Mmmmmm
Вначале в общем шуме ничего нельзя было разобрать. Mmmmmm
Писатели говорили все разом. Mmmmmm
Вполне возможно, что они лили воду на чью-то мельницу. Но чья это была мельница, никто точно сказать не мог, потому что РАПП уже закрылась и некому было провернуть этот животрепещущий вопрос. Mmmmmm
В конце концов выяснилось, что говорили главным образом о критиках. И надо прямо сказать, что суждения художников слова отличались некоторой пристрастностью. Высказывались, например, в том смысле, что критиков хорошо бы вешать на цветущих акациях. Это было слишком поэтично и чуть-чуть бессердечно. Придумывались еще худшие казни. Предлагали поймать известного младокритика и отобрать у него литературный инструмент (кавычки, многоточия, sic, восклицательные знаки и "курсив мой"). Mmmmmm
Очень, очень жесткие слова говорили. И, конечно, несправедливые слова. Mmmmmm
Критики должны иметь место. Без них не может быть полного счастья. Mmmmmm
Пусть только не будут первыми учениками, зубрилами с вытаращенными от усердия глазами.<…> Mmmmmm
Хорошо быть первым учеником, критическим зубрилой литературной прогимназии! Mmmmmm
Автор ночью сидит за столом. И чай леденеет в стакане. И мысль не дается в руки. И язык получается непрозрачный, а так хочется, чтобы был прозрачный. В общем - множество дел. Mmmmmm
И покуда автор волнуется и скачет, тут же, за перегородкой, в писательском доме монотонно бормочет свои критические вирши первый ученик: Mmmmmm
Mmmmmm
Бойтесь, дети, гуманизма, Mmmmmm
Бойтесь ячества, друзья. Mmmmmm
Формализма, схематизма Mmmmmm
Опасайтесь, как огня. Mmmmmm
Страшен, дети, техницизм, Mmmmmm
Биология вредна - Mmmmmm
Есть в ней скрытый мистицизм, Mmmmmm
лефовщнна, феодализм, механицизм, Mmmmmm
непреодоленный ремаркизм, Mmmmmm
непреодоленный ревматизм, Mmmmmm
а также шулятиковщина в ней видна. Mmmmmm
Разделяйте все моменты Mmmmmm
На шаги и на проценты. Mmmmmm
Шаг вперед, Mmmmmm
Два назад, Mmmmmm
Автор плачет, критик рад. Mmmmmm
Задавим "Новый мир" Mmmmmm
И др. и др. Mmmmmm
Mmmmmm
Зазубрив такой стих, примерный ученик без лишних дум и сомнений приступает к написанию критической статьи. Он уже овладел техникой. Он знает все слова на ять. Основа статьи имеется. Mmmmmm
Остальное - мелочь. Но и для мелочей хранятся заголовки. Mmmmmm
Для названия статьи употребляется так называемая формула сомнения. Если рецензируемая книга называется "Жили два товарища", статья о ней первого ученика имеет заголовок "Жили ЛИ два товарища?" Mmmmmm
Произведение носит название "Трагедийная ночь". Рецензия - "Трагедийная ночь ли?" Mmmmmm
Это хорошо. Это удобно. Автор сразу берется под сомнение. По заголовку статьи сразу видно, что писал ее первый ученик, а не какой-нибудь второй. Тут стесняться нечего. Формула заголовков удобная. Mmmmmm
"Список ли благодеяний ли?" Mmmmmm
"Наследник ли?" или "Чей наследник?" Mmmmmm
"Последний ли из удэге ли?" Mmmmmm
"Севастополь ли?" Mmmmmm
Почему он все время сомневается? Неужели он думает, что автор пытался всучить рабочему-читателю Симферополь вместо Севастополя или, скажем, Серпухов? Mmmmmm
Да нет, ни о чем он не думает. Просто формула готова, а менять ее для какого-то попутчика не хочется. Некогда. Mmmmmm
Начиная свою статью, первый ученик никогда не скажет: "Автор изобразил", "Автор нарисовал". Тут есть более осторожная фраза: "Автор пытался изобразить", "Автор сделал попытку нарисовать". Mmmmmm
Привычка настолько велика, что даже о Шекспире стали писать: "В пьесе "Отелло" автор попытался изобразить ревность". Кстати, и статья называется "Мавр ли?" И читатель в полной растерянности. Может быть, действительно не мавр, а еврей? Шейлок? Тогда при чем тут Дездемона? Ничего нельзя понять! Mmmmmm
Если писатель, не дай бог, сочинил что-нибудь веселое, так сказать, в плане сатиры и юмора, то ему немедленно вдеваются в бледные уши две критические серьги - по линии сатиры: "Автор не поднялся до высоты подлинной сатиры, а работает вхолостую"; по линии юмора: "Беззубое зубоскальство". Кроме того, автор обвиняется в ползучем эмпиризме. А это очень обидно, товарищи, - ползучий эмпиризм! Вроде стригущего лишая. Mmmmmm
Особенно не любит первый ученик произведений, где герои объясняются в любви, женятся и так далее. Он заостряет вопрос, он ставит его ребром: нужно ли в наши дни отображать это чувство в художественной литературе? Никакой любви нет. Позвольте! Откуда же берутся дети? Чепуха! Пожилого советского читателя не трудно убедить в том, что детей приносят аисты. Mmmmmm
Под ударами первого ученика писатель клонится все ниже и ниже. А зубрила, бормоча (чтобы не позабыть): "Есть в нем скрытый мистицизм, биологья в нем видна", принимается за самую ответственную операцию (нечто вроде трепанации черепа) - вскрывание писательского лица. Тут он беспощаден и в выражениях совершенно не стесняется. Формула требует энергичного сравнения. Поэтому берутся наиболее страшные. Советского автора называют вдруг агентом британского империализма, отождествляют его с П.Н. Милюковым, печатно извещают, что он не кто иной, как объективный Булак-Булахович, Пуанкаре или Мазепа, иногда сравнивают даже с извозчиком Комаровым. Mmmmmm
Все эти страшные обвинения набираются курсивом и неуклонно (такова традиция) снабжаются замечанием: "Курсив мой". Mmmmmm
Курсив мой! Курсив мой! Мой! Мой! Mmmmmm
Это его курсив. Курсив первого ученика. Mmmmmm
И эти придирчивые притязания хорошо бы наконец удовлетворить. Mmmmmm
- Не мучьте ученика, отдайте ему его вещи, пусть возьмет свой курсив и чуть-чуть поразмыслит над ним. Пусть опомнится от зубрежки. Mmmmmm
Mmmmmm
Полный текст фельетона опубликован Mmmmmm
http://www.lib.ru/ILFPETROV/ilf_fel.txt#34 |