|
Произведение: Марго Зингер суета сует
YY
Суета сует. Каких только парафразов не удостаивалась сия библейская мудрость, и как только не трактовались тайные и явные смыслы, сокрытые за нею. YY
Путь познания тернист, но маленькие открытия приносят ни с чем не сравнимое ощущение превосходства: Да, да, мы сотворены таки по «образу и подобию»! Пытливость и любознательность - люди всегда обладали этими качествами, благодаря умению мыслить, и как следствию - существовать.
__
Попытки объяснить необъяснимое, найти начало всех начал и обуздать природу присущи человеческой натуре. Не миновала сия чаша и книгу книг – Библию. Кто-то видит в строках Священного Писания божью искру и принимает на веру каждое слово, кто-то воспринимает их как памятник древней литературы и философской мысли, с умилением зачитываясь мифами и наслаждаясь архаичностью слога, кто-то использует тексты Библии как материал для исследований во благо науке.
__
Не буду перечислять все Библейские книги, повествовать о жанрах и стилях, зачитывать лекцию о зарождении христианства. Эта информация не хранится за семью печатями и достаточно заглянуть в парочку статей или учебников, дабы освежить в памяти историю священных текстов. Скажу лишь, что в четвертом столетии процесс канонизации Библии благополучно завершился.
__
__
Библейские тексты, как любые другие художественные тексты, несут на себе отпечаток авторского виденья мира. Внимательно вчитываясь в каждое слово, особенно на языке оригинала, можно воссоздать примерный портрет автора. Главное, помнить, что сорок два мудреца, приложивших руку к созданию Библии, нам не известны, а авторство царей и пророков никем не доказано. Традиции обязывали приписывать известным и уважаемым мудрецам авторство священных книг. Напомню еще, что в оригинале и Пятикнижие Моисеево и книги Пророков и Писания создавались на древнееврейском языке. Гораздо позже появились переводы на греческий и латинский языки: Септуагинта и Вульгата.
__
Эти переводы достаточно точно передавали прямой смысл библейских текстов, но из-за полной несхожести языков, лишились многих тонкостей и подсмыслов.
__
Позволю себе привести всего один пример: имя первого человека – Адам – полностью утеряло в переводе свое значение. В еврейском языке слова «земля», «красный» и «человек» имеют один и тот же корень. В оригинале сказано, что человек был сотворен из красной земли, отсюда и имя его – Адам.
__
__
Я остановлюсь подробнее на одной из самых выдающихся порождений философско-религиозной мысли человечества. На книге, которая не дает покоя мыслителям в течение многих столетий. Она преподнесла нам множество блестящих афоризмов, уютно поселившихся в повседневности, и стала одной из составляющих нашей жизни.
__
__
«Нет ничего нового под солнцем», «Время собирать камни и время разбрасывать камни» «Что было, то и будет» «Все реки текут в море» «Всему свое время» …
__
Кто не помнит эти фразы, такие простые и мудрые? Хотя, далеко не все смогут без запинки указать, откуда пришли такие замечательные сентенции.
__
Речь пойдет об Экклезиасте, о самой коварной, мудрой и хитрой составляющей Священного Писания. Экклезиаст более всего напоминает белую ворону среди книжных библейских собратьев, как содержанием, так и образом мыслей самого автора. Его можно считать одной из заключительных книг Ветхого Завета. Именно Экклезиаст и пророческие писания предшествуют приходу Мессии. Уж сколько столетий не прекращаются споры вокруг этого произведения. Едва ли придет на ум другое творение, которое могло бы сравниться с Экклезиастом неоднозначностью выводов и крамолой подтекстов.
__
Мода на воцерковление и поиски божественного начала во всем сущем – неизбывна и неизбежна. Так было есть и будет во веки веков. Когда из-под ног уходит почва, будущее видится тягостным и размытым, а настоящее не дает ни грамма надежды, люди вспоминают о Боге. С хвалой или хулой на устах они обращают свои взоры к безмолвным небесам. И все-таки, религия – опиум для народа, или отголоски высшей истины, спрятанной под обломками «рацио»?
__
Автор Экклезиаста ищет ответы на вопросы веры, и приходит к неутешительным выводам. Он сокрыл свое имя, называя себя Коэхелет, ( по греч. Экклезиаст). У названия нет точного перевода, его русский эквивалент – Проповедник, тем паче не отображает истинного смысла. Скорее всего, Кохелет – «говорящий в собрании», причастие от слова «кахал» - община. И автор, человек умный и давший себе волю задаваться скользкими вопросами о Божественном начале, предположительно собирал вокруг себя учеников, до которых доносил святые истины.
