|
Произведение: Марго Зингер Тайны каббалы
YY
В нашу эпоху, полную потрясений и новых открытий, когда стерлись границы между государствами, когда взаимопроникновение культур и традиций достигло своего апогея, стало очень модным задаваться философскими вопросами. Поиск Великой Истины, который и раньше был весьма популярен, превратился в одну из главных составляющих современного бытия. Книги эзотерического толка всех времен и народов, словно грибы после дождя, появляются на прилавках книжных магазинов и дают возможность плодиться и размножаться различным обучающим курсам, дарующим тайные знания за вполне приемлемую плату. Сейчас при наличии лишних денег несложно получить диплом практикующего мага или академика Тайных Знаний. Подобный расклад у здравомыслящего человека, безусловно, вызовет улыбку, ибо ни для кого не секрет, что шарлатаны и самозванцы успешно практиковали и во времена Иисуса, и до него, а человеческая природа за тысячелетия, несмотря на внешний лоск, изменений претерпела мало. При этом нельзя сказать, что поголовно все новомодные течения лишены даже крупиц истины; ведь самый трудно раскрываемый обман — тот, в котором присутствует половина правды. На суд доверчивых граждан представляются многообразные интерпретации этой самой Истины, зачастую весьма фантастичных и просто диких. YY
YY
Тайные знания искали всегда и везде, желание познать устройство мира и божественную сущность Творца Вселенной, почувствовать себя его продолжением — как сильно оно было в людях на протяжении веков! Так уж устроен человек, что всегда норовит подняться выше своего Создателя или перенять у него толику могущества, чтобы в своем человечьем мире уподобиться великому. Отсюда и захватнические политики могущественных тиранов, отсюда и желание править миром или же дорваться до менее значительной формы власти, но быть в своем огороде императором и требовать беспрекословного повиновения. YY
YY
Людей с самого их появления на Свет Божий волновал вопрос — каково предназначение человека в этом мире, зачем его создал Господь? Лучшие умы стремились найти достойный ответ, познать не только самое себя, но и разгадать тайны мирозданья, понять божественную сущность Всевышнего. YY
YY
Со временем ценители мудрости основали и свою науку — философию, которая была призвана суммировать человеческие знания об устройстве Вселенной и самом человеке. Из века в век философы и ученые кропотливым трудом добывали из первозданного хаоса крупицы истин, ложных и настоящих. Все эти изыскания находили свое место на страницах многотомных философских и научных трудов, давая следующим поколениям богатую пищу для размышлений. Но, тем не менее, еще задолго до появления философии существовала Каббала. Происхождение ее и по сей день покрыто мраком неизвестности. YY
YY
Попытки объяснить необъяснимое, найти начало всех начал и обуздать природу заложены в человеческой натуре. И человек редко вспоминает о своей ущербности относительно Всевышнего. Истина отдана на поругание человеческому разуму, выискивающему причинно-следственные связи. Пожалуй, есть доля истины в том, что Адам, вкусив от древа познания, лишился душевного спокойствия и получил, помимо божественного гнева, весь конгломерат нелогичных чувств, которые и тяготеют над нами все наше короткое земное существование. Люди смертны, но тщеславны. Амбиции и одержимость являются двигателем прогресса и даруют новые открытия. YY
YY
Никого давно уже не смущает и тот факт, что эзотерика в основе своей — знание тайное, доступное исключительно избранным, и, следовательно, общедоступность ей претит, иначе это знание утрачивает свой сакральный и сокровенный смысл. Здесь и сейчас речь пойдет об учении, которое более всего влияло на развитие мистических и магических учений на протяжении многих столетий. Это одна из составляющих современных мистических и философских течений — Каббала. Оная наука давно окружена ореолом легендарности и таинственности. Каббала — неотъемлемая часть иудаизма, и прежде всего это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы. YY
YY
