|
Произведение: Марго Зингер Три буквы на литзаборе
____
Сетевой литератор зверь теперь не редкий, он расплодился в дебрях виртуальности в достатке и в занесении в Красную книгу не нуждается, разве что некоторые его подвиды сильно располагают к культивированию охотничьего инстинкта у критиков и просто ценителей литературы. ____
Сложно сказать, что именно активизировало тягу к прекрасному в области литературы у большого числа наших собратьев по разуму. Подозреваю, виной тому популярность творческой жилки. Так модно нынче позиционировать изящное хобби, заполняющее ваш досуг, а склонность к искусству как раз и позволяет выглядеть в глазах ближних весьма утонченной натурой. И что делать, когда стезя изобразительного искусства, как и музыка, требуют капиталовложений? Дабы стать художником или скульптором, требуется обзавестись дорогими орудиями труда, как то: краски, холсты, мольберт, стеки, глина и иже с ними. Мастерская для полного тонуса тоже не помешает. Склонность к музыке потребует наличие музыкального инструмента, хотя бы пианино. Не говоря о предварительном обучение техники игры на музыкальном инструменте или азам живописи. Более того, музыка, будь то инструментальная или просто пение, занятие довольно шумное, а изобразительное искусство грязновато. Кому охота обляпываться разноцветьем красок или мараться в пластилине? Вот здесь к услугам творческой натуры и оказывается изящная словесность, она же - литература. ____
Как мало требуется истинному пииту, словесному демиургу, зодчему воображаемых миров и ревнителю чувств! Благо, грамоте он был обучен в пору короткоштанного детства, образцы классики изучал до поры полового созревания, протирая зад на студенческой скамье, а писчие принадлежности стоят в наше время безумно дешево. ____
Пока не выяснено, какое именно короткое замыкание в области мозжечка приводит к маниакальной графомании, зато доподлинно известно, что каждый пятый в уме горазд баловаться стихосложением или сказительством. Но наступает время и в кругу друзей или с подачи единственного почитателя происходит акт литературной дефлорации. Набравшись смелости, новоявленный гений впервые демонстрирует публике свои творения. Благодарные зрители утирают умильные слезы и один голос произносят речи о редкостной даровитости. После чего, восхваляемые гордо несут плоды своего творчества в виртуальную ирреальность и начинают увлеченно играть в игру Самозабвенный Литератор. Дальше больше. ____
В нашу эпоху страсть к печатному слову и его кропанию обретает пандемичные черты. Десятки тысяч адептов писанины оголтело бросаются к компьютерам или бумажным листам, доверяя белой плоскости свое «я» и пичкая окружающих собственным мировидением. Некоторым из них хочется сказать за это большое спасибо и пожелать дальнейших творческих успехов, других же хочется не дрогнувшей рукою привязать между двумя пегасами и порвать как тузик грелку. ____
____
Современность и смутные времена привнесли в наше бытие множество новейших маний. Кто знал, что существуют, к примеру, шопоголики или игроманы, или заядлые виртуалы с инет-зависимостью? Теперь их ряды пополняются литературнооозабоченными индивидами, кропающими денно и нощно стихотворные и прозаические текстовые послания в вечность назло потомкам. ____
Итак, кто же они, заполонившие половину Интернета литературные любители? ____
Начнем с лучших. Конечно, согласно закону великого Старджона, 90% от всякого явления есть дерьмо, а следовательно, только 10% оказываются квинтэссенцией истины. ____
Так вот, 10% - они настоящие гении, пусть пока не замеченные, пусть должные провести всю сознательную жизнь в тени и безвестности, но, они существуют. И для них Интернет может оказаться путевкой в жизнь или, как минимум, местом встречи с единомышленниками. Они не ищут славы или денег, они не от мира сего и даруют нам частицу нирваны, умудряясь таскать самые лучшие стеклышки из божественных витражей Вселенной и выкладывать из них обалденные узоры в земной юдоли. ____
