|
Произведение: Дмитрий Маштаков ***
С утра осенний, мелкий дождик мочит
Понурые, продрогшие кусты,
И расставанье небо нам пророчит,
Уносит ветер сникшие цветы.
Уносит прочь по лиственной аллее,
Уходят в зиму листья октября.
Я никогда об этом не жалею,
Я так люблю, я так люблю тебя.
В своем уютном, теплом, тесном мире
Не думаешь ты больше ни о чем.
Никто не расстреляет тебя в тире
И не запустит в окна кипичом,
За то, что ты ни в чем не виновата,
За то, что ты уходишь от меня.
Прости за то, что так любил когда-то,
Да и сейчас, я так люблю тебя.
Прости меня, в моем воображенье,
Ты иногда близка была со мной.
Своей рукой ласкающим движеньем
Лица касался, как твоей рукой.
Что говорила, взор потупив скромно,
Что говорил, в глаза твои глядя?
Лишь помню, неприметно и огромно -
Я так люблю, я так люблю тебя.
Сквозь дождевые скромненькие нити
Вся жизнь моя скрывается во мгле,
Не буду я стараться, извините,
Когда один остался на Земле.
Тебя встречая, глаз поднять не смею -
Выходит, все мои старанья зря,
Я говорить об этом не умею,
Я так люблю, я так люблю тебя.
**********************************
В ответ на отзыв:
Текст удален
| | Спасибо за внимание. Отвечаю, хотя и с запозданием. Ваши замечания вовсе не придирки, они сделаны по месту и очень мне интересны - сейчас Вы поймёте, почему.
В процессе творчества, конечно, не думаешь о всяких теоретических
вещах, но они помогают потом объяснить, почему написано так, а не иначе.
Я сейчас с большим увлечением читаю, что написал А.М.Лотман о стихосложении.
Воспользуюсь Вашими замечаниями, чтобы похвастать теми знаниями, которые
приобрёл.
Лотман рассматривает стихотворение, как совокупность структур разного плана,
в основе существования и восприятия которых, лежат повторы. Это - провторы на
уровнях фонем, ритмики и рифм, композиции и проч. Структуры стиха не являются
чем-то жёстко установленным. Они ведут себя подобно живым организмам - как
только порядок установлен, так сразу же начинается борьба за его нарушение.
Семантически важные центры стихотворения находятся как раз в местах нарушения
порядка. При этом, отмечает Лотман, если порядок нарушается на одном уровне,
то он сохраняется на другом.
В другом месте Лотман высказывается более конкретно, рассматривая такую
распространённую структуру, как четверостишие. Очень часто первые два стиха
катрена безупречны по структуре, и создают инерцию ожидания повторения такой
же структуры и в дальнейшем. Но нет, третья строка обычно инерцию нарушает, и
она же является более нагруженной в семантическом плане. Как говорит Лотман -
у третьей строки есть право не рифмоваться. Последняя строка обычно возвращает
читателя в структуры начала, восстанавливаю инерцию.
А теперь обратимся собственно к стихотворению. В начале третьей строки -
"И расставанье ..." с 3-мя безударными и ударным 4-ым слогом, нарушает,
созданную двумя первыми строками, инерцию ударений. В то же время слово
"расставанье" является семантическим центром катрена.
Фраза "Никто на расстреляет тебя в тире ..." тоже находится в третьей строке!
Но уровень нарушения инерции здесь другой - на уровне ударений и ритмики инерция
сохранена, но изменяется язык. Вместо абстрактных литературно-романтических
появляются конкретные разговорно-бытовые слова. И снова здесь находится
образно-семантический центр. Я, вообще говоря, люблю такие переходы -
добавление конкретных бытовых деталей делает текст более ярким и жизненным
( за что обычно и критикуют - не только Вы это замечаете).
А теперь взглянем на всё стихотворение целиком. Четыре восьмистишия. Как,
неужели именно в третьем находится нечто особенное. Да там - общий
семантический центр, начинающийся словами "Прости меня, в моём воображеньи ..."
и далее - мелодия опускается до прозаизма.
Почему же так получилось? Я ведь ничего этого не делал нарочно!
А получилось потому, что я просто следовал за мелодией стиха. Вы знаете, что
в музыке очень распространена композиция в 4-х частях: первая тема, вторая тема,
побочная тема и финал, развивающий темы 1 и 2. Но в музыке акцент делается всё
таки на музыке - на главных темах, а в стихосложении нагруженной оказывается
3-я часть.
Ну, как Вам? Мне это всё кажется очень интересным.
Еще раз, спасибо за внимание.
|
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►2009-11-13 18:23:32 Аннике aa Мочить кусты | Мочить кусты... - как всё это банально...
А впрочем... я давно уже не жду,
Что в этом мире может гениально
Описан просто этот дождь в саду...
И чтобы листья были - как живые,
И чтоб плоды омытые манили,
И чтобы все там вместе были
И о природе слова говорили.... |
| ►►►►►►2009-11-16 15:25:45 Аннике aa | Даниил, "мочить кусты" - это Маштаковское выражение, которое меня тоже покоробило именно по той же самой причине.
а ударение "слОва" верно, потому что речь идет о природе слОва.
Спасибо за внимательное прочтение! |
| ►►►►2009-11-26 16:45:26 Дмитрий Маштаков aa | Хочу сообщить, что купил интереснейшую книгу ( всего за 319р. на 940стр. !!!) - Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. - Москвин В.П. с массой примеров, читается взахлёб.
Рекомендую. Это я теперь после Лотмана читаю.
Как раз для меня - много ссылок на разных авторов, которых я, естественно, не знаю, да и не сумею изучить в обозримом будущем, а цитаты из поэзии и прозы доходят размером до половины страницы и более. Хрестоматия, одним словом. |
| страница 0 |
|