Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-11-23 11:25:47
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Всеволод [Des] Иванов
критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).

Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.

===========

Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.


В ответ на отзыв:
Марго Зингер
<без названия>
Я поняла вашу точку зрения. Пожалуй, вся проблема в том, что некоторые из неисправимые романтики и не готовы воспринимать поэзию под таким углом.
Все-таки, когда сверху шлепнется кирпич озарения, и ты, подключившись на астральный канал, начинаешь творить, стараясь с максимальной точностью зарисовать пришедший в голову образ и выказать чувства, или же облечь в слова собственное восприятие той или иной проблемы, вряд ли захочется осознать, что в данный момент ты фиксируешь для потомков свои собственные эмоции.

Но я бы не звала эмоциональным переживанием стихи. Эмоциональное переживание - это чувства, охватившие человека в тот или иной период.
Я бы предпочла это назвать впечатлением. Эмоции не требуют понимания, можно беспричинно почувствовать веселье, а можно испытывать раздражение при виде неприятного человека. Безусловно, автор в стих вкладывает свои умонастроения и личное восприятие той или иной проблемы, но он все же идет дальше эмоций.


Отзыв:


А автор (Ваш слуга покорный в т.ч.) в момент создания произведения и не отдаёт себе отчёта в том, что делает - вклад ли в историю культуры человеческой, почеркуху в собственном дневничке, воплощение божественного замысла или что иное - не до того ему, он непосредственно переживает, запоминает впечатление и выражает оное одновременно...

Стихи - конечно, не есть эмоциональное переживание, само собой. Но: они являются, на мой взгляд, результатом эмоционального переживания и существуют для единственной цели - вызывать его.

"Впечатление" или "эмоциональное переживание", где именно создающий произведение "идёт дальше эмоций" - это уже более тонкие моменты, а второй - и более глубокий.
Опять-таки, попробую чуть позже, возможно - отдельным текстом.


раздел:
0
прочтений:
800


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►2009-05-17 21:27:57 Марго Зингер
aa
И слава богу, если бы автор в момент написания сразу бы мыслил, что он занят рождением нетленки, которая украсит собой копилку культурных общечеловеческих ценностей, то его бы следовало приспустить с небес на землю:))

Согласна, что стихи являются результатом эмоционального переживания, по-крайней мере, то, что имеет право называться стихами, обыкновенно так и появляется на свет.

А уж чем являются сами стихи...это и впрямь тема для отдельной беседы:)

[...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.