Каббала в представлении человека всегда была синонимом тайны. Во всех поколениях еврейские мудрецы соблюдали необыкновенную осторожность, выбирая того, кто достоин и способен принять ученичество. Каббалисты опасались, что их учение попадет в руки бесчестных людей, обладающих достаточным природным умом, чтобы использовать в своих целях полученное знание. Здесь Каббалу можно сравнить с атомной энергией — когда этот огромный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит весомую пользу, но если его выпустить из-под надзора — превратится в неуправляемую разрушительную силу, способную принести множество бедствий. YY
YY
Правда, в русском языке это слово приобрело еще и негативный оттенок, но виной тому этимология: в арабском «кабала» означает «долг», «обязательство», в иврите же это слово образовано от «лекабель», что переводится как «передача», «получение». Каббалой называется тайный комментарий к Торе, скрытое знание, передающееся от учителя к ученику особым образом — «из уст в уста», «пэ ле пэ». Согласно традиции, будучи внутренней частью Торы, Каббала спустилась в мир с Синайской горы вместе с Моше (прим. в 1400 г. до н. э.), который, как известно, разговаривал там с Создателем «лицом к лицу» в течение сорока дней. После чего стал обладать знанием всех тайн мира и записал их в виде конспекта в пяти книгах, известных как Тора, или «Пятикнижие». Этот конспект, безусловно, требовал комментария, который Моше передавал устно всем желающим. А после его смерти информация стала переходить от мудреца к мудрецу по цепочке поколений. Та часть комментария, которая имела отношение к этическим и законодательным нормам, сложилась впоследствии в Талмуд, остальные же пояснения, раскрывающие тайны мироздания, собственно те, что назывались Каббалой, еще долго оставались скрытыми. YY
YY
Историю Каббалы традиция неразрывно связывает с историей самого человечества, утверждая, что зачатки ее появились на свет вместе с первым человеком — Адамом, но после были отобраны разгневанным Богом. И по сей день Каббала порождает многочисленные споры среди своих приверженцев и последователей. Дело в том, что ученые-исследователи не считают Каббалу древней наукой, по их мнению, она является новым учением, возникшим в XII—XIII вв. в Испании и Палестине. Собственно, и те, и другие имеют полное право высказывать свое мнение, и, более того, суждения их снабжены четкой логической концепцией. Вопрос о вручении пальмы первенства той или другой стороне — не рассматривается, поскольку необходимая для этого точка временного отсчета сокрыта от нас сенью тысячелетий. YY
YY
Тем не менее, до нас дошло много каббалистических книг. Наиболее известны самые древние из них — «Йецира» и «Зоар». YY
YY
«Зоар» (ивр. — сияние) имеет особый статус и до сих пор почитается книгой книг среди всей каббалистической литературы. Написана она, по преданию, во II в. н. э, и судьба ее загадочна. Ибо затем, в XIII в. , рабби Моше Де Лион нашел эту книгу в Испании на арабском рынке, где бесхитростные мавры заворачивали в страницы бессмертного труда свою некошерную еду. О месте, занимаемом ею в истории Каббалы, можно судить по тому факту, что на протяжении нескольких столетий она признавалась каноническим писанием, стоящим в одном ряду с Библией и Талмудом. Хотя такого положения она добилась не в одночасье. Понадобилось две сотни лет, чтобы вознести «Зоар» от сравнительной безвестности к столь высокому положению. YY
YY
Книга создана в стиле псевдоэпиграфа, написана от имени рабби Шимона бар Йохая и выдержана в манере мистического романа. Автор рисует рабби и его сына Элазара, которые, по преданию, скрывались от римлян в пещере, где и создавался этот труд. Бар Йохай ведет беседы с друзьями и учениками на всевозможные общечеловеческие и божественные темы. Книга насыщена токованиями библейских текстов. Сложно судить об авторстве «Зоара». С появлением библеистики, которая стала рассматривать библейские тексты с точки зрения ученых, а не верующих людей, нашлось множество исторических несоответствий. YY
YY
