Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-12-03 17:22:07
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Школа дураков
М. М. Бахтин Искусство и ответственность
Целое называется механическим, если отдельные элементы егo соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.
Три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь — обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из «житейского волненья» как в другой мир «вдохновенья, звуков сладких и молитв». Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и где нам, — говорит жизнь, — то, — искусство, а у нас житейская проза».
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на «вдохновенье». Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

Источник: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; Текст подгот. Г.С.Бернштейн и Л.В.Дерюгина; Примеч. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. — Изд.2-е. - М.: Искусство, 1986. — С.7-8, 404.
Примечания: Самое раннее из известных выступлений М.Бахтина в печати. Впервые опубликовано в однодневном альманахе «День искусства» (Невель, 1919, 13 сентября, с.3-4). В Невеле (ныне Великолукской области) автор жил и работал в 1918-1920 гг., после окончания Петербургского университета. Статья перепечатана в «Вопросах литературы» (1977, № 6, с.307-308; публикация Ю.Гальперина).


Отзыв:


Ответственность. Само слово говорит о многом. Мы в ответе за… За что? Писатель, композитор, художник – за свое творчество… Но именно эта ответственность и приводила к дерзкой самоуверенности и патетичности. Желание переустроить мир – это тоже своеобразная ответственность перед человечеством : надо сделать мир лучше, интереснее, многообразнее. Отсюда – новейшие течения, ниспровержение основ и т.д. Это нередко приводило к тому, что искусство шло в жизнь, «в массы». Вспомним хотя бы бурную литературную жизнь околореволюционных лет. Не совсем понятно противопоставление вдохновения и ответственности. Ведь именно одержимые люди несли в повседневную жизнь результаты своего творчества. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Но связь искусства с повседневной жизнью - это была целая эпоха. «Здесь будет город-сад» - и строили фабрики-кухни, конструктивистские дома культуры, жилые помещения для коммун…. Тема интересная, жизнь как-то не очень приняла любителей искусства и теоретиков в свои объятия. Как писал Андрей Вознесенский :

ииииии Художник первородный -
ииииии Всегда трибун.
ииииии В нем дух переворота
ииииии И вечно - бунт.
ииииии Вас в стены муровали.
ииииии Сжигали на кострах.
ииииии Монахи муравьями
ииииии Плясали на костях.
ииииии Искусство воскресало...


раздел:
0
прочтений:
1053


Отзывы на этот отзыв:
►►2010-06-12 15:45:00 inki
aa
Переделкины...
Преобразование . Я иногда его рассматриваю как вариант ухода от вилки плохо-хорошо, скорее когда первое, именно преобразование спасает от ответственности за дихотомию...
Творцы и твари..это слова близкие, но разница всего в несколько букв..и антогонизм..Слово ответственность можно рассматривать как кубик рубик, под разными углами и проекциями, и оно меняет свой смысл на противоположный...
Да и перед кем отвечать сегодня, если кругом одни создатели...Читателей почти не осталось)))
Ну кроме Вас, Граф))
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.