|
Произведение: Граф Оман О толстых журналах... Звезда №5 2009
Nnnnn
Поднятая уважаемым inki тема утрат, понесенных журналом «Наш современник» , не оставила меня равнодушным. Задавшись вопросом, какие толстые журналы стоит читать (и стоит ли вообще это делать), решился полистать разные, дабы уяснить для себя уровень и степень занимательности публикуемых ныне литературных опусов. К сожалению, открыв некоторые издания, сразу же вернул их на полку. Увы, читать такое – просто трата времени (и нервов, если читатель неравнодушен к русскому языку).
Nnnnn
Однако, не везде так плохо. Взяв наугад пятый номер журнала «Звезда» за этот год, я был приятно поражен качеством и осмысленностью текстов. Обнаружив, что в номере опубликованы главы из книги Елены Шварц «Крылатый циклоп. Путеводитель по жизни Габриеле Д’Аннунцио», решился почитать журнал внимательно, ибо с этим интересным человеком связывала меня когда-то нечто большее, чем дружба. Увы, может мне просто не повезло, и попались не самые удачные главы, но образ прекрасного поэта и волшебника жизни не возник передо мной. Крайне интересное с исторической точки зрения повествование Елены Шварц как-то упростило образ Д’Аннунцио. Да и качество текста не безупречно.
Nnnnn
Nnnnn
«В тот же вечер Д’Аннунцио вместе с соратниками разместился в живописном палаццо – бывшей резиденции австрийского губернатора. Он приказал снять союзные флаги, оставив только итальянский, и тут же вызвал к себе командиров французского и английского отрядов и приказал им уйти из города в течение 24 часов. В городе французы охраняли свои тыловые склады. Их было больше других – семь сотен».
Nnnnn
Nnnnn
Некоторый перебор «приказал» и «отдал приказ» возможно и уместны в этой части рассказа о героических событиях, происходивших в маленьком приморском городке в начале ХХ века, но поверить, что французы умудрились разместить в нем 700 тыловых складов, просто невозможно. Сам автор описывает Фьюме (нынешнюю Риеку) как «мало кому известный городок», бывший когда-то рыбацким поселком. Просто количество складов и охранявших их французов перепуталось. Подобные места в тексте встречаются, что не мешает ему оставаться интересным, особенно для любителей политической и военной истории. Они узнают много нового о жизни Д'Аннунцио. "Он принял американцев в своем личном кабинете, примыкавшем к спальне, где вершил самые важные и секретные дела". Зная не понаслышке о личной жизни великого Габриэле, могу сказать, что Елена Шварц не ошиблась, в спальне ему не было равных. О литературных достоинствах книги можно спорить. В приведенных главах образ главного героя дан несколько однобоко, но, возможно, в остальных частях книги этот пробел восполняется. Публикация помещена в разделе журнала «Люди и судьбы», что вполне естественно.
Nnnnn
Раздел «Поэзия и проза» представлен двумя рассказами, святочным романом и несколькими подборками стихов. Роман Бориса Дышленко «Созвездие близнецов» о трудностях существования нормальных (или ненормальных, как посмотреть) людей в среде воинствующих материалистов решен не совсем обычно. Подкупает начало романа: мозаика из кусочков жизни, которой посвящен роман. Основной текст полон ожиданностями и неожиданностями, читается легко и приятно. Хороший русский язык, я бы даже сказал, поэтический.
Nnnnn
Nnnnn
«Далеко на набережной ночными птицами кричали буксиры, а дальше, на углу Первой линии и Большого проспекта, от ветра бежали по транспаранту легкие волны и желтый свет фонаря высвечивал надпись: «ОСТОРОЖНО – ЛИСТОПАД».
Nnnnn
И долго продолжался листопад. Долго тянулась эта ясная теплая осень. И была она так ясна и тепла до самой середины октября, а потом зарядили дожди».
Nnnnn
Nnnnn
Рассказ Владимира Смольникова «Остров Юность» более традиционен и по форме и по содержанию. Он напомнил мне застойные годы в их лучших воплощениях. Детские воспоминания, заложенные на всю жизнь основы, категории «хорошо» и «плохо», «суетно» и «вечно» - все это будто уже было где-то прочитано. При этом рассказ добротный, хороший, ностальгический. Можно смело сказать, классический. Такие писались и сто лет назад, и пятьдесят. И всегда были уместны.
Nnnnn
Рассказ Валерия Кислова «Краткий курс у-вэй» совсем иного порядка. Это глубоко современная проза с позывами на «вне времени». В общем-то, пародия на нашу жизнь, или на стремление современного человека построить свою жизнь с наибольшим КПД. Автор дает ценные советы:
Nnnnn
Nnnnn
«Не носи на себе буквы, цифры, знаки, а также звенящее, гудящее, хрюкающее и квакающее. Не носи на себе. Не строй из себя. Не позиционируй себя. Не выгляди как. Не выдавай за…. Выбирай, куда идешь… Дыши глубоко» . Далее автор философски размышляет об обделывании и уделывании всего, чего только можно. Автор качественно и достаточно умно издевается над современными (да и несовременными) руководствами, так востребованными благодарным человечеством. Нашелся бы кто и научил… Вот и учат. И учимся…
Nnnnn
Конец рассказа ставит точку. «У тебя есть шанс, правда небольшой. Точнее, маленький. Скорее мизерный. Честно говоря, ничтожный. Вообще-то шансов у тебя практически нет. И часы, и дни, и месяцы, и годы пролетят мимо, а ты и не заметишь, как начнешь обделываться и делать под себя. И если когда-нибудь ты поймешь, что подобно всем остальным имперским гражданам вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, происхождения, положения и убеждений – ты все равно уделался по колено, по пояс, по шею и по уши, то у тебя (по крайней мере у тебя) останется чувство глубокого удовлетворения от того, что ты (по крайней мере ты) научился дышать глубоко».
