|
Произведение: Всеволод [Des] Иванов критерии - IMHO, вкратце
1) Культурный опыт прошлых поколений не бывает *вообще*. Он всегда *чей-то* - личности, сообщества, народа/нации, человечества. Отсюда - относительность всего и вся в искусстве.
2) Единственными общими критериями качества произведения искусства являются
- единство и выраженность стиля;
- соответствие самым основным законам гармонии (контраст/нюанс, равновесие, ритм), которые общи для всех видов искусства и позволяют (с необходимостью, но не достаточностью) достичь погружения хотя бы некоторых "реципиентов" в *некоторое* (не идентичное авторскому, но, как вторичная волна в сознании, порождённое произведением и так или иначе имеющее к нему отношение) эмоциональное состояние.
Способность к такому временному изменению эмоционального состояния некоторой группы людей и является главным критерием качества произведения *в этой группе*.
Что именно вызовет такое погружение-изменение - напр., большое ли количество аллюзий/реминисценций, "многослойность" произведения или, наоборот, его абсолютная новизна для среднестатистического культурного уровня данной группы - разнится от группы к группе и от личности к личности. Поэтому (слтегспидя) и существует множество жанров, направлений, стилей, течений (а также и - "уровней").
3) Искусство как часть культурного опыта - это не копилка идей или мыслей, тем, сюжетов, выразительных приемов - это копилка *эмоционального опыта* - т.е. опыта эмоциональных состояний (или динамики эмоциональности). А эмоциональный опыт всегда индивидуален.
Знакомясь с произведением искусства, мы переживаем чужой эмоциональный опыт в первую очередь (попутно, возможно, знакомясь с идеями, мыслями, соображениями и т.д.)
Раньше я считал, что это относится не ко всем видам искусства, сейчас же всё более склоняюсь к мысли, что и роман, и сага, и архитектура - тоже призваны в первую очередь воздействать на эмоциональность, а потом уже - на всё остальное.
4) Из 1), 2), 3) следует, что ответ на вопрос о качестве (банальности/оригинальности, "первичности/вторичности" и т.п.) произведения искусства всегда относителен и выражает мнение отвечающего и/или той социальной группы, культурного слоя, круга, к которым он принадлежит.
5) Из 2) следует парадоксальный, но практически известный каждому вывод: нет ничего ненужного в искусстве. Или, другими словами, "на каждое произведение найдется свой читатель/зритель".
6) Несмотря на всё это, каждый автор, независимо от того, "хорош" он или "плох", выражает (и предлагает пережить другим) *своё* и *только своё* эмоциональное состояние, свои мысли и свои идеи (хотя и с помощью более или менее известных приёмов).
Итого, на мой взгляд, "вопрос о качестве произведения" (или - об "уровне автора") должен быть обязательно сопровожден уточнением - для кого? в какой среде? - и если не выдавать свой собственный (принятый в кругу, в социальной группе) взгляд за всеобщее мерило в искусстве - то всё встает на свои места.
Например: там, где 12-13-летний не увидит ни одной аллюзии, где у него не возникнет ни одного большого ассоциативного ряда - он сочтет произведение "абсолютно новым" (а потому, возможно, - "абсолютно непонятным", а то и "бредом") - 17-летний найдет 2-3 "знакомые буквы" (и, возможно, объявит произведение "банальным"), а 50-летний может найти и 50, из которых 45 автор туда и не "закладывал", по крайней мере, сознательно... - и ощутит, читая, нечто совершенно отличное от ощущений первых двух гипотетических читателей.
Конечно, речь не о биологическом возрасте, а о *развитии вкуса*, которое в моём понимании состоит в развитии способности к восприятию большого числа стилей при условии глубокого восприятия каждого из них, что, в свою очередь, требует *эмоционального опыта* такого восприятия.
===========
Я бы сделал и ещё более общие выводы. Как-то:
1) В искусстве нет сослагательного наклонения
2) Общая объективная оценка произведения искусства есть исторический процесс.
3) Текущая объективная оценка есть промежуточный результат исторического процесса п. 2.