__
__
Экклезиаст не что иное, как самый натуральный псевдоэпиграф. Жанр библейской литературы, столь распространенный и увлекательный. Автор приписывает книгу царю Соломону, мудрейшему из мудрых. Но некоторые выражения и сам язык Экклезиаста показывают определенные нестыковки с именем Соломона:
__
__
1:12: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме»
__
1:16: «я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом»
__
__
Едва ли царь Соломон, процарствовавший до конца своей жизни, мог бы говорить об этом в прошедшем времени; да и был Соломон вторым после Давида царем в Иерусалиме, так что выражение «все, которые были прежде меня над Иерусалимом» говорит само за себя.
__
К тому же, о царской власти и заботе о государстве не произносится ни слова, рассматриваются дела простых смертных. И это притом, что каждый уважающий себя царь был обязан вести царские списки, указывая в оных свои победы и прославляя собственное величие в назидание потомкам. И не только цари оставляли памятные таблицы и стелы о своих благих зачинах. Язык повествования, стилистические и грамматические особенности, позволяют определить примерное время создания – рубеж 4–3 вв. до Р.Х.
__
__
По всем признакам Проповедник (да будем уж величать его так) – житель Иерусалима. Он упоминает в тексте Храм и приношение жертв, как нечто обыденное и само собой разумеющееся. Более того, почти дословные строки из египетских поэтов и цитаты из эпоса о Гильгамеше выдают просвещенность автора. Рассуждения о Боге, о человеке, звучат в книге весьма неоднозначно. Как всегда, в эпоху смутных времен, когда войны и неустроенность раздирают души людей, кто-то начинается задаваться вопросом, а есть ли Всевышний? И наступает этап охлаждения к вере. Проповедник жесток в своих высказываниях. Он отказывает человеку в божьей милости, позволяя себе философские вольности. В его лице религиозная мысль отказалась от веры в возможность Союза с Богом.
__
Без зазрения совести он проповедует нигилистические взгляды на миросуществование:
__
__
{Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.
__
Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,
__
Чтобы опять взойти;
__
Бежит на юг и кружит на север,
__
Кружит, кружит на бегу своем ветер,
__
И на круг свой возвращается ветер;
__
Бегут все реки в море, — а море не переполняется,
__
К месту, куда реки бегут, —
__
Туда они продолжают бежать;
__
Все—одна маета, и никто рассказать не умеет, —
__
Глядят — не пресытятся очи, слушают — не переполнятся уши.
__
Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
__
И нет ничего нового под солнцем.
__
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
__
А это уже было в веках, что прошли до нас.
__
Еккл 1,4-10}
__
__
__
Цикличность движения Вселенной – метафизика не библейского порядка. Эти строки оценил бы каждый второй греческий философ. И Гераклит и Зенон, и Эпикур подписались бы под ними не задумываясь. И снова, капитальное знакомство с греческими мудрецами подтверждает догадку о блестящем образовании Проповедника.
__
Изрядный пессимист, он везде видит черную сторону: насилие и вражду, человеческие пороки. Более того, его рассуждения и знания, укрепляют в мысли, что он не выходец из народа, что ни дня не изнурял себя тяжким трудом. Во истину, многая мудрости, многая печали.
__
__
Главное, что отличает этику Экклезиаста от этики пророков - крушение уз между религией и нравственностью. Пророки изыскивали в вере силу для проповеди добра, человечность и вера для них едины. Проповедник этой связи не ощущает. У него нет вдохновения, даруемого верой, и ему остается рассчитывать лишь на обычные земные радости. Благо, денежная независимость позволяет идти на эксперименты. Но настигает полнейшее разочарование. Хевел - «суета», буквально означает дым, ничтожество, нечто мимолетное, а «Суета сует» - хавел-хавалим — высшую степень тщетности:
__
__
{Что пользы человеку от всех его трудов,
__
Над чем он трудится под солнцем?
__
Еккл 1,3
__
__
Я сказал себе «дай испытаю весельем,
__
Познакомься с благом»
__
Но вот это тоже тщета
__
О смехе промолвил я «вздор»
__
И о веселии «что оно творит?»
__
Еккл 2,1-2
__
__
Лейтмотивом Экклезиаста становятся эти строки:
__
__
И вот, все суета и погоня за ветром.