Другие 30% - вполне успешные, состоявшиеся личности, коим приятно в удовольствие пописывать неплохие вещицы, радовать себя и друзей, а иногда сыграть в литературное сообщество. Хобби. Хотя, среди них и встречаются нераскрывшиеся дарования, что со временем могут перевернуть свою жизнь с ног на голову и бросить мир яппи ради искусства. ____
Следующие 10% - необработанные алмазы. В них есть искра божья, но не было возможности и уменья раздуть из нее пламя. Далее, перед нами 10% добротных середнячков, которые вполне способны иногда задавать жару общественности, но, увы, вряд ли достигнут больших успехов на выбранном поприще. И снова, главное - правильно оценивать собственные силы. ____
За вышеупомянутыми 60% следуют самые страшные 30%. Эти полностью лишены святых идеалов. Они ощущают себя рупорами эпохи и кладезями современной литературы. Самодовольны, зачастую откровенно бездарны, ограничены и не приучены видеть дальше собственного носорыла. Если не испытывать раздражения от одного их вида, то в лице подобных граждан можно обрести замечательные экспонаты для кунсткамеры и демонстрировать смешных уродцев понимающим и сочувствующим. ____
Ну, и последние 10% - натуры экзальтированные и больше подходят для кушетки психоаналитика, чем для литературы, доверяют прозе и стихосложению свои душевные неурядицы, заставляя других выслушивать все правды и неправды о тяжком жизненном бремени и семейных проблемах. ____
Увы, никто по доброй воле не отнесет себя к негативным литературным деятелям. Но существуют несколько примет, которые помогут разобраться в своих и чужих писательских пристрастиях. ____
Перейдем же к существу вопроса. ____
____
____
Среденестатистический Наполеон ____
____
Вроде бы и неплохо излагает, и, относительно собратьев по сайту, бывает в произведениях посолиднее и политературнее. Вот только самомнение его раздувается до критической отметки. Он могуч как буря в стакане в рамках одного сетевого альманаха и от чего-то чувствует себя более великим, чем Бродский, правда не каждый день, а по праздникам. ____
Излечимо, в принципе, но бывает и летальный исход. Чем выше лезешь, тем летальнее падать. ____
____
____
____
Графоманский синдром ____
____
Примитивность рифмы, замашки а ля пушкин, повышенная детскость, плодовитость. Безусловно, есть и более высшие формы, когда вроде бы и гладко спето и прихлопов не два, а три на четыре, но - полное ощущение де жа вю. Клише и штампы к вашим услугам. ____
Литература такого не прощает, хотя всегда найдется читатель, восторгающийся в силу дремучести простотой изложения, потому как сам кровь с морковью не способен срифмовать даже по пьяной лавочке и в состоянии полнейшей раскрепощенности. ____
____
____
Психоанализаторский синдром ____
____
Пишет ради того, чтобы писать. Пишет то, что взбредет в голову, и, в результате, говорит только о себе и еще раз о себе, поведывая всему миру о собственных душевных перипетиях и коллизиях. В творчестве постоянно наблюдается эффект исповедальни и самобичевания вкупе с выставлением на обозрение тонкой душевной организации. Им ничего не стоит сочинить жалкий спекулятивный опус на тему собственного горя и ждать соболезнований от сотоварищей по цеху. ____
Создав произведение под влиянием минуты, они не собираются вносить коррективы, ибо детище появилось на свет и - что выросло, то выросло. Оно отображает мимолетное настроение и любое вмешательство убьет сию хрупкость мгновения. ____
____
Не есть хорошо. Ведь литературу делает, помимо таланта, богатый инструментарий. Язык, великий и могучий, нюансы, стиль. Собственное виденье. Да и всем ли занятно изучать чужую автобиографию и жалобливость на бытие? Читатель не жилетка, он ценитель. Его надо уважать и привлекать. ____
____
____
Прима-балерина ____
____
Натура небесталанная, только захваленная по самое не горюй. На критику реагирует едко, иногда нервно. Цену себе знает, причем, безбожно завышенную. Рискует растерять дар, ибо доведет себя до состояния живого классика-самозванца божественного толка. А куда расти Богу, когда он выше неба? ____
____
Эзотерические лирики и полупроводники ____
