) увлекаются "простотой изложения", доводя стихи до состояния "что вижу - о том пою" и придавая порой этому "что вижу" ложную многозначительность, но - тем не менее.
Я далёк от понимания поэзии в частности и искусства вообще исключительно как декоративности, "безделушки" или, тем более, "изящной головоломки". И хотя красота такого рода существует, и есть даже такой преинтересный вид красоты и гармонии, как *красота человеческой мысли* - ажурности её построения, напр., - он, разумеется, не главный и не единственный... как и любой другой, IMHO.
Отзыв:
| | Возвращаясь к нашим пращурам, чтобы им земля была пухом:)) Горящая спичка или телевизор для них будут не столько искусством, сколько мастерством, чудом. В нашем стереотипном понятии под искусством мы понимаем литературу, живопись, скульптуру, музыку - искусства изящные.
Ведь никому из нас не придет в голову пособие по очищению организма от паразитов обозвать искусством. Но это не значит, что сей псевдолечебный труд не является шедевром в своем роде. И приготовление клистира в умелых руках может считаться искусством.
{1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.}
Таким образом, смею утверждать, что тот самый пресловутый пещерный гений, осознавший что есть живопись и изобразивший на стене волосатого слона в анфас или профиль, вполне может считаться человеком искусства относительно своего места и времени в истории. Он не только проявил смекалку и передовое мышление, он еще оказался способен скоординировать свои движении так, что благодаря его умению на стене пещеры появилась первая картина. Не думаю, что его подвигли на это исключительно эмоции, скорее склонность к новизне и любопытство. А первые зрители этого шедевра вряд ли пришли в мистический ужас, ведь они наблюдали за процессом. Но лишь единицы смогли оценить значимость случившегося чуда. Потому что передовые мозги и в наше время на вес золота.
Пожалуй, я понял, чем меня так не устраивает ваше "эмоциональное" определение поэзии. Возможно я не прав, но меня не покидает ощущение, что эти самые "эмоции" не очень-то разумны, они сродни выплеску энергии, реакции на раздражитель. А воспринимать стих, где автор зафиксировал свои мысли, чувства и мировидения, как раздражитель - паталогоанатомично. Эмоции ограничивают поле деятельности, так можно пойти дальше, и утверждать, что во всем виноваты химические реакции в организме человека. Если стихи воспринимаются сугубо эмоционально, то как же читатель способен заниматься дешифровкой, ведь он уйдет в чувственное наслаждение поэзией?
Каждый имеет какое-то понятие о биологии и химии. И каждый знает, что человек состоит не только из тела и души, разбор на составные части можно продолжать бесконечно, расщепив венец природы ( или абзац оной) вплоть до атомов, или переведя на язык химических формул. Вряд ли кого-то сильно утешит, если влюбленность в прекрасную даму низведут до химреакций в области мозжечка.
Относительно же многослойности произведений, конечно, можно заявлять, что достаточно одного читателя, который тебя понял по-настоящему, но, желание творить, писать стихи, оно не сугубо интимное, оно требует выхода. Для того, чтобы гений почувствовал себя гением, кто-то должен его поддержать, возвести в статус гениальности. В противном случае это грозит перерасти в душевную болезнь. Искусству, тому которое изящное, всегда требовался зритель или слушатель. А, следовательно, вершителям искусства не стоит полностью ориентировать его на себя. Все мы, разъясняя кому-то какие-либо личные мысли, не считаем ниже своего достоинства опускаться до пояснений, если человек не в курсе и не в теме.
А чем читатель хуже?
|
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1239 |
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►►►►►►►2009-05-21 17:47:08 Всеволод [Des] Иванов aa | Виссарион, я думаю, тема созрела для того, чтобы отделить то, о чем мы говорим и хотим говорить, от остального. Иначе мы рискуем уйти в исследование психологических особенностей волосатых слонов в процессе близкого знакомства с углом первобытной табуретки... что увлекательно, но - не наш метод, IMHO :)
Я вижу три направления разговора, в каждом из которых стоит, думаю, для начала определить и уточнить понятия и термины:
I. Определение искусства. Есть только два способа определить это понятие: или постулировать (что естественно, [...] |
| ►►►►►►►►►►►2009-05-21 21:29:46 Виссарион Григорьев aa | Ну-с, коли вам так наскучило изучать возможное житие первого художника, предтечи всех гениев, если угодно, а так же приелась наша краеугольная табуретка, как тут верно замечали, этот самопальный постамент некоторых пиитов, который они словно панцирь, таскают за собой...
Хотя, зря, мне так весьма интересно было проследить как сложилась судьба у товарища скаломаза и когда вымерли последние мамонты.
Я полагаю, что неплохо бы это вашу виви...трисекцию, оформить отдельным обсуждением и выпустить в народ, вдруг найдутся желающие поддержать нашу беседу:)
[...] |
| ►►►►►►►►►►►►2009-05-21 22:17:01 Всеволод [Des] Иванов aa | Т.е. прояснить ваше понимание перечисленных терминов - низачто-никогда-небуду, да? :) Эх... "хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам"? :) - лаааадно... (засучивая рукава) - в ближайшее время попробуем...
__
"Общечеловеческий набор ценностей, которые принято именовать классикой" - но который [набор] постоянно подвергается (или - подвергался до наступления эпохи постмодерна - первой и единственной в культуре, поставившей "плюрализм" в собственное основание, правда, в весьма своеобразном выражении) атакам "молодой шпаны", желающей [...] |
| ►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 07:10:35 Виссарион Григорьев aa | Спасибо за ссылочку, конечно, только мы эту нудятину читывали еще в далекие студенческие годы.
Полезное чтиво, но скучное. Гораздо живее в этом плане Люсьен Леви-Брюль "Первобытный менталитет".
"Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное духовной жизни первобытных обществ, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными во всех уголках мира почти за три столетия."
[...] |
| ►►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 20:36:08 Всеволод [Des] Иванов aa | Кто ж перекладывает? Я рад, что вы ознакомлены уже, хотя и, как я понял равно из вашего последнего комментария и предыдущих ваших экзерсисов на тему возникновения искусства в рождающемся под радостное (или не очень - кто их знает) трубление волосатых слонов - достаточно давно, с этим на мой вкус увлекательнейшим чтивом. Однако перекладывать что-либо на чужие плечи, даже и атлантовы - опять-таки не наш метод :), и сия ссылка была дана исключительно как необходимый фундамент, или, тсказать, элементарная база для рассуждений о зарождении культуры (кстати, не о *менталитете*, а об искусстве и культуре именно), а также и просто для получения желающими удовольствия от [...] |
| ►►►►►►►►►►►►►►►2009-05-24 08:36:38 Виссарион Григорьев aa | Друг мой, неужели вы подумали, что мои экзерсисы в мифомании на тему древних настенных живописцев и мамонтов являются моими личными научными изысканиями, собранными из желтовато-ширпотребной научно-популярной литературы?:) Если мне доведется выступать где-нибудь с лекцией на тему зарождения искусства, я буду серьезен по самое не могу, даже не побрезгую одеть костюм и галстук-бабочку.
А Леви-Брюля очень вам рекомендую, весьма достойная звезда на небосклоне науки:)
Не вижу смысла спорить на тему зарождения искусства, [...] |
| страница 0 |
|