Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-11-23 11:30:43
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Всеволод [Des] Иванов
критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).

Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.

===========

Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.


В ответ на отзыв:
Виссарион Григорьев
<без названия>
1. Все когда-то начиналось. И если бы первый умник не сообразил бы намалевать на стене пещеры этого пресловутого волосатого слона, то не факт, что мы бы поимели в последствии живопись как таковую. То же касается и первых жалких попыток сочинять стихи, точнее - некие ритмизованные обращения к высшим силам и явлениям природы. Но нашелся некто, уловивший чутким ухом ритмику слов и систематизировавший свои наблюдения.
Представьте себе толпу у входа в неважнокакое заведение. Все с выпученными глазами ломятся в одну дверь, наступают друг другу на пятки и визгливо осаживают не в меру ретивых сотоварищей. Но вот подходит странный тип, он оглядывается, взвешивает все за и против, и спокойненько, со всей дури долбает ногой по соседней двери, предположительно закрытой, которая услужливо раскрывается и пропускает его во внутрь. Стоит ли умалять заслуги таких выскочек?)

2. Как бы там ни было, остракизм и изгнание побуждают к совершению подвигов. Тот самый скаломаз, вполне возможно, оказался более социализированным, чем мы о нем думаем, и сумел представить соплеменникам свое новшество с потребительской точки зрения. К примеру, дизайнерский подход в оформлении пещерного пространства - дамы должны были оценить подобное новшество. Так же как он мог догадаться наносить рисунки на другие поверхности или же продемонстрировать обществу первые комиксы из жизни охотников и мамонтов. Всегда находились передовые мозги, способные понять ценность нового изобретения. Так что, остается надеется, что судьба его не оказалась горька и безрадостна.
Не думаю,что своевременное ознакомление с вашим п.5 спасло бы бедолагу от разочарований. Подозреваю, что и до него находились шалуны, которые чирикали угольком по стенам, только у них не хватало соображения понять значимость своих действий.
3. С удовольствием, всенепременно продолжим сей занимательный диспут, Всеволод.

Касательно вашего личного отношения к критике...
Не могу судить, практически не сталкивался с вами на критической стезе. Время покажет:)
Но мне показалось, что вы мало сомневаетесь в собственных произведениях, выставленных на суд общественности, и готовы ответить за правильность каждой запятой, не говоря о словах. У вас все просчитано, посчитано и подано именно так, как вы нашли нужным. И, следовательно, если вы сами уверены в том или ином произведении, мнение критиков вас уже не интересует. К чему оно?



Отзыв:


1а. Он не мог не сообразить :):) Внушено ли ему это Господом Всемогущим, есть ли это неотъемлемая функция человекообразных в рамках эволюционного процесса, или же проявление локальной гармонии в нашей части Вселенной посредством человека произошло случайно - однако во многих племенах совершенно независимо на стенах появлялись местные аналоги мамонтов, на копьях и топорах - резьба, а на сборищах - странные завывающие ребята с бубнами.
1б. А вот это, IMHO, из другой оперы. Ибо вумный мо'лодец может оказаться одаренным выскочкой, может - трезвомыслящим дверевышибателем, а может и дурнем, лупящим во всё что видит :)

2а. :) :)
...однако не всех и не всегда. Если человек склонен к [[не]здоровому] героизму, ему для реализации сей склонности остракизм без надобности. И уж во всяком случае, само по себе изгнанничество не гарантирует ни подвигов, ни иных особенных достижений. Более того, в подавляющем большинстве случаев является признаком не таланта, но, наоборот, его отсутствия при великих амбициях.

3. Да, всенепременнейше, однако там и вправду разговор большой-отдельный, формулирование требует времени)
_____
Я выкладываю здесь пока что тексты, которые уже были подвергнуты (большинство - не раз) весьма суровым критическим "атакам", некоторые - правлены не по одному разу, иногда по моей инициативе, иногда - по критическим замечаниям. Кроме того, у меня есть (за что благодарю Бога) несколько оффлайновых читателей, которые отличаются одновременно доброжелательностью и невероятной внимательностью-въедливостью.
Что, впрочем, не означает, что в этих текстах нельзя найти ничего, что могло бы быть улучшено. Наверно, можно - хотя и сложнее, чем если бы они появлялись тут "прямо из-под пера".

