Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-11-21 18:22:21
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Mytyl
Две стихии

Ян Бруштейн
НЫРЯЮЩИЙ С МОСТА

Ныряющий с моста бескрыл, печален, вечен.
Взлетающий из вод - хитер и серебрист.
И встретятся ль они, когда остынет вечер,
Когда забьется день, как облетевший лист?
Ныряющий с моста, крича, протянет руки,
Но унесет его резины жадной жгут,
Туда, где у воды дебелые старухи
Намокшее белье ладонями жуют.
Взлетающий из вод без видимой причины
Застынет, закричит, затихнет и умрет:
Его стреляют влет солидные мужчины,
Там, где летит к земле горящий вертолет,
Где непослушный винт закатом перерезан,
Где не узнаешь зло, и не найдешь добро...
Ныряющий с моста стоит, до боли трезвый,
И смотрит, как река уносит серебро.

Вы летали во сне? Ну, хотя бы в детстве. Почти всем детям доводилось летать, или падать, или парить как в невесомости. Биологи, психологи и прочие ученые люди говорят, что это ощущения падения - полета у нас заложено в генах. Мол, древние обезьяны, наши предполагаемые предки, часто с деревьев падали. Когда человек ныряет - он падает, а это всегда опасно. Кроме чисто физических последствий, падение опасно психологически. Кто его знает, что там внизу, куда попадешь, в какую неизвестность. Чтобы остановить падение ни физических, ни умственных усилий падающего обычно недостаточно. Взлетающий, как правило, своим состоянием и положением в пространстве управляет. В этом и состоит одно из главных отличий «ныряющего», от «взлетающего». Падение действие пассивное, а взлет – активное.

Весь текст построен на противоположностях. Иногда они очевидные, иногда скрытые, как бы подразумевающиеся. Первое – это уже упомянутое и сразу замечаемое противопоставление движения вниз («ныряющий») и вверх («взлетающий»). Менее заметное - «ныряющий» бескрыл, а навстречу ему взлетает крылатый. Хотя явно и не упоминается, что у «взлетающего» есть крылья, но без крыльев не взлетают вверх, без крыльев только падают вниз. К тому же чуть ниже упоминается, что его «стреляют влет».

У каждого из персонажей, как мы уже заметили свой мир. Причем в мире «ныряющего» движение возможно только вниз, и между этими мирами граница, которую нежелательно пересекать. Особенно хорошо эта граница охраняется со стороны «ныряющего». Уж не потому ли он вечно печален? Проникновение карается моментально и сурово. Стражи на границе весьма основательные и серьезные: и дебелые старухи (наберите слово «дебелые» в Ворде и посмотрите, какую негативную оценку он вам выдаст); и солидные мужчины. Образ дебелых старух меня вообще немножко удивил архаичностью. И прилагательное, примененное к ним, из разряда устаревающих слов, и дело, которым они занимаются, несколько выпадает из современных обыденных действий. Трудно представить, где и кто сейчас будет стирать белье в реке. Сам «ныряющий» пассивен, но его мир жаден и активен. Он все захватывает, перемалывает и уничтожает. В нем усиленно жуют (даже ладонями!) то, что собираются проглотить. Тем более что намокшее белье вызывает мгновенную ассоциацию со смоченной слюной и полупережеванной пищей. Резиновый жгут, не позволяющий пересечь границу чисто физически, прямо назван жадным. Вертолет сожжен, винт перерезан. Даже добро и зло в нем настолько изменены, что их невозможно отличить друг от друга. Все в тексте определяет этот мир как дошедший до конца, умирающий. Вечер остывает – означает, что вечер кончается. День бьётся перед тем, как кончиться – живое производит судорожные движения перед тем, как застыть уже навсегда. Облетевший, то есть кончившийся, умерший лист (здесь немного странно употребление причастия прошедшего времени: судорожно бьется на ветру облетающий лист, а облетевший уже просто лежит на земле или на воде). Лист падает вниз и ныряющий падает вниз. Движение вверх и вниз крепко связаны в нашем сознании с рассветом и закатом, началом и концом: солнце поднимается утром, в начале дня, и опускается вечером в его конце.

Я не уверена, что автор насытил некоторые образы архаичностью сознательно, скорее всего, он чувствовал, что так надо, так будет хорошо. Обычно нас в стихотворении привлекаю новые сочетания слов и смыслов. Еще одна перестановка в этом тексте, несколько неожиданная, заключается в следующем. Под нырянием обычно подразумевают погружение в воду, однако мир «ныряющего» это воздух. В воду он вообще не попадает. И наоборот, мир «взлетающего» - это водный мир. Когда он попадает в воздух, это приводит к его личной смерти.

Второй мир тоже стоит рассмотреть подробнее. Здесь будет уместно вспомнить какие смыслы и значения вызывает в нашем подсознании слово вода. Она ведь очень значима для нас, недаром мы в основном из воды и состоим. Вода символизирует вселенское стечение потенциальных возможностей. Она соединяет в себе одновременно мотивы жизни и смерти. Погружения в воду тоже наполнено символизмом - вспомните обряд крещения, его аналоги присутствуют во многих культах. Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами. А ведь и правда, «ныряющий» должен быть бескрыл в переносном значении этого слова, он-то никак не может достигнуть воды. Жгут, жадный мир воздуха его не допускает к крещению. И еще одно небольшое замечание по поводу эпитетов «хитер и серебрист» в применении их к «взлетающему». Речь идет о водном существе, учитывая символику воды, о глубинах нашей личности, то есть о душе. Казалось, с чего бы такие негативные знаки. Однако не нужно путать душу и дух. Душа-то может быть и душонкой, да и бесхитростными души нынче ой как редко бывают. А вот дух – это значительное и возвышенное, и обитает дух обычно высоко в небесах, а не в воде. Но, любая душа бессмертна, поэтому серебро, четкий признак вечности, ей действительно присущ.

Как вы уже, наверное, догадались, вот мы и подошли к главному противостоянию. Душа и тело, мирское и возвышенное «…и встретятся ль они»? Этот текст утверждает – нет. «Ныряющий» застыл в неподвижности, а серебро уносит река.

http://svodoneb.ru/index.php?pagename=edit_texts&action=view&id=17967#mainanchor


В ответ на отзыв:
Марго Зингер
<без названия>
Танечка, рада видеть тебя.
Стихи Яна Бруштейна хороши, а этот на меня произвел особое впечатление. Приятно вновь видеть твои поиски в стихах.


Отзыв:


Ах, Марго, и не говори! Что-то я совсем увязла в суете. Одно оправдание- я вообще никуда не заходила и даже никому не писала. Стараюсь потихоньку выходить из такого состояния, а то так и помереть можно :-).А на этот стих я тоже сразу обратила внимание, и заинтересовалась им.


раздел:
0
прочтений:
1128


Отзывы на этот отзыв:

 
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.