|
Произведение: Mytyl Проза Андрея Назарова
Эти тексты я нашла на сайте "Сетевая словесность" и была совершенно ими очарована. Не могу не показать всем остальным. Здесь всего лишь несколько из миниатюр Андрея Назарова. Если кого-то заинтересует, то его тексты и отзывы о них можно найти по адресу
http://www.netslova.ru/nazarov/
КРЕСТ
За ширмой, над изголовьем бабушкиной кровати висело золотое распятие. Бабушка болела - долго, мучительно, беззвучно. На лечение не хватало денег, и распятие продали. Бабушка умерла. На вырученные деньги ее похоронили и поставили над могилой деревянный крест.
Шел 1947-й год от Рождества Христова.
ВСТРЕЧА
Из коммунального, осколочного мира первого моего детства, из шуршащей тишины в заложенных компрессами ушах, из боли и ожидания, составлявших время, меня изредка вывозили к деду в приземистый особняк на Арбате.
Там я бежал анфиладой комнат, распахивая створчатые двери, отчего снопы света взлетали в оживших зеркалах, бокалах, люстрах, графинах. Я бежал, оставляя позади остерегающие голоса, бежал в последнюю комнату, туда, где возле изразцовой печи на высоких, ослепительно-белых подушках лежал дед, где пахло кожей, душистым табаком и лекарствами, где на серебряной поляне подноса паслись, как бараны, плотные гроздья ягод.
Я запрыгивал в объятия деда, вереща и вскрикивая от полноты счастья, от уверенности в жизни, которую мне давал дед, и только он.
В последний раз меня повезли в дом на Арбате осенью, когда мне уже исполнилось четыре года. Мне не сказали, что дед умер, в надежде, что за долгое и голодное деревенское лето я мог его забыть. Мне надели праздничную шелковую рубашку с вышитым на груди самолетом. Это был учебный биплан, на котором дед летал еще мальчишкой.
Я снова пробежал неуловимо угасшим особняком, ворвался в комнату деда - и запнулся, замер. Створки двери щелкнули, сомкнулись за спиной, оставив меня в пустоте, уходившей вверх зыбкими ступенями.
Время спустя я вышел к взрослым и ничего у них не спросил. Я не плакал, потому что удерживал в себе то знание, которое оставил мне дед. Понадобилась еще целая жизнь, чтобы назвать это.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА
Я сидел в четвертом классе сталинской мужской школы, где и сидеть-то было незачем, поскольку система раздельных обучений окончилась, а с нею и счастливое детство наше, за которое спасибо товарищу Сталину.
Стояла поздняя изнемогающая весна. В окнах прыгала обезьяна. Она мыла окна и была женщиной. Смуглой, не нашей. Она замирала, запечатленная сверкающими стеклами, - выгнувшись, разведя колени, подставляя безумию солнца то сокровенное, что было ею - и обводила притихших школьников невидящим ошеломленным взглядом.
Она вбирала в себя солнце и слизывала его с губ - торопливым, язвящим, непрощающим движением языка. Она содрогалась под жалким халатом уборщицы, вцепившись в подоконник тряпкой. Содрогалась в том немыслимом счастье, за которым ничего уже не бывает. Как и не стало.
Другим утром, жизнь спустя, я опоздал в школу, и запнулся о ту паузу, которая есть смерть.
Ее уносили люди в робах, и уносили навсегда.
БУТЫРСКИЙ ШАРИК
Мне было шесть лет, я стоял после дождя на Бутырском рынке, на стреме, когда Ленька Пегий, карманник, затырился под прилавок. Он был годами тремя старше, но ростом и ловкостью - в ужа.
Тут я воздушный шарик увидел на витой петле, закинутой на палец девушки. Девушка никакая была, пацанка, но приговаривал ее пьяный старлей в парадной форме при кортике. Про кортик я стороной подумал, что уведу его за так, а сам все на шарик смотрел, не отрываясь - и какой он невесомый и синий, и как на нем брызги играют, - так смотрел, что про Пегого забыл. Он оторваться хотел, этот шарик, от всего оторваться, он хотел не быть здесь, и я так хотел и тоже не мог.
