МИЛЛИОН ЗНАЧЕНИЙ
Четвёртое время
В глубинах вчера
В глубинах ВЧЕРА
Ненавистная сказка СЕГОДНЯ
Готовит парад
На руинах сожженной мечты:
Под белой фатой
С невозможной – безжалостно сводит.
Не рад? Но зато
Не подвержен отчаянью тыл.
Не важно когда
Прорисована жаждой картинка:
Видения дар
Сколько прятал под маску слепца?!
В твоем "УХОЖУ"
Оставаться с тобой половинке.
Отчаянье – шум
Поглощает, что миф восклицал
Прогноз – приговор?!
Слову слышаться неотвратимо,
И как метеор
Обжигать – след пустыни за ним.
Тоской напоить –
Одолеть не закончится стимул.
Вчерашняя нить
Покромсает божественный нимб -
Прочнее чем сталь?!
Но она рассыпается – древность
Заметна. Устал
В умолчании чудится: гром
В глубинах вчера
Оживит бесконтрольную ревность.
Виденью не рад,
Но оно направляло перо...
19.03.2008
Если перефразировать известную фразу о скелетах в шкафах, то наверняка, почти у каждого найдется во внутренней шкатулке одно или несколько несгораемых писем из сослагательной страны прошлого «Бы»…Если бы…
От стихотворения, сразу оговорюсь, что это не оценочная характеристика, а скорее слепок ощущений, на внутреннем мониторе возникла очень контрастная чёрно-белая картинка, что в общем то соответствует тому внутреннему напряжению, которое возникает по мере прочтения. В этом и своя ценность, и глубина, если апеллировать к названию. Мне всегда казалось , что чёрно-белые фотографии осмысленностью, проницательностью и силой внутреннего движения выигрывают у цветных, ценность которых в красоте. Наверное, это одно из вечных противоречий рационального и эмоционального, ума и сердца.
Приём контраста в стихотворении один из основных, антитеза вчера и сегодня, сказки и руин, видения и слепца… Лирический герой балансирует на такой тонкой линии, что каждый следующий шаг способен вызвать у публики состояние ожидающего замирания. Самый изощрённый и суровый суд – это самосуд, потому что от него некому защитить. Но, даже осознавая всю тяжесть происшедшего, мы вряд ли когда-нибудь согласились бы расстаться с этими несгораемыми письмами. Из таких «вчера» всегда тянется нить нового личного времени, в котором сливаются и прошлое, и настоящее, и будущее. И оно порой в состоянии покромсать не только «божественный нимб».
Потому что «если бы» это уже четвертое время, которого никогда не было и не будет, но которое по значимости у заражённых творчеством людей, не уступает всем трём известным. Именно там подвластно всё.
В это время пишутся стихи и песни, рисуются картины и даже , рождаются шедевры. Но, одно, несомненно, если прошлое – застывшая глина, то настоящее и будущее влиянию «Бы» подвластны.
Я намеренно не стал углубляться в анализ сюжетного содержания стихотворения, опасаясь своим вторжением причинить боль.
Что такое стихотворение как не внутреннее видение того непостижимого времени.
Что такое видение? Это то, как мы увидели или то, что мы увидели. Оно очень тесно связано с нашей жизнью ,характером, испытаниями и зачастую, накладываясь именно на наш жизненный опыт – принимает формы и выражения близкие нам, но далёкие от того, что есть на самом деле.
И даже «ненавистная» Сказка Сегодня – очень резкое и бескомпромиссное определение реальности в стихотворении – в коллаже может остаться просто сказкой.
То чего никогда не может произойти…Если бы могли написать себе письмо в прошлое, там наверное бы были и такие стихи… Может то, что проходит параллельно касательной жизни и важнее, и дороже для дороги, где мы вспоминаем, не ожесточаясь, а умываясь внутренним родником сожалений и пониманий – важнее не иметь, а знать, что есть Небо. Нет упущенных возможностей. Есть просто Путь. Научиться расставаться по-доброму, наверное, один из главных земных уроков. С чем бы мы не расставались, с привычками, людьми или даже старыми вещами. Оставить след, а не последствия так важно. Искусство расставаний… Считается, что большинство встреч с людьми нам уготовано свыше, они – дети случайностей. А вот расставания – дело рук уже самого человека. И очень часто получается, что провидение более искусно, чем мы. Меня всегда подкупало, когда люди расстаются, оставляя не руины, а хотя бы нейтральные следы, ну а гении этого искусства извлекают из прошлого не только уроки , но и будущее. И я бы не отказался взять у них уроки мастерства.
У каждого из нас есть такие «Глубины вчера», потому что это очень трудная миссия на земле – оставаться людьми. Ведь у Бога нет других рук, слов и сердец, кроме наших. Поэтому мы иногда стучимся друг к другу…в четвёртое время...
|