Вот что говорит о появлении книги «Зоар» одна из гипотез, которой придерживаются сами каббалисты. Автор книги «Зоар» Рашби (Рабби Бар Йохай) родился в середине 2-го века н. э. Он был учеником таны (особого мудреца поколения) рабби Акивы. Когда за распространение Каббалы его учитель был заключен римлянами в тюрьму, Рашби должен был в течение 13 лет скрываться в пещере. Долгие годы отшельничества в пещере помогли ему и его девяти ученикам, находившимся вместе с ним все это время, познать корни всего мироздания. Свое исследование духовного мира они изложили в книге «Зоар» (примерно в 120 г. н. э). Но для того, чтобы записать всю информацию о духовном мире и его постижении, рабби Шимон был обязан изложить ее в засекреченном виде, поскольку его поколение по своему развитию еще не было готово к принятию этого знания. Поэтому он попросил изложить его мысли своего ученика рабби Аба, который мог передавать духовные знания иносказательно. YY
YY
В целом, эта книга исполнена метафор и аллегорий и изобилует парадоксальными высказываниями с многоуровневым подтекстом. Она требует от читателя пробуждения разума. YY
YY
{Вначале Раби Шимон открыл, ростки показались в земле, ростки — это действие творения. Показались в земле, когда, в день третий, сказано: «И произрастит земля», тогда показались в земле. Время пения пришло, это день четвертый, в который было укорачивание, от света хасадим. Голос горлицы, это день пятый, где написано: «Воскишит вода и пр. », произвести потомство. Слышно, это день шестой, где написано: «Встанем, сотворим человека», и сказано там: «Сделаем и услышим». В нашей стране, это день Субботний, что он подобен стране жизни.} YY
YY
Основная идея книги сводится к тому, что Бог есть свет, сгусток света, и частица этого божественного света заложена в каждом из нас. Основная идея книги гласит, что мир был создан через свет. Бог создал мир потоком свой собственной энергии, изливающейся на землю в виде бесконечного Божьего света — своеобразные световые импульсы. Семь дней творенья, семь ступеней, семь импульсов, которые на иврите называются сфирот. История грехопадения рассматривается в книге «Зоар» аллегорически. В ней говорится, что Адам не был человеком, таким как мы, простые смертные. Он был сосудом, исполненным божественного света. В момент же грехопадения сосуд разбился, и осколки его разлетелись по всему свету. С этого момента мир разделился на верхний и нижний. Сфирот зла, нижнего мира, каббалисты именуют клиппот, от слова клип — шелуха. Человек же должен через молитву и праведность стремиться вернуть своей душе божественный свет, собрать как можно больше этих потерянных осколков от первозданного сосуда. YY
YY
{В это время встали все участники. Встал раби Шимон, а его свет поднимался до небосвода. Сказал ему Машиах: «Раби, счастлив ты, что твоя Тора поднимается в 370 лучах света, и каждый луч делится на 613 лучей (свойств), поднимающихся и окунающихся в реки святого Афарсэмона. А Творец подтверждает и подписывает Тору твоего собрания, собрания Хизкия, царя Егуды, и собрания Ихия Ашилони».} YY
YY
Более поздняя книга «Йецира» (ивр.— «Книга творения») датируется VIII или IХ вв.«Сефер йецира», или «Книга Творения», основополагающий для еврейской мистической традиции трактат, представляет собой комментарий к 1-й главе книги Бытия. В этом небольшом, но чрезвычайно емком сочинении содержится оригинальное учение о творении мира, времени и человека посредством букв еврейского алфавита и десяти мистических чисел-сфирот. Говоря о стиле трактата, исследователи отмечают, что, возможно, именно его лаконизмом и некоторой таинственностью объясняется постоянный интерес к этой книге еврейских философов и каббалистов, а впоследствии и некоторых христианских мистиков. Свыше тысячи лет ее истолковывают самыми разнообразными способами; весьма противоречивыми оказались и результаты многочисленных научных исследований этого текста, проведенных в XIX и ХХ вв. YY
YY
На протяжении столетий «Сефер йецира» служила важнейшим и наиболее авторитетным источником, излагающим вопросы космогонии, буквенной мистики и магии (в частности, на ее тексте были основаны техники создания искусственного человека — голема). В конце ХV в. трактат был переведен на латынь и приобрел широкую известность и популярность среди христианских мистиков и каббалистов эпохи Ренессанса. Он занял особое место в ряду европейских трактатов, посвященных созданию искусственных антропоидов — алхимических гомункулов и механических кукол. Именно эта книга послужила основой для оккультизма и создания фантастической Каббалы, на основе которой возникли религиозно-мистические христианские учения. YY