4) В определенный момент времени к искусству может быть отнесено любое искусственное (созданное человеком) явление, для которого в этот момент времени находится референтная группа, считающая такое отнесение правомочным.
5) Даже такое общепринятое "мерило" в искусстве, как *собрание экспертов* (подобное жюри международного конкурса, редакции, ..., ...), выражает (и *пропагандирует*) собственный взгляд на искусство и собственный, принятый в этом кругу, вкус.
В ответ на отзыв: Марго Зингер <без названия>
Если сейчас, кстати, вновь отыскать пещеру, взять уголек и, высунув от усердия кончик языка, заняться рисованием мамонта, а так же древних охотников и прочей живности, то общественность с восторгом воспримет новый вид искусства, возвращение к первобытной природе и слияние с оной. И если потом пещеру разобрать по камушку, а на каждом камушке изобразить мамонта, легко на этом искусстве и состояние нажить неплохое, пользуясь моментом.
В те седые времена, думаю, после первооткрывателя мамонта и его последователей, народ легко освоил наскальную живопись. И она тут же потеряла магический привкус. Далее потребовалось нечто новое. Благо времена были благодатные, новые идеи витали в воздухе огромными стаями.
Сейчас общественность удивить трудно, пресыщенность преобладает во всех областях искусства. Но все равно, стоит появиться чему-то кардинально новому, отличному от предыдущего опыта, как это занесут первоначально в разряд безделок. И тем не менее...
Если в нужный момент оказаться в нужном месте, то любая безделица сможет прослыть великой и возгордится своей сущностью. Главное, подвести под нее правильную базу:)
Отзыв:
| | Да, когда-то и первая табуретка была искусством, а теперь мы на ней протираем зады. Может потому, что табуретки учат делать на уроках труда….
Все вокруг нас - искусство, мы просто забыли об этом, и не хотим вспоминать.
Что табуретка – в ней нет ни ритма, ни контраста, ничего такого, что соответствовало бы критериям, но ведь сделанная однажды, она произвела фурор! И даже сам Страдивари, поговаривали злые языки, подумывал, не бросить ли скрипичное дело ради искусства изготовления табуреток. Только Папа Римский, у которого он взял в кредит - пять тысяч евро-сольдо, отговорил его от этой затеи.
Папа так ему и сказал: «Антон, хватит ерундой заниматься, табуретки, это антигуманно! Как на них люди играть будут? И как их к щеке прижимать? Я, лично, на твоих табуретках играть не буду!»
Вот так и получилось, что все скрипки Страдивари считаются искусством, а его табуретки… просто табуретками.
|
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1189 |
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►2009-05-17 20:38:28 Марго Зингер aa | Но зато табуретку несложно поднять до роли произведения искусства. Для этого надо лишь чуть-чуть изменить ее роль в мире вещей:)
Можно даже пустить слух про Страдивари. |
| ►►►►►2009-05-17 20:55:17 nmarks aa | Искусство табуретостроения относительно.
Знакомясь с табуреткой, мы переживаем чужой эмоциональный опыт.
В определенный момент времени к искусству может быть отнесена любая искусственно созданная человеком табуретка.
Кстати, плагиат – это искусство?
|
| ►►►►►►2009-05-18 17:01:23 Марго Зингер aa | Ну конечно, и плагиат искусство. Другое дело, что не высокое. Даже новый дизайн зубной щетки или создание нового сорта туалетной бумаги могут стать искусством, если сделаны по высшему разряду.
Относительно же табуреток, все-таки, эмоциональный опыт, зачастую весьма захватывающий и щекочущий нервную систему, нас заставляют переживать те, кто с гордо поднятой головой рупора эпохи залезают на оною табуретку и обращаются к электорату.
Правда, сама табуретка при этом тоже может представлять собой настоящее произведение искусства. |
| ►►►►►►►2009-05-18 17:44:38 nmarks aa | Кстати, как поговаривают некоторые ораторы, некоторые табуретки довольно неустойчивые, поскольку иногда не соответствуют авторскому замыслу: может, это у столяра разыгралось воображение…, а может, и промысел божий.