__
Еккл 2,10-11}
__
__
Люди всегда стремятся к материальным благам, Коэлет же на собственной шкуре проверил каково иметь все, предоставив себе все блага тогдашней цивилизации. И, естественно, радости они ему не принесли. Скучно, скучно и тоскливо жить на свете. Неуютно ему без предназначения и света в конце туннеля. Куда идти? Где спрятаться?
__
Можно соглашаться с автором или поспорить, а можно задуматься о бытие. Мне иногда за этими строками слышится доля сарказма и видится ядовитая ухмылка. Настолько ль плоха суета сует и погоня за ветром, если в жизни все относительно и в равной степени эта относительность распространяется как на хорошее, так и на плохое? Экклезиаст не зря стоит особняком в библейской литературе и продолжает смущать читателей.
__
__
{Когда склонил я сердце — мудрость познать,
__
И увидеть заботу, что создана под солнцем,
__
То увидел я все дела Божии.
__
И не может человек найти суть дела ..
__
Сколько бы ни трудился человек — не найдет.
__
Человек не знает, что предстоит —
__
Любовь или ненависть? Все возможно.
__
Еккл 8,16}
__
__
И все-таки Проповедник не научный атеист, хоть влияние греческой философии выплескивается буквально из каждой строки. Откуда, как не от умствующих греков могли в те времена подцепить просвещенные соседи заразу вольнодумства и старания постичь непостижимое? Проповедник лишь разделяет Божественное начало и человеческие возможности. Бог создал небо и землю, создал людей, а далее пути их разошлись, каждый отныне отвечает сам за себя. Прискорбен факт зависимости человека от Господа.
__
__
{Все Он сделал прекрасным в свой срок,
__
Даже вечность вложил им в сердце,
__
Но чтоб дела, творимые Богом,
__
От начала и до конца не мог постичь человек.
__
Еккл 3,10-11}
__
__
Экклезиаст достойное детище эпохи, отображающее потерянность светлых умов. Его коварство в неприкрытом пессимизме и неоднозначности. Любой автор всегда говорит больше чем, хочет сказать, и кроме прямого смысла, заложенного при написании, последующие поколения выищут еще тридцать три. Никто не ответил доходчиво на вопрос для чего мы живем. По-моему, Экклезиаст был близок к ответу. Но…
__
__
{Что пользы человеку от всех его трудов,
__
Над чем он трудится под солнцем?
__
Еккл 1,3}
__
__
А ведь существовало красивое объяснение ограниченности человеческих возможностей.
__
«Берейшит бара Элохим» - таковы первые слова Торы. Кто не знает как выглядит буква Бэт, представьте себе русскую букву П, упавшую на правый бок. Мудрецы говорили, что начало учения и безграничность человеческих возможностей начинаются от этой буквы, со времени создания мира, появления человека. Поэтому вперед путь открыт. А все, что было до сотворения мира, то, что осталось позади буквы Бэт, у нее за спиной – нам не подвластно и не стоит пить море даже маленькими глотками, затея окажется бесполезной, славы не прибавит, но соль разъест внутренности.
__
Все же, образ мыслей Проповедника, который, вполне возможно, осознанно взялся за перо, дабы пощекотать нервы современников и наследить в истории, не такой уж и упаднический. Жизнь полосата как тигр, и кормить тигра булочкой для приручения не рекомендуется. За горестями следуют непременно светлые времена, политические катаклизмы своевременно сотрясают человечество, помимо бед принося замечательные памятники искусства и культуры. И никогда не стоит забывать, что у любой медали имеются две стороны, а черного и белого не существует в природе. Особенно в морально-этических постулатах. Люди завсегда останутся людьми, добродушными и наивными двуногими хищниками, гоняющимися за вчерашним днем, философским камнем и собственным великолепием.
__
__
В ответ на отзыв: Bobr <без названия>
… И солнце, что встает
над местечком в Литве или в Польше.
Никогда больше
Не увидит в окне
Старика-еврея, что бормочет псалмы.
Не осветит оно
Старика, что бредет в синагогу.
Исаак Каценельсон.
«Песнь убитого еврейского народа».
Пер. с идиш. Посмертно.
Отзыв:
| | Об этом сложно стихи хорошие писать, чтобы не выйти за грань фальши и пафоса. Спасибо за Каценельсона.
Но еврейский народ, как в том анекдоте, до конца не убили:)
Помните: где коммунизм и где евреи?))) |
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1177 |
Отзывы на этот отзыв: |
|