____
Их устами говорят высшие силы. Иногда инопланетяне или космические токи. Их текстовый поток зачастую не поддается логическим объяснениям и связкам, он вне причинно-следственных связей. Иногда представляет собой набор образов, иногда невнятные истории. Чаще всего являются продуктами малой учености и сектантских сборищ, а так же мистического литературного ассорти. Иногда оказываются потенциальными пациентами желтого дома. ____
____
Самородки из народа ____
____
Если они попадут под опеку Мастера, то рискуют заиграть всеми цветами радуги, в противном случае, превратившись в чванливых альраунов, раздуются от собственной виртуальной значимости и когда-нибудь лопнут. ____
О них и говорить нечего. Молодо-зелено. ____
____
____
Хотелось бы пару слов посвятить и самым дремучим убеждениям сетевых литераторов. Кто-то придерживается мнения, что произведение, явившись на свет, представляет собою готовый продукт, а литература с работой не имеет ничего общего. Вспыхнуло, наболело, размазал по плоскости листа и кушать подано. Так вот, позвольте развеять как колорадского жука с отечественного картофеля. Писательство, проза или стихи, является работой. Дабы уметь передать картинку, писаке следует научиться владеть пером. Иначе, кто оценит жалкое подобие его душевного полыхания, только обхохочутся и потыкают пальцем в сторону уморы . Так что, правьте ваши тексты, правьте, не стесняясь, не боясь продрать творческое кружево. За редким исключением, детищам воспитательный процесс пойдет на пользу. А то, что рождается под влиянием сиюминутности от переизбытка чувств зачастую и впрямь не нуждается в огранке, о чем в один голос сообщат читатели, захлебнувшись в хвалебных отзывах. ____
____
Первое правило гласит: дайте пару суток отлежаться младенцу, не устраивайте ему сразу смотрины, иначе придут злобные завистники и тут же сглазят без зазрения совести. ____
____
Далее, пришедший до вас критик не имеет желания нагадить в душу и опустить в самый подпол. Просто у него другой взгляд. У нас же свобода слова, в конце концов. Дайте высказаться и подумайте над его словами, вдруг мелкое зернышко истины закатилось из его огорода в ваш, а вы совершенно зря подумали на булыжник. Критики не обязаны сюсюкать, они тренируют и наставляют спартанскими методами. При чем, нет такого правила, что критик всегда прав. Спорить с ним можно и нужно, только аргументированно, а не склочно-базарно. Пять раз подумайте перед тем как заткнуть голос оппозиции предложением пойти написать чего-нибудь достойное, вместо злопыхательства, подразумевая под последним любой антихвалебный выпад. Прикусывайте язык, когда с него готовы сорваться псевдозаботливые глупости о растраченном бестолку на отрицательные отзывы времени. ____
Не стоит, так же, визгливо рычать и кричать, торопясь написать ответную гадость на территории злопыхателя, посмевшего вас предать критике. Порой встречаются обладатели столь нежной души, которые болезненно реагируют даже на исправление опечаток и пунктуации, не говоря о более глубоких замечаниях. Их главная отговорка называется авторским виденьем или же согласуется с цитатой: «какой же вы поэт, если моих метафор не понимаете». А на предложение адекватного читателя заглянуть в классику, могут рявкнуть, что чужих стихов не читали и читать не будут. Кстати, косвенно виной всему Пушкин, который и вертится теперь в гробу и икает на том свете постоянно, ведь его реформаторство в области стихосложения позволило всем желающим рифмовать виденье со мгновеньем без зазрения совести, а самых ленивых одарило глагольной рифмой и склонностью к печко-свечкам. Увы, что сделано, то сделано. ____
____
Второе правило гласит, что слово не воробей, а стихосложение не яичница. Дабы написать стих, мало зарифмовать какую-то историю. Накарябав палки с огуречиком, вы не почувствуете себя Сальвадором Дали, даже дорисовав примитивный квадратик треугольничком сверху и непосредственно-детское солнышко, вы не заявите о себе как о художнике. Так почему же поэзия и проза, сестра ее, являются исключением? ____