Однако же, должен сказать, что меня мало интересуют "критические замечания" (кавычки существенны) читателей, которыми текст абсолютно по той или иной причине не принят или, тем более, не понят. Если даже потенциально не предполагается, что текст может быть улучшен - наверно, каждый имеет полнейшее право высказать своё "фе", и я даже поищу в этом "фе" рациональных зёрен, но расчитывать на то, что я буду править тексты, опираясь на мнение профана, или объяснять прописные истины записным филологам - не стоит.


раздел:
0
прочтений:
1091


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►2009-05-19 06:37:37 Виссарион Григорьев
aa
1. Не думаю, что наши пещерные предки были столь наивны, что могли приписать изображение мамонта, начертанное собственной рукой, промыслу местных божков. Даже египтяне, известные своей набожностью - ведь они постоянно находились под неусыпным оком Ра - не впадали в подобные крайности. В древние времена условия жизни и борьба за пропитание с выживанием не позволяли полностью полагаться на могущественных эфемерных покровителей. Ведь сколько разъяренному мамонту молитв не бубни, все равно порвет в клочья, как бронтозавр кролика, наплевав на человеческих заступников. Что со зверья возьмешь?
Относительно же распространения этих первых зачатков [...]

►►►►►►2009-05-19 11:23:04 Всеволод [Des] Иванов
aa
1. "Ведь сколько разъяренному мамонту молитв не бубни, все равно порвет в клочья" - однако человеку с самых древнейших времён свойственно не только знать, но и верить. Причём иногда в нелепейшие с точки зрения рацио вещи, абсолютно не согласующиеся с непосредственно наблюдаемыми фактами. Очень странное человеческое свойство - завывать с бубном над костром, долбя в стену с нарисованным мамонтом, вместо того чтобы обсуждать тактику загона бродящего по саванне (или где там они бродили) волосатого слона в яму.
Что самое забавное, подобные "несуразные" действия зачастую *в конечном итоге* оказывались эффективными - [...]

►►►►►►►2009-05-19 20:26:44 Виссарион Григорьев
aa
1. Человек не был бы человеком, если бы отличался завидной предсказуемость и логикой во всех поступках и мыслях. Только вы не учли, что в те древние времена рацио еще не существовало в нашем понимании, более того, даже язычество не успело набрать обороты. Да и что взять с наших пращуров, если и в наши дни для многих рацио не является законом, и они предпочитают парить на крыльях собственного воображения и павлиньи пушить хвосты.
Не нам судить о мироощущении того самого наскального живописца, специалиста по мамонтам.
И пусть при виде обыкновенной спички он бы пришел в благоговейный трепет, пал ниц и излупил бы челом пол [...]

►►►►►►►►2009-05-20 09:47:16 Всеволод [Des] Иванов
aa ч.т.д. :)
"И пусть при виде обыкновенной спички он бы пришел в благоговейный трепет, пал ниц и излупил бы челом пол пещеры, зато вид мамонта, как и другой дичи, помимо боевого азарта пробуждал в нем аппетит, чего не скажешь о современном человеке" - ага, ага... т.е. на форму и содержание произведения искусства (или даже - стиля, жанра, эпохи в искусстве...) оказывает влияние *отношение* к объекту или явлению (которое только и может меняться в зависимости от культурного развития / контекста), а не сам объект. Вообще-то - ч. т.д. :) , поскольку эмоциональность - это и есть первичное выражение *отношения* индивидуума к объекту, явлению или, напр., миру в целом и человеку в этом мире - в [...]

►►►►►►►►►2009-05-21 06:54:39 Виссарион Григорьев
aa
Возвращаясь к нашим пращурам, чтобы им земля была пухом:)) Горящая спичка или телевизор для них будут не столько искусством, сколько мастерством, чудом. В нашем стереотипном понятии под искусством мы понимаем литературу, живопись, скульптуру, музыку - искусства изящные.
Ведь никому из нас не придет в голову пособие по очищению организма от паразитов обозвать искусством. Но это не значит, что сей псевдолечебный труд не является шедевром в своем роде. И приготовление клистира в умелых руках может считаться искусством.