Тут старлей сделал странное - развернул резко руку девушки и ртом по ладони ее провел - я не видел никогда, что так можно - и шарик, дрожавший от нетерпения, сорвался с ее пальца вверх, так что рынка сразу не стало, и тишина зазвенела, и в ней, вслед шарику, раздалось девичье "ох" - улетающее, сдавшееся, последнее, окаймленное тем несбыточным, что мгновение спустя сметено было воем и тупыми ударами по Леньке Пегому, кровавой тряпке, которую возили ногами по мощеному Бутырскому рынку.
Все минуло, все минет. Но годы спустя, когда я услышал то давнее, но уже обращенное ко мне девичье "ох", оно не оторвалось бутырским шариком, не взлетело, а упало на пол окровавленной тряпкой.
Прошлое не отлетает, не отпускает улететь.
В ответ на отзыв: Борис Фэрр <без названия>
Я не думаю, что человек, на энтузиазме которого во многом держится этот сайт, заслуживает подобной отповеди. Не думаю, что Инки врет - он просто верит в то, что Вам непонятно и возможно неприемлимо. В сущности мы все врем. Инки коллекционер чувств и так как он никто не растрачивает себя на других. Поэтому давайте не будем мостить дорогу к сводонебу подобными отповедями. Не так много людей с таким эмоциональным альтруизмом особенно среди нашей графоманской братии. Неправда ли?
Отзыв:
| | Этим можно восхищаться и даже нужно, смотреть с восторгом как на святого. Я не могу как Инок любить всех, это мой минус, знаю. Отповедь слишком резка, с этим не поспоришь, но когда кипят эмоции, за словами обычно не очень-то следят. Обороты явно автору сей отповеди сбавить не помешает. Тут вы совершенно правы, Борис. Но ведь не уйти от того, что из самых лучших чувств, из самого человекволюбимого человеколюбия и поэтовосхищения, Небо обзавелось неожиданно и довольно куцыми произведениями, которым гораздо лучше было бы еще полежать в столе творцов и окрепнуть.
Инок большая часть Неба, оно на нем держится, собственно, Небо наше общее и каждому в какой-то степени дорого. Я люблю хорошие стихи, всегда с радостью читаю ваши новые произведения, да и старые перечитываю. Вообще, здесь множество авторов, читать которых одно удовольствие.
Если говорить прямо, то удручают лишь две вещи - появление душевных, милых, очаровательных людей, которые пишут душевные, больные не-стихи, которые так никогда и не узнают, что они могут писать гораздо лучше, потому что они слышат только понимание и одобрение.
У нас образовался маленький раскол. Одни считают, что нельзя понимать и проникать во все, принимать все и хвалить, что иногда полезнее не похвала, а объективная критика, даже если автору будет не очень приятно услышать. Ведь критика стиха это не поношение автора. Так возникают дискуссии, приходят интересные идеи.Да и авторы идут на контакт друг с другом, а не собирают благосклонно урожай отзывов, отвечая кратким спасибом. Сами ж знаете, есть за современные авторами вирта такие грешки, некоторые вообще кроме себя ничего не читают:)))
А другие считают, что критика это больно, что надо везде видеть только плюсы, а о минусах лучше умалчивать, что любой, даже самый неказистых стих, если его писали в наплыве эмоций, имеет право на признание. Что автор нежен, раним, подобен хрупкому цветку и потому нуждается только в заботе и полном ограждении от каких-либо влияний извне.
Второй путь благороден, его может придерживаться только человек светлой святой души, полный любви ко всем живым. Но он таит и подводные камни. Постепенно жалко становится всех, планка становится вовсе не требовательной, а некоторые начинающие авторы, которые больше играют в чувства, чем чувствуют, делают о себе вовсе не правильные выводы и переоценивают собственные таланты.
Вообщем, золотой середины бы достичь:))
|
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв: |
|