Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-12-05 01:53:05
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Дмитрий Маштаков
В разных стилях
oo Самому писать стихи, конечно, интересно, но для меня также интересно замечать за собой и за другими - почему, как и зачем это делается.
oo Здесь я хочу представить несколько своих стихов, написанных в разных стилях, чтобы продемонстрировать, как способ организации материала может разнообразить творчество. Сделаю предварительные замечания о содержании и стиле этих стихов.
oo
1. Стихотворение на житейскую тему с философским уклоном. Стиль классический. Обратите внимание на прямую речь. Прямая речь редко звучит в стихах, чаще она используется в прозе. Объясню - почему. Язык, который является материалом как поэзии, так и прозы, в поэзии выявляет красоту звучания слов и красоту грамматических оборотов нашей речи. Чтобы подчеркнуть эту красоту, используется структурирование речи ритмикой и рифмами. В прозе также имеются свои красоты - это красота логического изложения и, если хотите, эквилибристики нашей речи, - речи автора и персонажей. Причём, литературная прямая речь не является копией устной речи - она построена таким образом, чтобы передать не только то, что говорит персонаж, но и то, что он думает, как относится к собеседнику и многое другое, что мы, естественно, не можем видеть, слушая только устную речь. Более того, литературная прямая речь определённым образом стилизована и может сильно отличаться от естественной устной речи.
Все прозаики были отличными рассказчиками, и слушать их было интересно, даже безотносительно того, о чём они рассказывают.
oo Правда, красоты поэтической и прозаической речи противоречат друг другу - чтобы подчеркнуть красоту звучания, или наоборот - красоту логических оборотов нашей речи, последовательность слов должна быть построена в общем-то по разному, но иногда -удаётся. Так что проза и поэзия не противоречат друг другу. Они могут и пересекаться.
oo Вернёмся к стихотворению. Прямая речь тут очень короткая, я хотел бы только обратить Ваше внимание на повторение слога "ли", которое мне очень нравится.
oo
2. Символизм. Стихотворение имеет несколько планов. Внешний - железнодорожный, как отклик на сюжет фильма. Второй план - философский: общение с тем, кому это необходимо, это снисхождение или привилегия? И, наконец, внутренний план личного звучания, который и напрягает весь текст безответным вопросом: а нужно ли общаться с тем, с кем расстаться всё равно придётся?

3. Стихотворение совсем другого плана. Шуточное, с декоративной стилизацией.

4. И, наконец, чистейший романтизм.

5. Стихотворение с чередованием не только метрики, но и стиля. Классические катрены обрамлены декоративной стилизацией.

Буду рад узнать Ваше мнение, как по философской стороне сказанного, так и по существу стихов.
--------

oooooooooooooo ***
oooooooooooooo
"Здравствуйте, мои соседи, все у нас благопристойно" -
Говорите, улыбаясь, Вы в раскрытое окно.
Ничего, что жизнь в заплатках, что порою очень больно,
Что об этом все узнают послезавтра все равно.

А сосед Вам отвечает - "рад я Вас сегодня видеть,
Вы ходили ли купаться, просто чудная вода."
И при этом взгляд отводит, чтоб любовью не обидеть -
Стоит Вам лишь догадаться, Вы уйдете навсегда.

Так, увы, все поступают. Души стонут, души плачут,
Разрываются на части с верою в далекий свет.
А снаружи все спокойно - запланировано счастье,
Хоть борьба ведётся долго и уже надежды нет.
----------------------------------------------

oooooo Вокзал для двоих
oooooo
Быстро жизнь пролетает, кому повезло,
Ну а кто опоздал на курьерский свой поезд,
Всё же будут минуты, когда так светло,
Что их нужно, конечно, надолго запомнить.

Словно беды не наши, в далёком окне
Ходят тучи по кругу, предвещая ненастье,
Но всё что ты захочешь узнать обо мне -
Привилегия жизни, привилегия счастья.

Может быть, я тебе ничего не скажу,
Наши встречи оставлю на дальнем перроне,
Где однажды на поезд тебя посажу,
Ты не знаешь - мы едем в соседних вагонах.

Вот состав нашей жизни по рельсам летит,
В провидение свыше бесконечно мы верим,
И предвестники счастья влетают в пути
И в раскрытые окна, и в раскрытые двери.

Пусть грядущие годы сокрыты во мгле,
Никуда не взлетев, не боюсь и упасть я,
И всё что мы хотим знать на этой земле -
Привилегия жизни, привилегия счастья.
--------------------------------------

ooo Любовь нечаянно нагрянула
ooo
Ты, душа моя, истомилася,
Истомилася - исстрадалась вся,
Не в ту женщину, знать, влюбилася -
Для забот взяла порося.

С поросём-то тем делать нечего,
Только как хвостом за тобой ходить,
И любовь моя незамечена,
И старания можно позабыть.

Красота твоя ненаглядная,
А душа моя в стельку пьяная,
Будто водку пью все стаканом я -
Горечь горькая, окаянная.

Мимо ты пройдешь - поведёшь плечом,
Повелось уж так испокон веков,
Только снова я буду непричём -
Много в жизни есть всяких мужиков.

