|
Произведение: Школа дураков Николай Гумилев. Жизнь стиха.
II
ииииии
…Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Дума поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо-яркий миг, иногда смутно, как зачатье во сне, и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще неокрепшей новой жизни. Все действует на ход ее развития -- и косой луч луны, и внезапно услышанная мелодия, и прочитанная книга, и запах цветка. Все определяет ее будущую судьбу. Древние уважали молчащего поэта, как уважают женщину, готовящуюся стать матерью.
ииииии
Наконец, в муках, схожих с муками деторождения (об этом говорит и Тургенев), появляется стихотворение. Благо ему, если в момент его появления поэт не был увлечен какими-нибудь посторонними искусству. соображениями, если кроткий, как голубь, он стремился передать уже выношенное, готовое и, мудрый как змей старался заключить все это в наиболее совершенную форму.
ииииии
Такое стихотворение может жить века, переходя от временного забвения к новой славе, и даже умерев, подобно царю Соломону, долго еще будет внушать священный трепет людям. Такова Илиада...
ииииии
Но есть стихотворения невыношенные, в которых вокруг первоначального впечатления не успели наслоиться другие, есть и такие, в которых, наоборот, подробности затемняют основную тему; они -- калеки в мире образов, и совершенство отдельных их частей не радует, а скорее печалит, как прекрасные глаза горбунов. Мы многим обязаны горбунам, они рассказывают нам удивительные вещи, но иногда с такой тоской меч таешь о стройных юношах Спарты, что не жалеешь их слабых братьев и сестер, осужденных суровым законом. Этого хочет Аполлон, немного страшный, жестокий, но безумно красивый бог.
ииииии
Что же надо, чтобы стихотворение жило, и не в банке со спиртом, как любопытный уродец, не полужизнью больного в креслах, но жизнью полной и могучей, -- чтобы оно возбуждало любовь и ненависть, заставляло мир считаться с фактом своего существования? Каким требованиям должно оно удовлетворять?
ииииии
Я ответил бы коротко: всем.
ииииии
В самом деле, оно должно иметь; мысль и чувство - без первой самое лирическое стихотворение будет мертво, а без второго даже эпическая баллада покажется скучной выдумкой (Пушкин в своей лирике и Шиллер в своих балладах знали это), - мягкость очертаний Юного тела, где ничто не выделяется, ничто не пропадает, и четкость статуи, освещенной солнцем; простоту - для нее одной открыто будущее, и - утонченность, лак живое призвание преемственности от всех радостей и печалей прошлых веков; и еще превыше этого - стиль и жест.
ииииии
В стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому, позволяет догадаться о цвете своих глаз, о форме своих рук. А это так важно. Ведь Данте Алигьери -- мальчика, влюбившегося в бледность лица Беатриче, неистового гибеллина и веронского изгнанника -- мы любим не меньше, чем его "Божественную Комедию" ... Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и, благодаря внушению своего тела, испытывает то же, что сам поэт, так что мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой. Жалобы поэтов на тот факт, что публика не сочувствует их страданиям, упиваясь музыкой стиха, основаны на недоразумении. И радость, и грусть, и отчаяние читатель почувствует только свои. А чтобы возбуждать сочувствие, надо говорить о себе суконным языком, как это делал Надсон.
ииииии
Возвращаюсь к предыдущему: чтобы быть достойным своего имени, стихотворение, обладающее перечисленными качествами, должно сохранить между ними полную гармонию и, что всего важнее, быть вызванным к жизни не "пленной мысли раздражением", а внутренней необходимостью, которая дает ему душу живую -- темперамент. Кроме того, оно должно быть безукоризненно даже до неправильности. Потому что индивидуальность стихотворению придают только сознательные отступления от общепринятого правила, причем они любят рядиться в бессознательные. Так, Charles Asselineau рассказывает о "распутном сонете", где автор, сознательно нарушая правила, притворяется, что делает это в порыве поэтического вдохновения или увлечения страстью. И Ронсар, и Мейнар и Малерб писали такие сонеты. Эти неправильности играют роль родинок, по ним легче всего восстановить в памяти облик целого.
