|
Произведение: Школа дураков Максимилиан Волошин. Из записных книжек.
Hhhhhh
… Рифма нарушает связь рассказа. Созвучие заставляет искать новой связи между словами. Hhhhhh
Сознание стиха вспыхивает между двумя противоположными остриями рифм. Чем дальше рифмы, тем несоответственней слова созвучные, тем молния стиха ослепительней и шире, преодоление больше. Поэтому рифма несет в себе всегда откровение мысли. Рифма рождает мысль. Hhhhhh
Рифма преодолевает ассоциации и несет великое освобождение для мысли. Hhhhhh
Каждая мысль, вполне найденная между двумя богатыми рифмами, представляет новую и окончательную ступень в области познания. Hhhhhh
Между стихом белым и стихом рифмованным существует разница органическая. Белый стих несет в себе последовательность рассказа, либо логическое развитие мысли, либо нарастание патетического чувства. Но он сам в себе не рождает мысли. Из него нет выхода в подсознательное. Hhhhhh
Стих рифмованный – это храм мистических откровений, скрытых в словах. Созвучие слов указывает на их внутреннее сродство в иной сфере – надо найти путь между ними здесь, в мире пластики и мысли. Здесь разоблачение глубинных тайн, к которым иным путем доступа нет. Путь между двумя рифмованными остриями всегда индивидуален. Только здесь может выявиться истинная сущность поэта. Hhhhhh
Поэтому не может быть подражательности, не может быть заимствования рифм. На одинаковых рифмах можно только проверять индивидуальность поэтов, которые никогда не могут совпасть. Hhhhhh
Мысль, чувство, образ, оттенок вспыхивают в этой пустоте между двух далеких созвучий, которые уединяют их и дают им сосредоточенность и силу… Hhhhhh
Рифма имеет непосредственное влияние на мысль, но <не> на чувство, не на стремление стиха, не на волю его… Hhhhhh
Hhhhhh
Полный текст опубликован в издании:
Максимилиан Волошин. Записные книжки. М., 2000
В ответ на отзыв: литератор <без названия>
В части белого стиха,немного не согласен...Просто у белого свои законы построения текста. И в подсознательное он стекает не меньше, а то и глубже чем рифма. Но мысль про острие катодо-анодовое излучения разума между созвучиями - очень интересная.
Нетривиальность рифмы- это риф поэзии...О который сломалось ни одно Настоящее стихо..а в стихах..все таки вторична форма, хотя иногда она рулит.
Отзыв:
| | Я тоже задумался о белом стихе. Что имел в виду Волошин? В нынешнем употреблении словосочетание «белый стих» воспринимается однозначно как не рифмованный, ассоциативный, точно выверенный, где звукопись (а не рифма) порой играет весьма значительную роль. Возможно, Волошин имел в виду привычное в XIX веке понимание «белого стиха», как, например, белого ямба у Пушкина. Повествовательность, развитие сюжета, нарастание патетики – все это было характерно для «старого» белого стиха. Ассоциативность стала проявляться на рубеже веков. Скорее всего, когда Волошин писал свои заметки, он имел в виду именно это? А может, и нет… |
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1287 |
Отзывы на этот отзыв: |
|