Дай мне милостыню, осторожная,
На любовь мою, на безделицу.
Быть бы счастию невозможному,
Да не очень-то сильно верится.
------------------------------

ooooooooooooo ***
ooooooooooooo
Пламя свечки расплылось на сомкнутых ресницах,
Золотистые блики, словно ткань из огня.
Ожидание чуда больше не повторится,
В новой сказочной пьесе нету слов для меня.

Только яркое пламя, блеск дрожащий и ясный
Отражается в окнах и глядит в свою тень.
Ошибаться и верить, ждать и верить - напрасно,
Так, как вечером помнить улетающий день.

Только пламя все светит, светит не угасает,
Как твой образ любимый, светел и одинок.
Воск расплавленной свечки как слезами стекает,
Лижет яркое пламя черный свой фитилек.
--------------------------------------

oooooooooooooo ***
oooooooooooooo
ooooo В море солнца луч купается,
ooooo На дне галечки видны.
ooooo Посмотри моя красавица
ooooo На себя со стороны.
ooooo
Теперь я знаю, как друзей бросают -
Не пожалевши ни на волосок,
Их как бы между прочим забывают,
Как книжку, брошенную на песок.

ooooo Летний день клонится к вечеру
ooooo И светлее янтаря
ooooo Тело все твое освечено,
ooooo В волосах горит заря.
ooooo
Никто не знает, что нам в жизни важно,
Болтаем мы про это всякий вздор,
Быть может, это - щетка для массажа,
Быть может, - только тихий разговор.

ooooo Вспоминая дни ненастные
ooooo Там, внизу гремит прибой.
ooooo Ветвь с цветами темнокрасными
ooooo Наклонилась над тобой.
ooooo
Мне жаль тебя, моя красавица.
Мы все слабы, но видит Бог -
Тот, кто друзьями так бросается,
Тот нищ душою и убог.

ooooo Не уйдет и не прибавится
ooooo В теплом море бирюза.
ooooo Никогда не разонравятся
ooooo Твои синие глаза.
-----------------------
Над заголовком статьи приведена иллюстрация - картина художника А.В.Шевелёва "Катание на санях". В живописи, как и в поэзии, произведение искусства ценно не только содержанием, но и красотой материала, которая демонстрируется с помощью разнообразных художественных структурных приёмов.
Более того, не будь этой структуры материала и его красоты, художественное выражение содержания не было бы возможным. Столь развитый материал возник не сразу. Сошлюсь на авторитетное мнение Ю.М.Лотмана - "История свидетельствует, что стихотворная речь ( равно как и распев, пение) была первоначально единственно возможной речью
словестного искусства. Этим достигалось "расподобление" языка, отделение его от обычной речи. И лишь затем начиналось "уподобление": из "расподоблённого" - уже резко "непохожего" - материала создавалась картина действительности".
А отсюда следует простой вывод: с материалом, также как и с содержанием стихотворения следует работать.



В ответ на отзыв:
inki
межатомное пространство стихов
Все прозаики были отличными рассказчиками, и слушать их было интересно, даже безотносительно того, о чём они рассказывают.

А поэты, добирающиеся до прозы - это вообще идеальные прозаики. Потому что у них проза поэтическая и одухотворенная.

Дмитрий, мне очень импонирует Ваш пытливый подход...О структурированном разложении текста, я этим занимался долго и часто, глубоко и ...потом забросил как бесперспективное холодное и холостическое исследование под микроскопом..в попытке понять душу лягушки через электрический мышечный импульс...

Мне нравится будучи не физиком читать про Галуа, будучи не асторономом про Тихо Брагве..и здорово, что Вы добрались до Лотмана!

Мне вот что последнее время больше всего интересно..не текстовая составляющая..и надтекст, контекст и просодика пустого пространства..как энергетика стиха забирает из души автора тепло и потом по неведомым каналам сочится в читателя..через века и расстояния. Очень..ОЧЕНЬ много зависит от того, чья духовная личность , чья душа, какого человека, даже не поэта - носила под сердцем строки...

Я представил себе, что слова "Как дай Вам Бог любимой быть другим" - написал бы Маяковский...после своих крученыховских адов и другого..я бы не поверил..Автору не поверил, и стих бы просто не выжил..
Психология творчества, умение вложить в межстрочное пространство как в пустоту межмолекулярного пространства ..частицу себя..это так интересно))


Отзыв:


Читая Лотмана, я отношусь к тому, что он пишет критически. Но очень много нахожу верного и интересного. У меня свой подход и я пишу, и много уже написал, но ещё больше надо прочесть дополнительно, чтобы не быть дремучим дилетантом.
Читаю и про Цветаеву и саму Цветаеву, хотя до этого читал мало. Результат будет не очень скорым, надо во всём разобраться получше и подождать, поэтому своё мнение о межатомном пространстве пока не высказываю.
Поэзия, как стихосложение и поэтическое, как состояние души - вещи различаемые. Стихосложение позволяет выражать очень тонкие вещи, в том числе и поэтическое. Что касается прозы, то не обязательно поэтическое в ней - лучшее. То же и в стихах.


раздел:
0
прочтений:
590


Отзывы на этот отзыв:

 
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.