|
Произведение: Школа дураков Николай Гумилев. Жизнь стиха.
II
ииииии
…Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Дума поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо-яркий миг, иногда смутно, как зачатье во сне, и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще неокрепшей новой жизни. Все действует на ход ее развития -- и косой луч луны, и внезапно услышанная мелодия, и прочитанная книга, и запах цветка. Все определяет ее будущую судьбу. Древние уважали молчащего поэта, как уважают женщину, готовящуюся стать матерью.
ииииии
Наконец, в муках, схожих с муками деторождения (об этом говорит и Тургенев), появляется стихотворение. Благо ему, если в момент его появления поэт не был увлечен какими-нибудь посторонними искусству. соображениями, если кроткий, как голубь, он стремился передать уже выношенное, готовое и, мудрый как змей старался заключить все это в наиболее совершенную форму.
ииииии
Такое стихотворение может жить века, переходя от временного забвения к новой славе, и даже умерев, подобно царю Соломону, долго еще будет внушать священный трепет людям. Такова Илиада...
ииииии
Но есть стихотворения невыношенные, в которых вокруг первоначального впечатления не успели наслоиться другие, есть и такие, в которых, наоборот, подробности затемняют основную тему; они -- калеки в мире образов, и совершенство отдельных их частей не радует, а скорее печалит, как прекрасные глаза горбунов. Мы многим обязаны горбунам, они рассказывают нам удивительные вещи, но иногда с такой тоской меч таешь о стройных юношах Спарты, что не жалеешь их слабых братьев и сестер, осужденных суровым законом. Этого хочет Аполлон, немного страшный, жестокий, но безумно красивый бог.
ииииии
Что же надо, чтобы стихотворение жило, и не в банке со спиртом, как любопытный уродец, не полужизнью больного в креслах, но жизнью полной и могучей, -- чтобы оно возбуждало любовь и ненависть, заставляло мир считаться с фактом своего существования? Каким требованиям должно оно удовлетворять?
ииииии
Я ответил бы коротко: всем.
ииииии
В самом деле, оно должно иметь; мысль и чувство - без первой самое лирическое стихотворение будет мертво, а без второго даже эпическая баллада покажется скучной выдумкой (Пушкин в своей лирике и Шиллер в своих балладах знали это), - мягкость очертаний Юного тела, где ничто не выделяется, ничто не пропадает, и четкость статуи, освещенной солнцем; простоту - для нее одной открыто будущее, и - утонченность, лак живое призвание преемственности от всех радостей и печалей прошлых веков; и еще превыше этого - стиль и жест.
ииииии
В стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому, позволяет догадаться о цвете своих глаз, о форме своих рук. А это так важно. Ведь Данте Алигьери -- мальчика, влюбившегося в бледность лица Беатриче, неистового гибеллина и веронского изгнанника -- мы любим не меньше, чем его "Божественную Комедию" ... Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и, благодаря внушению своего тела, испытывает то же, что сам поэт, так что мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой. Жалобы поэтов на тот факт, что публика не сочувствует их страданиям, упиваясь музыкой стиха, основаны на недоразумении. И радость, и грусть, и отчаяние читатель почувствует только свои. А чтобы возбуждать сочувствие, надо говорить о себе суконным языком, как это делал Надсон.
ииииии
Возвращаюсь к предыдущему: чтобы быть достойным своего имени, стихотворение, обладающее перечисленными качествами, должно сохранить между ними полную гармонию и, что всего важнее, быть вызванным к жизни не "пленной мысли раздражением", а внутренней необходимостью, которая дает ему душу живую -- темперамент. Кроме того, оно должно быть безукоризненно даже до неправильности. Потому что индивидуальность стихотворению придают только сознательные отступления от общепринятого правила, причем они любят рядиться в бессознательные. Так, Charles Asselineau рассказывает о "распутном сонете", где автор, сознательно нарушая правила, притворяется, что делает это в порыве поэтического вдохновения или увлечения страстью. И Ронсар, и Мейнар и Малерб писали такие сонеты. Эти неправильности играют роль родинок, по ним легче всего восстановить в памяти облик целого.
ииииии
Одним словом, стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела, этой высшей ступени представляемого совершенства: недаром же люди даже Господа Бога создали по своему образу и подобию. Такое стихотворение самоценно, оно имеет право существовать во что бы то ни стало. Так для спасения одного человека снаряжаются экспедиции, в которых гибнут десятки других людей. Но, однако, раз он спасен, он должен, как и все, перед самим собой оправдывать свое существование…
ииииии
ииииии
В ответ на отзыв: inki <без названия>
Иногда в лепескти диафрагмы попадает посторонний песок времени или чужого ветра..Но синопсис стиха не имеет права на это оглядываться и душа, в щербинках песка даже, все равно откроется. Каждый здесь для своего, но иногда , что странно, свое проявляется только при инсайте со-частия. Чтобы стать самим собой, нужен кто-то..Это тоже моя излюбленная терминология из фотоклассики.
Распахнуться не проблема, наверное, некоторым я бы просто не советовал сильно распахиваться до состояния простуды.
Я уважаю труд стоиков..быть организованной материей в разы сложнее, чем таким вот перекати-полем как ваш непокорный слуга и визави. На грани соседней камерности просто иногда наша открытость звучит вызывающе..но..иногда можно и поголосить. На Луну или под ней.
Сорри, если немного не в тему, но я разучаюсь нормально говорить, и меня это немного пугает..
Иногда кажется, что скоро перед продавщицами и в общественном траспорте с кондукторами стану общаться высоким штилем..так и до диспасеризации недалеко))
Отзыв:
| | А знаете, я тоже не умею, как Гумилев. Всю жизнь ощущаю нехватку этакой уверенности, не могу хладнокровно ... Все люди разные. Поэтому чьи-то стихи нам близки, а что-то никогда не тронет именно наших струн. Это разнообразие и дает силы жить. Если бы все были скроены по одному образцу (не важно, Вашему или моему), нам бы грозила не диспансеризация, а кое-что похуже. К примеру, взгляды Волошина на стихосложение сильно расходятся с гумилевскми. Но и они не всем близки. Единственно общее желание этих двух не последних поэтов понять стих как явление. Опять же, может они и не правы. Но есть интересные мысли о поэзии в целом и в конкретностях. Наверно, внутренние переживания порождали нюансы этих теорий, но было желание разобраться в каких-то общих вопросах. Смутно ощущаю, то это не совсем теория, но объяснить не могу. Может, тоже не умею нормально говорить, но буду пробовать :) |
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►►►2009-11-06 04:21:44 inki aa | Смутно ощущаю, то это не совсем теория, но объяснить не могу. Может, тоже не умею нормально говорить, но буду пробовать :)
Вы просто думайте, а потом придёт перевод)) |
| ►►►►►►2009-11-06 18:33:49 сон-трава aa | А знаете, думать - не по моей части, вот смутно ощущать ... |
| ►►►►►►►2009-11-07 03:02:01 inki aa | ...если бы меня услышали..те..светодиоды небесные..
я же верю, что она может больше, чем мы знаем, значит сможет..Не думать. |
| страница 0 |
|