gggggggg
… Стремясь определить понятие «народность литературы», Белинский ставит эту проблему в центр своих суждений и раздумий… gggggggg
А.Н.Островский начал свой литературный путь, испытывая благотворное влияние литературно-эстетической концепции Белинского – самой передовой для того времени. В свете этой концепции Островскому было ясно, что высшую идейно-художественную силу писателю дает народность. А народность представляет собой тугую связь писателя с самыми широкими, трудовыми слоями населения и требует выражения их настроений и чаяний… gggggggg
Островский избрал для своего поприща драматический род художественного творчества. Почему? Не только потому, что именно этот род он считал более соответствующим своему дарованию. Он руководствовался еще тем, что драматургия наиболее действенна и близка народу… gggggggg
Островский не был избавлен от идейных колебаний. Но при всех колебаниях драматург по мировоззрению оставался в своей основе активным демократическим просветителем… gggggggg
Выражение народности Островский видел прежде всего в обличении социальных пороков… Народность как обличение, как суровый, но справедливый суд над общественными пороками рассматривалась Островским не только идейной, но и эстетической категорией… gggggggg
Будучи голосом народа, выразителем его идейно-нравственных убеждений, драматург стремился воплотить их в положительных характерах… Осуществляя эти задачи, Островский в период расцвета своего творчества органически сплавляет в своих пьесах отрицание с утверждением. Обличая привилегированные классы, он с явным сочувствием изображает положительных героев… Положительные герои Островского, душевно щедрые, благородные, отличаются высокой нравственностью и гражданственностью… gggggggg
«Крупный комизм» и «сильный драматизм» - это гербовая печать драматургии Островского, ведущие признаки ее идейно-эстетического своеобразия. Создавая характеры крупного комизма, Островский смело обращается к таким условным средствам сатиры, как гиперболика, гротеск и шарж… Создавая образы сильного драматизма, Островский обращался к совершенно иным художественным средствам: к глубокому психологизму, к эмоциональной патетике, к лирико-драматическим монологам, к романтической возвышенности… gggggggg
В художественной лепке отрицательных и положительных образов Островский обращается также к реальной символике. Реально-символичны заглавия ряда его пьес: «Гроза», «Пучина», «Лес». Реально-символичны некоторые его образы… В трагедии «Гроза» реально-символичный характер приобретает природная гроза… gggggggg
Социально-психологическое искусство воплощения внутренней сущности действующих лиц, их сложности противоречий Островский с особой яркостью проявил в пьесах конца 70-х и начала 80-х годов… С большой полнотой он изображал социальные обстоятельства. Стремясь к правдиво-верному отображению жизни, он смело, новаторски ломал барьеры условности между действительностью и искусством… gggggggg
Интерес к Островскому растет во всех странах после Великой Октябрьской революции, в особенности же после второй мировой войны. Прогрессивная мировая критика видела и видит в Островском драматурга, явно превосходящего узкоразвлекательную западноевропейскую драму интриги… Время не стерло красок драматургии Островского, а лишь подтвердило их неувядаемую ценность… gggggggg
Обличая хищнический эгоизм, паразитизм, карьеризм, драматург ведет неустанную пропаганду высоконравственного поведения людей… gggggggg
gggggggg
gggggggg
С полным текстом статьи доктора филологических наук А.И.Ревякина можно ознакомиться в книге «Александр Николаевич Островский. Пьесы», вышедшей в серии «Школьная библиотека» в 1974 году (издательство «Московский рабочий») gggggggg
|