И, скажите на милость, как быть с теми умельцами, кои фанфаронисто упирают руки в боки и бросают сквозь зубы, будто главное для них содержание и смысл, но никак не оболочка со всеми красивостями. Может, сразу их сдавать на опыты? ____
____
Ведь третье правило глаголит, что мысль надо уметь оформлять, чтоб другим в назиданье, а не абы как. Где не услышу, там додумаю. Почему-то, садясь вкушать обед, каждый жаждет увидеть в своей тарелке аппетитное кушанье, особенно если в гостях. Никто не потянет свою вожделеющую длань к сомнительному вареву, несмотря на перечисление экологически чистых ингредиентов, послуживших делу его приготовления.. ____
Да и как можно не думать о читателе, когда выставляешь на всеобщее обозрение плод своего душевного недомогания? Разве можно недовольному заявить, мол не читайте, коль не любо. Ведь раз повесили на литзаборе - не отвертитесь. ____
____
Четвертое правило призывает нас думать об электорате, то бишь о читателях, а не только о себе любимом. Нет читателей, нет и литератора. Ящик стола слишком молчалив, ему все равно, что хранить. ____
____
И в заключении, пятое правило, которое требует любви к критикам и большого им "спасиба", а так же полностью отрицает льстивые похвалы. Ибо льстецы развращают, а критики взращивают. Литсообщество жестоко к своим питомцам, естественный отбор не дремлет, а неженки испускают дух по дороге. Особенно это касается тех, кто метит в Литературу с большой буквы и уважает классиков, а,следовательно, способен честно и беспристрастно оценивать свой талант. И речь не о тех, кто тщится пробить собственной головой путь в издательства или народные любимцы, увы и ах, книжная пропечатанная мешанина оставляет желать лучшего. Речь идет о внутреннем самосознании. Спросите себя: зачем оно вам надо, такая мигрень на всю голову. Может проще бросить, закодироваться от литературных запоев и вернуться к нормальной жизни? Ну, а коли вы стойко упираетесь рогом в собственные литубеждения, то помните о пяти правилах, прозвучавших выше. ____
Научиться им не так сложно. Просто чаще сравнивайте свои вирши с творениями признанных гениев и уверяйте себя, что не все вершины покорены, а пути роста неисповедимы. Дорогу в твердый переплет осилит идущий. ____
____
____
Отзыв:
| | Все-таки штаны протирают на скамье, зад - сильно попахивает эксгибиционизмом )); "к маниакальной графомании" - графомания априори маниакальна; "горазд баловать стихосложением" - возвратная частица "ся" пропала; "акт писательской дефлорации, когда ближние" - групповая дефлорация уголовно наказуема; "крОпать", крап - это картежное; "необработанные алмазы и бриллианты" - бриллиант есть обработанный алмаз по определению; "более высшие формы" - просто караул; "Пишет ради того, чтобы писать" - словарное определение графомана, etc.
Я вредный сегодня.
А, вдогонку - "И в заключении, пятое правило" - "он же памятник, кто ж его посадит!", наверное, все-таки в заключениЕ...
Бу-бу-бу. По лицу бить не надо, а то задразню. |
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв:
| ►►2009-05-13 17:19:42 Марго Зингер aa | Хы-хы, никакого образного мышления:)))
Спасибо, за указания на всяких блох, не только мне их у вас ловить:). Сей труд попал сюда, по ошибке, в более ранней редакции, посему и проколы имеются, что конечно, весьма позорно, но, можно, я не буду пить йаду или там посыпать голову пеплом:))
Кстати, только что производя тут ловлю блох, я обнаружила еще штук пять, коих вы не заметили, бебебебе:)))
А вот "баловать" это просто неудачно употребленная здесь, видимо, устаревшая форма. Баловать коньячком, к примеру. У классиков встречалось. [...] |
| ►►►2009-05-13 18:59:18 Ambidexter aa Не дождетесь!!! | А вот и фигушки. Просто я в какой-то момент перестал их ловить, чтобы не показаться окончательным занудой. Поэтому наловить можно и еще. Пеплом посыпаться не надо, а йад оставьте другим, им нужнее.
Дальше. Баловать можно детей, или хулиган, типа "эй, не балуй", а стихами все же баловать себя, т. е. баловаться, а коньячком баловать можно только кого-то. Классиков не читаю, вот. В школе отвадили.