Nnnnn
Подборка стихов в этом номере журнала не однородна. Выделяются стихи Ольги Нардовой 1941 года. Выделяются чем-то запредельным.
Nnnnn
Nnnnn
Понять я не умела,
Nnnnn
Как трудно побороть
Nnnnn
Слабеющее тело,
Nnnnn
Немеющую плоть.
Nnnnn
Безжизненные крылья
Nnnnn
Так тяжело взметнуть.
Nnnnn
Тупая тьма бессилья
Nnnnn
Обрушилась на грудь.
Nnnnn
Nnnnn
Современные поэты, не так глубоко проникают в душу. Но стихи довольно качественные. Елена Тахо-Годи философски смотрит на жизнь, немного грустно, немного свысока, как будто прожив уже все отпущенное.
Nnnnn
Nnnnn
Я разучилась подбирать слова
Nnnnn
И верить в смысл сердечных излияний.
Nnnnn
По мне, красноречивей немота
Nnnnn
Всех этих известковых изваяний
Nnnnn
Соборного портала…
Nnnnn
Nnnnn
Стихи Бориса Парамонова носят налет историзма и некоторого панибратства. Сталин, Платонов, Родченко… По форме – то ли вычурность, то ли простота.
Nnnnn
Nnnnn
Плеханов, философские тетрадки,
Nnnnn
Экстерном кончен курс (конечно, краткий),
Nnnnn
Экстерном, лётом, экстренно, на «отл.»
Nnnnn
Nnnnn
Из всего, помещенного а журнале, выделяются стихи Анастасии Скориковой. В каждом стихе есть ударный момент, приведу лишь один пример:
Nnnnn
Nnnnn
Как в бане, воздух густ перед грозой.
Nnnnn
И ходят тучи тучные, как бабы,
Nnnnn
Тяжеловесной радуя красой.
Nnnnn
Гремят тазы, и свет струится слабый.
Nnnnn
Nnnnn
Налицо логическое противоречие: чтобы греметь тазами, бабы должны быть худыми. Тазобедренные кости вообще гремят с трудом, скорее скрипят. А уж если тучи радуют автора бабской красой… М-м-м… Каждый воспринимает природу по-своему. Но автор (кстати, куча публикаций, две изданные книги стихов) полон надежд на будущее:
Nnnnn
Nnnnn
Не из тяжести недоброй – из огня,
Nnnnn
Нежности и слез бессильной влаги
Nnnnn
Я хотела, чтобы у меня,
Nnnnn
Оформляясь в слове на бумаге,
Nnnnn
Получился бы достойный образец
Nnnnn
Прочности…
Nnnnn
Nnnnn
Пожалуй, самым интересным для меня был разбор поэзии Александра Морева, сделанный Эдуардом Шнейдерманом в разделе «Эссеистика и критика». Не могу сказать, что меня покорили стихи Морева. Но такого качественного критического текста я давненько не читывал. В статье присутствуют все атрибуты литературного анализа высокого класса. Не забыты ни форма, ни содержание, ни вписанность в эпоху, ни индивидуальные особенности. Историзм, метафоры, контрастность, размер… Шнейдерман не поленился донести до нас не только обзор творчества поэта, его биографию, но и глубокий анализ всего творческого наследия. Не знаю, кому это сейчас нужно, но мне было интересно.
Nnnnn
Это лишь часть материалов, помещенных в пятом номере «Звезды». Большой раздел посвящен 85-летию Виктора Астафьева, на одном дыхании читаются воспоминания Татьяны Дервиз. Ну, да всего не перечислишь. А журнал занятный, не жаль и досуг потратить на прочтение. Из огромного океана современной прозы, поэзии и критики сюда стекаются не самые плохие тексты. «Звезда» может и не так ярко сияет, но добросовестно выполняет свою роль, знакомя читателя с интересными произведениями, может, не самыми передовыми и знаковыми, но (по большей части) вполне заслуживающими внимания. Журнал дает нам, что может. Как в стихе Арсения Несмелого (из того же номера):
Nnnnn
Nnnnn
От ветра в ивах было шатко.
Nnnnn
Река свивалась в два узла.
Nnnnn
И к ней мужицкая лошадка
Nnnnn
Возок забрызганный везла.
Nnnnn
Nnnnn
Nnnnn
Nnnnn
В ответ на отзыв: Граф Оман <без названия>
А поверите ли, дорогой коллега, выпал мне этот номер совершенно случайно. Ну, захотелось, чтобы в мире не так убого было, что ли. А возьми, да и выпади, номер этот пятый. Честно говоря, Вам и спасибо. Лет …надцать в толстые журналы не заглядывал. А тут разобрало старческое любопытство. Знаете, даже удовольствие получил. И вовсе не обо всем рассказал, там еще много занимательного. Мне понравились почти все критические материалы, помещенные в конце номера. А уж как они там издеваются над убогими авторами… Нам с Вами еще учиться и учиться. Всего и не перескажешь: и анонсы книг, и разбор полетов. Мой вам совет, дорогой друг, бросайте Современника, и к Звездам :)
P.S. Нашего неба Звезда не испортит :)
Отзыв:
| | http://www.youtube.com/watch?v=LQVtl4c1TKI |
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв: |
|