{1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые [...]

►►►►►►►►►►2009-05-21 17:47:08 Всеволод [Des] Иванов
aa
Виссарион, я думаю, тема созрела для того, чтобы отделить то, о чем мы говорим и хотим говорить, от остального. Иначе мы рискуем уйти в исследование психологических особенностей волосатых слонов в процессе близкого знакомства с углом первобытной табуретки... что увлекательно, но - не наш метод, IMHO :)

Я вижу три направления разговора, в каждом из которых стоит, думаю, для начала определить и уточнить понятия и термины:
I. Определение искусства. Есть только два способа определить это понятие: или постулировать (что естественно, [...]

►►►►►►►►►►►2009-05-21 21:29:46 Виссарион Григорьев
aa
Ну-с, коли вам так наскучило изучать возможное житие первого художника, предтечи всех гениев, если угодно, а так же приелась наша краеугольная табуретка, как тут верно замечали, этот самопальный постамент некоторых пиитов, который они словно панцирь, таскают за собой...
Хотя, зря, мне так весьма интересно было проследить как сложилась судьба у товарища скаломаза и когда вымерли последние мамонты.
Я полагаю, что неплохо бы это вашу виви...трисекцию, оформить отдельным обсуждением и выпустить в народ, вдруг найдутся желающие поддержать нашу беседу:)
[...]

►►►►►►►►►►►►2009-05-21 22:17:01 Всеволод [Des] Иванов
aa
Т.е. прояснить ваше понимание перечисленных терминов - низачто-никогда-небуду, да? :) Эх... "хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам"? :) - лаааадно... (засучивая рукава) - в ближайшее время попробуем...

__
"Общечеловеческий набор ценностей, которые принято именовать классикой" - но который [набор] постоянно подвергается (или - подвергался до наступления эпохи постмодерна - первой и единственной в культуре, поставившей "плюрализм" в собственное основание, правда, в весьма своеобразном выражении) атакам "молодой шпаны", желающей [...]

►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 07:10:35 Виссарион Григорьев
aa
Спасибо за ссылочку, конечно, только мы эту нудятину читывали еще в далекие студенческие годы.
Полезное чтиво, но скучное. Гораздо живее в этом плане Люсьен Леви-Брюль "Первобытный менталитет".

"Фундаментальное исследование классика французской этнологии, посвященное духовной жизни первобытных обществ, их специфическому религиозному менталитету. Оно основано на огромном фактическом материале, собранном европейскими миссионерами, путешественниками и учеными во всех уголках мира почти за три столетия."
[...]

►►►►►►►►►►►►►►2009-05-22 20:36:08 Всеволод [Des] Иванов
aa
Кто ж перекладывает? Я рад, что вы ознакомлены уже, хотя и, как я понял равно из вашего последнего комментария и предыдущих ваших экзерсисов на тему возникновения искусства в рождающемся под радостное (или не очень - кто их знает) трубление волосатых слонов - достаточно давно, с этим на мой вкус увлекательнейшим чтивом. Однако перекладывать что-либо на чужие плечи, даже и атлантовы - опять-таки не наш метод :), и сия ссылка была дана исключительно как необходимый фундамент, или, тсказать, элементарная база для рассуждений о зарождении культуры (кстати, не о *менталитете*, а об искусстве и культуре именно), а также и просто для получения желающими удовольствия от [...]

►►►►►►►►►►►►►►►2009-05-24 08:36:38 Виссарион Григорьев
aa
Друг мой, неужели вы подумали, что мои экзерсисы в мифомании на тему древних настенных живописцев и мамонтов являются моими личными научными изысканиями, собранными из желтовато-ширпотребной научно-популярной литературы?:) Если мне доведется выступать где-нибудь с лекцией на тему зарождения искусства, я буду серьезен по самое не могу, даже не побрезгую одеть костюм и галстук-бабочку.
А Леви-Брюля очень вам рекомендую, весьма достойная звезда на небосклоне науки:)

Не вижу смысла спорить на тему зарождения искусства, [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.