И еще -
" КРОПАТЬ, аю, аешь; несов., что (разг.). Неумело, с трудом писать, сочинять, а также (устар.) вообще медленно и с трудом делать чтон. К. стихи." ( [...] |
| ►►►►2009-05-15 18:48:51 Марго Зингер aa | С кропалками, эт сдвиг по фазе, было крО, а когда ночью решила текст сюда закинуть, на автопилоте тукнула в КрА. вот и:)
А классики, они полезные. Один Чехов чего стоит, особенно, если брать не школьную программу. Замечательно едкий тип:) |
| ►►►►►2009-05-15 21:08:55 Ambidexter aa | Не, едких не люблю. У Бунина русский хорош, его читал, просто из удовольствия читать. Школьная программа советских времен была на редкость ублюдочна, я старался поменьше программного читать. Скажем, Горького почти удалось избежать, его "Мать" так ни разу и не читал. |
| ►►►►►►2009-05-15 21:17:20 Марго Зингер aa | Бунин хорош, он замечательный стилист и тонкий психолог. Куприн тоже хорош. А за школьной программой, я с детства Станюковича люблю за "Морские рассказы".
Зато Горького терпеть не могла, только, на удивление, " На дне" понравилось. Его университетами мне в отрочестве травили, читать заставляли, а мне с них тошно было. Тогда как еще раньше, во младенчестве, меня пичкали его итальянскими сказками. Хотя, "Старуха Изергель" впечатление оставила. |
| ►►►►►►2009-05-16 07:06:03 Виссарион Григорьев aa | Уважаемый, а у вас в детстве голоштанном какая самая значимая книга была? Не просто любимая, а такая, что глаза на мир открыла и торкнула за фибры души? |
| ►►►►►►►2009-05-16 10:06:03 Ambidexter aa | Эээ... Даже и не знаю, что сказать. Наверное, какой-то отдельной не было, мел все подряд. Конечно, если подумать хорошенько, то придумается, но думать лень. |
| ►►►►►►►►2009-05-16 10:30:38 Марго Зингер aa | А мне вот тоже интересно, а у вас, оказывается, склероз - раз такого вспомнить не можете, да еще и ленивость повышенная:) |
| ►►►►►►►►►2009-05-16 12:01:55 Ambidexter aa | Лень - двигатель прогресса. Склероз... Как это метко, знали бы вы.
Вспомнить я много чего не могу/не хочу, а предпочтения - наверное, были тогда, не могло не быть. Лет в пятнадцать-четырнадцать помню, раньше - уже с трудом.
|
| ►►►►►►►►►►2009-05-16 12:27:37 Марго Зингер aa | Ню, скрытный вы тип какой. Не хотите говорить и не надо. А у меня в детстве было две книги, с которыми я носилась, "Капитан Блад" и "Дорога уходит в даль" А.Бруштейн. Но это не открытия ни разу, просто нравились.
А вот "На краю Ойкумены" сильное впечатление произвела в отрочество, лет в 14, потом пошел Станислав Лем следом за Ефремовым и дальше больше.
|
| ►►►►►►►►►►►2009-05-16 13:36:21 Ambidexter aa | "Юные дикари" и "Ральф в лесах" Сетон-Томпсона, какое-то древнее издание, зачитанное до дыр. "Под осенней звездой" и "Странник играет под сурдинку" Гамсуна, но это попозже, годам к пятнадцати. Тогда мечтателен был донельзя. В раннем детстве любимая книга - старинное издание "Истории искусств" Гнедича, с потрясающими иллюстрациями. "Жизнь и нравы насекомых" Фабра, дореволюционное издание с обалденными картинками - дань генетической предрасположенности к энтомологии. "Африка грез и действительности" чешских путешественников Зикмунда и Ганзелки. Конечно, всевозможные Фениморы Куперы, куда без них. Фантастика, болел, как и все, Лем, Айзек Азимов, наши. Глотал, но [...] |
| ►►►►►►►►►2009-05-16 13:07:13 Ambidexter aa | Лень - двигатель прогресса. Склероз... Как это метко, знали бы вы.
Вспомнить я много чего не могу/не хочу, а предпочтения - наверное, были тогда, не могло не быть. Лет в пятнадцать-четырнадцать помню, раньше - уже с трудом.
|
| ►►►►►►►2009-05-16 11:53:57 Ambidexter aa | Эээ... Даже и не знаю, что сказать. Наверное, какой-то отдельной не было, мел все подряд. Конечно, если подумать хорошенько, то придумается, но думать лень. |
| страница 0 |
|