Рррррр
11 февраля 1913 Рррррр
Рррррр
День значительный. — Чем дальше, тем твёрже я «утверждаюсь», «как художник». Во мне есть инструмент, хороший рояль, струны натянуты. Днём пришла особа, принесла «почётный билет» на завтрашний соловьёвский вечер. Села и говорит: «А «Белая лилия», говорят, пьеска в декадентском роде?» — В это время к маме уже ехала подобная же особа, приехала и навизжала, но мама осталась в живых. Рррррр
Мой рояль вздрогнул и отозвался, разумеется. На то нервы и струновидны — у художника. Пусть будет так: дело в том, что очень хороший инструмент (художник) вынослив, и некоторые удары каблуком только укрепляют струны. Тем отличается внутренний рояль от рояля «Шрёдера». Рррррр
После того я долго по телефону нашептывал Поликсене Сергеевне аргументы против завтрашнего чтения . В 12 часов ночи – звонок и усталый голос: «Я решила не читать». – Мне удается убеждать редко, это большая ответственность, но и радость. Рррррр
Почему так ненавидишь всё яростнее литературное большинство? Потому что званых много, но избранных мало. Старое сравнение: царь — средостенная бюрократия — народ: взыскательный художник — критика, литературная среда, всякая «популяризация» и проч. — люди. В литературе это заметнее, чем где-либо, потому что литература не так свободна, как остальные искусства, оно не чистое искусство, в ней больше «питательного» для челядиных брюх. Давятся, но жрут, питаются, тем живут. Рррррр
Если б я когда-нибудь написал произведение, которое считал бы необходимым сообщить людям, я бы пошел на цинизм, как, вероятно, делает Дягилев. Надо надуть обманутых (минус на минус дает плюс): обмануты люди. Рррррр
Я учредил бы контору, владеющую всеми средствами современной «техники» (в ложной культуре) для раздачи бутербродов Арабажиным всей Европы. Окупились бы все расходы: но, главное, ценность была бы представлена людям, они бы ее увидали и задумались бы. Рррррр
Всякий Арабажин (я не знаю этого господина, он – «только символ») есть консисторский чиновник, которому нужно дать взятку, чтобы он не прятал прошение под сукно. Рррррр
Сиплое хихиканье Арабажиных. От него можно иногда сойти с ума. Правильнее – забить эту глотку бутербродом: когда это брюхо очнется от чавканья и смакования, будет уже поздно: люди увидят ценность. Рррррр
Миланская конюшня. «Тайная Вечеря» Леонардо. Её заслоняют всегда задницы английских туристок. Критика есть такая задница. Следующая мысль есть иллюстрация: Рррррр
Сатира. Такой не бывает. Это Белинские о…и это слово. До того о…и, что после них художники вплоть до меня способны обманываться, думать о «бичевании нравов». Рррррр
Чтобы изобразить человека, надо полюбить его — узнать. Грибоедов любил Фамусова, уверен, что временами — больше, чем Чацкого. Гоголь любил Хлестакова и Чичикова, Чичикова — особенно. Пришли Белинские и сказали, что Грибоедов и Гоголь «осмеяли». — Отсюда — начало порчи русского сознания - языка, подлинной морали, религиозного сознания, понятия об искусстве — вплоть до мелочи — полного убийства вкуса. Рррррр
Они нас похваливают и поругивают, но тем пьют нашу художническую кровь. Они жиреют, мы спиваемся. Всякая шавочка способна превратиться в дракончика. Вот за что я не люблю вашу милую м-ме Ростовцеву, Поликсена Сергеевна! Эти, которые заводятся около искусства, они – графини Игнатьевы. Они спихивают министров... Это от них — так воняет в литературной среде, что надо бежать вон, без оглядки. Им — игрушки, а нам — слёзки. Вернисажи, бродячие собаки, премьеры — ими существуют. Патронессы, либералки, актриски, прихлебательницы, секретарши, старые девы, мужние жёны, хорошенькие кокоточки — им нет числа. Если бы я был чортом, я бы устроил весёлую литературную кадриль, чтобы закружилась вся «литературная среда» в кровосмесительном плясе и вся бы провалилась прямо ко мне на кулички. Рррррр
Ну, довольно.* Рррррр
У мамы по вечерам сильная боль в спине. Рррррр
Рррррр
* Приходится ещё выноску... Почему же я не признаю некоторых дам, критиков и пр.? — Потому что мораль мира бездонна и не похожа на ту, которую так называют. Мир движется музыкой, страстью, пристрастием, силой. Я волен выбирать, кого хочу, оттуда — такова моя верховная воля и сила. Рррррр
Рррррр
Полный текст опубликован в издании: «Дневник Ал.Блока. 1911 – 1913». Под редакцией П.Н.Медведева. Издательство писателей в Ленинграде. 1928 Рррррр
Рррррр
P.S. Речь идет о вечере памяти Владимира Соловьева, на котором собиралась выступить его сестра, поэтесса Поликсена Сергеевна. Рррррр
Константин Арабажин – писатель, критик, историк литературы. Рррррр
Рррррр
Рррррр
|