Мне ближе мысль, что человечество всего лишь набор инструментов в походной сумке у Создателя, который рисует свою картину, и не дано понять кисти, зачем ее тыкают носом в холст.
|
| ►►►►►►►►2009-05-18 17:56:13 Марго Зингер aa | Скорее все-таки не инструменты в походной сумке создателя, а фигуры на доске времени. Создатель таким образом скрашивает свой досуг, и, в зависимости от настроя, разыгрывает то комедию положений, то трагедию бытия. Более того,правила он тоже сам по ходу игры перекраивает на свой вкус, согласно настрою и пожеланиям.
|
| ►►►►►►►►►2009-05-18 18:16:48 nmarks aa | Доска доской, а все-таки табуретку-то кто придумал? Хотя возможно, это был «офицер». Не конь же с ладьей!!! |
| ►►►►►►►►►►2009-05-18 18:23:32 Марго Зингер aa | Полагаю, предок табуретки был сколочен еще в пещерное время, и дальше совершенствовался, но тогда никто еще не предполагал, что обыкновенная табуретка, обыкновенное седалище, несет в себе столько тайного смысла. Интереснее не то, кто первый ее сделал, а то, кто первый на нее догадался забраться. |
| ►►►►►►►►►►►2009-05-18 18:41:10 nmarks aa | Между прочим, сейчас подобная табуретка hand make из коряги и куска старого забора стоит чуть дешевле гарнитура мадам Петуховой.
А тогда…. Когда первую табуретку для вождя племени выполнил полковой…, то есть пещерный, слесарь Большой Черепах, он объяснил всему племени, что воспользовался эмоциональным опытом пещерного палача, который доходчиво объяснил ему, что вождю нужен трон для себя и гроб для того, кто не понимает намеков.
|
| ►►►►►►►►►►►►2009-05-18 18:48:56 Марго Зингер aa | Эстеты и ценители прекрасного предпочтут приобрести ту самую доисторическую табуретку Большого Черепаха, чтобы эксперты подтвердили им антикварность данного предмета мебели, а заодно и задокументировали, что табуретка и по сей день несет на себе энергетический отпечаток следа стопы вождя, который, стоя на этом произведении столярного искусства, обращался к народу с пространными речами о мире во всем мире.
Ведь эмоциональный опыт вождя, заключенный руками слесаря в тот самый табурет, запечатлен в виде некоей информационно-биополярной матрицы в ореоле самого табурета и стоит встать на него какому-либо простому человеку, [...] |
| ►►►►►►►►►►►►►2009-05-18 19:24:44 nmarks aa | Согласно теории, приведенной выше, (нет, еще выше!) культурный опыт Большого Черепаха можно считать относительным, относительно культурного опыта палача, который утверждал в мемуарах, что его личные переживания породили столь великолепный предмет мебели, а Черепах просто животное, которое карданный вал от мамонта не отличит. А по сему, потребители антикварных ценностей должны скорее заинтересоваться его каменным топором, изготовленном в мастерской «Пещерман и сын», нежели куском карельской сосны. В доказательство своей правоты, он демонстрировал пятку вождя и его скальп, несущий в себе не менее ценный энергетический потенциал. Кстати, как утверждают [...] |
| ►►►►►►►►►►►►►►2009-05-18 19:35:58 Марго Зингер aa | Так всегда и бывает, вожди не вечны, и далеко не от каждого останется даже пятка в назидание потомкам. Полагаю, что изготовитель табуретки заранее подготавливал все для местного переворота, надеясь сместить вождя с занимаемой должности, ибо размер пятки вождя не соответствовал народным идеалам, а мамонты не переносили вождя на дух и начинали трубить боевой клич еще задолго до того, как почуют его приближение. Есть подозрение, что это связано с личностными особенностями правителя, боявшегося воды, ибо в отрочестве ему было предсказано, что вода станет его камнем преткновения. В результате пал он не от воды, вероятно, местная пророчица просто ошиблась. [...] |
| страница 0 |
|