ииииии
Одним словом, стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела, этой высшей ступени представляемого совершенства: недаром же люди даже Господа Бога создали по своему образу и подобию. Такое стихотворение самоценно, оно имеет право существовать во что бы то ни стало. Так для спасения одного человека снаряжаются экспедиции, в которых гибнут десятки других людей. Но, однако, раз он спасен, он должен, как и все, перед самим собой оправдывать свое существование…
ииииии
ииииии
В ответ на отзыв: inki <без названия>
Могу себе позволить подтвердить сходство появления стихов с другими не менее сложными и живыми явлениями при-роды..
Но..сколько поэтов..столько. Ведь можно любить настолько разную поэзию, которая в другом никогда не сочтется воедино, а в тебе, допустим, Вийон дополянет Лермонтова,а Тарковский Бунина..
Техника и чувство..да..но есть одно условие при котором..самое гармоничное их сочетание пустое и холодное..
Если в момент создания стиха диафрагма души не раскрылась и не капнула света на слова...Можно поцеловать карандаш и успокоиться. Значит, еще не время..
Спасибо, сон-трава, мы еще поУмнели..)
Отзыв:
| | Мне кажется, Гумилев имел в виду немного другое. Через стих поэт познает сам себя, открывает неизвестные струны своей души. Если диафрагма души открывается, начинает литься стих, который уже живет своей жизнью, неся свои образы. Случайные слова дают иногда иное направление мысли, произведение получается глубже и тоньше задуманного. Вот и получается, что «в стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому». Кстати, об этом же писал Бродский. Гумилев очень внимательно относился к форме стиха, но он точно так же относился и к своей жизни. Человек безукоризненных форм, он так и кончил свою жизнь (безукоризненно по форме). При этом нельзя сказать, что стихи Гумилева бездушны, просто у него не было «души на распашку» - и в жизни, и в стихах. |
|
|
|
|
Отзывы на этот отзыв:
| ►►►2009-11-05 07:07:53 inki aa | Иногда в лепескти диафрагмы попадает посторонний песок времени или чужого ветра..Но синопсис стиха не имеет права на это оглядываться и душа, в щербинках песка даже, все равно откроется. Каждый здесь для своего, но иногда , что странно, свое проявляется только при инсайте со-частия. Чтобы стать самим собой, нужен кто-то..Это тоже моя излюбленная терминология из фотоклассики.
Распахнуться не проблема, наверное, некоторым я бы просто не советовал сильно распахиваться до состояния простуды.
Я уважаю труд стоиков..быть организованной материей в разы сложнее, чем таким вот перекати-полем как ваш [...] |
| ►►►►2009-11-05 18:48:21 сон-трава aa | А знаете, я тоже не умею, как Гумилев. Всю жизнь ощущаю нехватку этакой уверенности, не могу хладнокровно ... Все люди разные. Поэтому чьи-то стихи нам близки, а что-то никогда не тронет именно наших струн. Это разнообразие и дает силы жить. Если бы все были скроены по одному образцу (не важно, Вашему или моему), нам бы грозила не диспансеризация, а кое-что похуже. К примеру, взгляды Волошина на стихосложение сильно расходятся с гумилевскми. Но и они не всем близки. Единственно общее желание этих двух не последних поэтов понять стих как явление. Опять же, может они и не правы. Но есть интересные мысли о поэзии в целом и в конкретностях. Наверно, внутренние [...] |
| ►►►►►2009-11-06 04:21:44 inki aa | Смутно ощущаю, то это не совсем теория, но объяснить не могу. Может, тоже не умею нормально говорить, но буду пробовать :)
Вы просто думайте, а потом придёт перевод)) |
| ►►►►►►2009-11-06 18:33:49 сон-трава aa | А знаете, думать - не по моей части, вот смутно ощущать ... |
| ►►►►►►►2009-11-07 03:02:01 inki aa | ...если бы меня услышали..те..светодиоды небесные..
я же верю, что она может больше, чем мы знаем, значит сможет..Не думать. |
| страница 0 |
|