YY
Тем не менее, «Сефер Йецира» утверждает, что сама Тора есть по сути развернутая аллегория имени бога. Мир сфирот в ее понимании — это сокрытый мир языка, через который Бог обозначил сам себя. Числа и буквы — именно они являются представителями той тайной силы, посредством которой Бог творил мир. YY
YY
Именно «Сефер Йецира» послужила источником лингвистического мистицизма и шарлатанских течений, а также увлечения магией. Ее содержание поняли слишком буквально. Будто, переставляя буквы в Торе, человек способен найти то самое слово, которое способно творить. YY
YY
§ 1 YY
YY
22 буквы основания, три матери, семь двойных и 12 простых; три матери алеф, мем, шин, основание их, чаша чистоты и чаша обязанности и язык закона (откровения), преклоняющийся между ими обоими. YY
YY
§ 2 YY
YY
2 буквы, Он изобразил их, начертал их, взвесил их, переменял их, сплавил их, заключил в них душу всего созданного и всего приготовленного к созданию. YY
YY
§ 3 YY
YY
22 буквы основания, изображенные голосом, подчертываемые духом, укрепляемые устами, пятью местами: алеф-хейт-хей-айн, бейт-вав-мем-фе, гимел-йод-каф-коф, далет-тейт-ламед-нун-тав, зайн-самех-шин-реш-цади. YY
YY
§ 4 YY
YY
22 буквы основания, укрепленные в круге к 231 вратам, и вращается круг вперед и назад, и вот знак его в слове: в добром не выше айн-нун-гимел (радость) и в зле не ниже нун-гимел-айн (мучение). Так взвешивал и переменял Он их, алеф со всеми ими, и всех их с алеф; бейт со всеми ими, и всех их с бейт, и вращается круг; выходит, что все созданное и все реченное сотворено единым именем. [Путем сочетания пар букв из 22-буквенного алфавита получается 231 сочетание — «231 Врата»] YY
YY
Европейцы с радостью переняли теорию о том, что реальность можно создавать посредством языка и магии чисел. Благо еще Пифагор в свое время положил начало математическим изысканиям с целью упорядочения мирозданья. И вот, переняв у Каббалы цифровое значение букв и кое-как приспособив его к латинскому языку, алхимики и искатели приключений пошли в наступление. Более того, со временем стали появляться и другие каббалистические источники, принадлежащие перу самих последователей христианской каббалистики. YY
YY
Можно спорить о том, являются ли современные ценители общедоступной Каббалы носителями какой-либо истины или нет, можно подводить философские тезисы и базисы под европейский мистицизм. Но нельзя забывать, углубляясь с головой в какое-либо новое учение, обещающее спасение всего человечества в целом или власть над миром, о первоисточниках. YY
YY
Кто не знает Папюса? Даже ленивый хоть раз да заглядывал в его фолианты, исписанные столь загадочными рецептами. Или же великий мистик Алистер Кроули, тоже весьма знаменитая фигура. Вряд ли сейчас можно с точностью определить, заблуждались они или же были авантюристами. Но мало кому из них приходило в голову, что, если и брать на веру утверждения о том, что в тексте Библии таится картина сотворения мира, то как быть с переписчиками, которые на протяжении столетий кропотливо размножали этот памятник религиозно-философской мысли. Они без злого умысла вносили коррективы в святые истины. И как теперь отыскать первоначальный вариант, взятый с моисеевых скрижалей? YY
YY
Нам,детям двадцать первого века, когда библеистика окончательно и бесповоротно указала место и пророкам, и писаниям, стоит поискать золотую середину и не ударяться в поиски истины по первому призыву. А главное, помнить, что служение музам, как Богам, не терпит суеты.
В ответ на отзыв: Bobr <без названия>
Пытался постичь, что такое каббала через многочисленные интервью Лайтмана, но понял, что это не для меня, слишком сложно.
Борис
Отзыв:
| | НАшли, уважаемый Бобр, у кого учиться. Господин Лайтман типичный сектант, как и вся его тусовка. Они к каббале имеют весь опосредованное отношение. Их епархия манипуляции сознанием, платные семинары и другие игрушки:)
Эт наш еврейский Хаббард))) |
|
|
|
|
раздел: 0 | прочтений: 1093 |
Отзывы на этот отзыв: |
|