Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-12-05 01:50:17
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Дмитрий Маштаков
***
С утра осенний, мелкий дождик мочит
Понурые, продрогшие кусты,
И расставанье небо нам пророчит,
Уносит ветер сникшие цветы.
Уносит прочь по лиственной аллее,
Уходят в зиму листья октября.
Я никогда об этом не жалею,
Я так люблю, я так люблю тебя.

В своем уютном, теплом, тесном мире
Не думаешь ты больше ни о чем.
Никто не расстреляет тебя в тире
И не запустит в окна кипичом,
За то, что ты ни в чем не виновата,
За то, что ты уходишь от меня.
Прости за то, что так любил когда-то,
Да и сейчас, я так люблю тебя.

Прости меня, в моем воображенье,
Ты иногда близка была со мной.
Своей рукой ласкающим движеньем
Лица касался, как твоей рукой.
Что говорила, взор потупив скромно,
Что говорил, в глаза твои глядя?
Лишь помню, неприметно и огромно -
Я так люблю, я так люблю тебя.

Сквозь дождевые скромненькие нити
Вся жизнь моя скрывается во мгле,
Не буду я стараться, извините,
Когда один остался на Земле.
Тебя встречая, глаз поднять не смею -
Выходит, все мои старанья зря,
Я говорить об этом не умею,
Я так люблю, я так люблю тебя.

**********************************


В ответ на отзыв:

Текст удален




Спасибо за внимание. Отвечаю, хотя и с запозданием. Ваши замечания вовсе не придирки, они сделаны по месту и очень мне интересны - сейчас Вы поймёте, почему.
В процессе творчества, конечно, не думаешь о всяких теоретических
вещах, но они помогают потом объяснить, почему написано так, а не иначе.
Я сейчас с большим увлечением читаю, что написал А.М.Лотман о стихосложении.
Воспользуюсь Вашими замечаниями, чтобы похвастать теми знаниями, которые
приобрёл.
Лотман рассматривает стихотворение, как совокупность структур разного плана,
в основе существования и восприятия которых, лежат повторы. Это - провторы на
уровнях фонем, ритмики и рифм, композиции и проч. Структуры стиха не являются
чем-то жёстко установленным. Они ведут себя подобно живым организмам - как
только порядок установлен, так сразу же начинается борьба за его нарушение.
Семантически важные центры стихотворения находятся как раз в местах нарушения
порядка. При этом, отмечает Лотман, если порядок нарушается на одном уровне,
то он сохраняется на другом.
В другом месте Лотман высказывается более конкретно, рассматривая такую
распространённую структуру, как четверостишие. Очень часто первые два стиха
катрена безупречны по структуре, и создают инерцию ожидания повторения такой
же структуры и в дальнейшем. Но нет, третья строка обычно инерцию нарушает, и
она же является более нагруженной в семантическом плане. Как говорит Лотман -
у третьей строки есть право не рифмоваться. Последняя строка обычно возвращает
читателя в структуры начала, восстанавливаю инерцию.
А теперь обратимся собственно к стихотворению. В начале третьей строки -
"И расставанье ..." с 3-мя безударными и ударным 4-ым слогом, нарушает,
созданную двумя первыми строками, инерцию ударений. В то же время слово
"расставанье" является семантическим центром катрена.
Фраза "Никто на расстреляет тебя в тире ..." тоже находится в третьей строке!
Но уровень нарушения инерции здесь другой - на уровне ударений и ритмики инерция
сохранена, но изменяется язык. Вместо абстрактных литературно-романтических
появляются конкретные разговорно-бытовые слова. И снова здесь находится
образно-семантический центр. Я, вообще говоря, люблю такие переходы -
добавление конкретных бытовых деталей делает текст более ярким и жизненным
( за что обычно и критикуют - не только Вы это замечаете).
А теперь взглянем на всё стихотворение целиком. Четыре восьмистишия. Как,
неужели именно в третьем находится нечто особенное. Да там - общий
семантический центр, начинающийся словами "Прости меня, в моём воображеньи ..."
и далее - мелодия опускается до прозаизма.
Почему же так получилось? Я ведь ничего этого не делал нарочно!
А получилось потому, что я просто следовал за мелодией стиха. Вы знаете, что
в музыке очень распространена композиция в 4-х частях: первая тема, вторая тема,
побочная тема и финал, развивающий темы 1 и 2. Но в музыке акцент делается всё
таки на музыке - на главных темах, а в стихосложении нагруженной оказывается
3-я часть.
Ну, как Вам? Мне это всё кажется очень интересным.
Еще раз, спасибо за внимание.



раздел:
0
прочтений:
662


Отзывы на этот отзыв:
►►►►2009-11-13 18:23:32 Аннике
aa Мочить кусты
Мочить кусты... - как всё это банально...
А впрочем... я давно уже не жду,
Что в этом мире может гениально
Описан просто этот дождь в саду...
И чтобы листья были - как живые,
И чтоб плоды омытые манили,
И чтобы все там вместе были
И о природе слова говорили....

►►►►►►2009-11-16 15:25:45 Аннике
aa
Даниил, "мочить кусты" - это Маштаковское выражение, которое меня тоже покоробило именно по той же самой причине.
а ударение "слОва" верно, потому что речь идет о природе слОва.
Спасибо за внимательное прочтение!

►►►►2009-11-26 16:45:26 Дмитрий Маштаков
aa
Хочу сообщить, что купил интереснейшую книгу ( всего за 319р. на 940стр. !!!) - Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. - Москвин В.П. с массой примеров, читается взахлёб.
Рекомендую. Это я теперь после Лотмана читаю.
Как раз для меня - много ссылок на разных авторов, которых я, естественно, не знаю, да и не сумею изучить в обозримом будущем, а цитаты из поэзии и прозы доходят размером до половины страницы и более. Хрестоматия, одним словом.
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.