|
Произведение: Борис Фэрр Восстание в Варшавском Гетто
Трагедия должна рассказываться сухим голосом.
В.Мейерхольд
Никто не хотел умирать -
Ни я, ни хромой Исроэль.
Мы, суки, библейская рать -
Вцепились зубами в апрель.
От нас отвернулся наш Б-г,
Учи нас, безверье зверей.
Бинты с окровавленных лбов
Понятней тфилина,* еврей.
Мы все здесь соседских родов:
Мы-свора, мы-стая, мы-тьма,
Но только не стадо, браток...
От смрада окружность мутна,
Но свет этот сметит числом,
Отсчетом озлобленных лиц -
Озлобленных смерти назло,
В разломах кирпичных бойниц.
Мейн брудер, аидише ментш,**
Мой бывший пановий солдат,
Пали в этот голем промеж
Кромешных грохочущих лат.
Ведь тем, кто присутствует тут,
Невидимый выдали нимб -
Назначив последний редут...
Как мальчик, закат обними.
* элемент молитвенного облачения иудея
** Брат мой, еврейский человек (идиш)
С-Петербург, 2008г.
Отзыв:
| | Действительно, очень сильная вещь. На такую трудную тему и вместе с тем -поэтически совершенная. Конечно, знатокам-гумманитариям стихотворные достоинства очевидны. Но позвольте высказаться и мне.
Цельная структура. Номинативная речь, образность была бы лишней. Семантика полуоткрыта и не высказана прямо, а выражена через конкретные изображения - незаконченные строки повторы, одна или несколько строк, с нагнетанием их числа на каждого человека. Окончание повторов первой части стихотворения обозначается сложной в грамматическом плане фразой в 4 строки.
Семантика же состоит в том, что все эти незначительные в повседневной жизни люди, разные и, возможно, в чём-то даже смешные, в этот момент становятся вровень с названием человека, они становятся великими. И, конечно, понимаешь, как хорощо быть повседневным и смешным, не становясь по необходимости великим. Повторы понимаются как перечень героев. Здесь очень ясно видно, что сила воздействия стиха состоит в повседневности деталей. Заканчивающее стихотворение четверостишие имеет другую семантику - "вот уже". В соответствии с тем, что говорит Лотман, рифма подчёркивает семантически значимые слова. И, как сказано в эпиграфе, патетика очень сдержанна.
Стихотворение совершенно в трёх планах - в отношении неявно выраженной семантики, в отношении поэтической структуры и в отношении зримости - показывающей прекрасную работу автора. Смотришь на каждую строчку, щупаешь её и удивляешься, как же точно всё это сделано. Даже не сделано, а отлито прочно, с использованием слёз. Как раньше стены строили - на яичных белках и желтках. Понравилось очень.
|
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв: страница 0 |
|