Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-12-26 11:17:02
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Школа дураков
Эрих Голлербах. «Одержимые».
Hhhhh О чем эта статья? О поэтах. По какому поводу? Без всякого повода. Но ни тени иронии, насмешки или хотя бы метафорического преувеличения.
Hhhhh В понятие «одержимости» мне хочется вложить очень серьезное и сочувственное содержание. Клинический смысл этого термина меня не занимает. Впрочем, пусть дальнейшее говорит само за себя. Эти краткие строки «предисловия» предназначены для тех, кто нуждается в конферансье, гидах и тому подобных ненужных людях.
Hhhhh С давних пор мое внимание притягательно занимала та поглощенность своим делом, в которой живут поэты. Ни одной профессии (да будет позволено считать высокое ремесло поэта профессией, а не забавой), ни одной профессии не свойственно до такой степени «зажигаться изнутри», пламенеть творческим пафосом, трепетать эротической дрожью самолюбования. Мне нередко приходится встречаться с художниками, - разными, большими и малыми: почти ни один из них не заговаривает первый о своих работах и планах; напротив, нужно «раскачивать» их, «вытягивать» из них признания и сообщения; они относятся к своим трудам ревниво и бережно; оберегают от постороннего глаза «до поры, до времени»; прежде чем нести свои работы на выставку, тщательно обмозговывают все «pro» и «contra». Бывают исключения, но редко. Художники профессионально стыдливы и сдержанны, усидчивы и «жестоковыйны».
Hhhhh Поэты – люди иной формации. Вот вы встречаете на улице знакомого поэта: вы идете по одной стороне Невского, он по другой. Вы не успеваете еще перейти улицу, - еще трамваи и грузовики грохочущей лавиной разделяют вас, - как он, служитель муз, начинает декламировать свое новое произведение. Вы приходите на собрание поэтов, - не успеваете снять в передней калоши, как до вас долетают ритмически качающиеся, тягучие звуки рифмованной речи.
Hhhhh Всего удивительнее то, как поэты читают свои стихи: они гипнотизируют вас, порабощают, насилуют ваше внимание. Я знаю нескольких поэтов, которые, читая стихи, положительно «наседают» на слушателя: приблизившись к нему вплотную и фиксируя его взглядом кобры, они напевают свои заклинания – сладко, иступленно и нежно. Вам кажется, что поэт хочет вас одновременно ласкать и колотить. Вам становится жутко, вы знаете, что никакие мольбы о пощаде не помогут. Повторяю, это важно и нужно, а потому не вызывает у меня ни сострадания, ни сарказма…
Hhhhh Словоохотливость поэтов вовсе не болтливость, а какая-то филологическая экзальтация, сладострастное отношение к рифме, метру и всевозможным фиоритурам стихотворчества.
Hhhhh Но – не только это. Красноречие встречается достаточно часто, говорить умеют многие.
Hhhhh Мало кто умеет слушать. А для этого нужно большое умение, настоящее мастерство. И «одержимые» умеют слушать. Способность слушать свойственна им, по-моему, больше, чем кому бы то ни было…
Hhhhh Помню вечер в Доме искусств. В антракте, в фойе, Блок и Анна Радлова отошли от толпы в угол, и не прошло двух минут, как послышался напев стихов. Радлова, подняв красивую голову, полузакрыв глаза, читала что-то длинное и трагическое. Блок слушал, не сводя с нее своих незабываемых, заглядывающих прямо в душу, глаз. Впечатление было буквально такое, что она кормит его стихами, кормит, как ребенка с ложечки, а он ест покорно и старательно.
Hhhhh Артисты, музыканты, художники могут при встрече друг с другом заговорить о погоде, о домашних или профессиональных делах. «Одержимые» не могут. «С места в карьер» - стихи.
Hhhhh Это хорошо выразил Гумилев в следующих строках:
Hhhhh
Hhhhh О, в сумрак отступающие вещи,
Hhhhh И еле слышные духи,
Hhhhh И этот голос нежный и зловещий,
Hhhhh Уже читающий стихи!
Hhhhh
Hhhhh Уже – здесь чрезвычайно метко. Именно «уже» читающий стихи, то есть «не успеешь оглянуться, как уже», или – как это у Крылова – «а он и ахнуть не успел, как на него медведь насел»…
Hhhhh Если бы от меня потребовали резюме этого наброска, подобно тем заключительным сводкам, которые сопутствуют обычно научным трактатам в невыносимо специальных журналах, я изложил бы его так: «одержимость» есть несомненный и, пожалуй, единственно надежный признак подлинного поэта. Тот, кто пишет стихи «между прочим», кто думает, что это не ремесло и не болезнь, а развлечение и гурманство, тот не поэт.
Hhhhh Быть поэтом Божьей милостью – значит быть одержимым, иступленным, самопожирающим, сгорающим и вновь восстающим из пепла, нетерпимым, упорным, фанатиком. Учебники теории словесности говорят о поэтическом творчестве нечто совершенно несуразное. Между тем, определение его очень простое: поэтическое творчество есть страшная, сладкая и ответственная болезнь, не подлежащая ведению психиатрии… Поэт – это человек, для которого символом веры являются слова апостола: «Будь безумным, чтобы быть мудрым».
Hhhhh
Hhhhh Полный текст статьи опубликован в книге: Эрих Голлербах. Встречи и впечатления. Спб., 1998.
Hhhhh


В ответ на отзыв:
Ляля Цыпина
<без названия>
О, это золотое время серебряного века - неповторимое и неподражаемое!
Сейчас поэты, вероятно, тоже страдают "одержимостью", но больше - тайно, чтобы на работе никто ни о чем не догадался))



Отзыв:


Особенно, если работают поэтами:)


раздел:
0
прочтений:
977


Отзывы на этот отзыв:

 
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.