oo
Самому писать стихи, конечно, интересно, но для меня также интересно замечать за собой и за другими - почему, как и зачем это делается.
oo
Здесь я хочу представить несколько своих стихов, написанных в разных стилях, чтобы продемонстрировать, как способ организации материала может разнообразить творчество. Сделаю предварительные замечания о содержании и стиле этих стихов.
oo
1. Стихотворение на житейскую тему с философским уклоном. Стиль классический. Обратите внимание на прямую речь. Прямая речь редко звучит в стихах, чаще она используется в прозе. Объясню - почему. Язык, который является материалом как поэзии, так и прозы, в поэзии выявляет красоту звучания слов и красоту грамматических оборотов нашей речи. Чтобы подчеркнуть эту красоту, используется структурирование речи ритмикой и рифмами. В прозе также имеются свои красоты - это красота логического изложения и, если хотите, эквилибристики нашей речи, - речи автора и персонажей. Причём, литературная прямая речь не является копией устной речи - она построена таким образом, чтобы передать не только то, что говорит персонаж, но и то, что он думает, как относится к собеседнику и многое другое, что мы, естественно, не можем видеть, слушая только устную речь. Более того, литературная прямая речь определённым образом стилизована и может сильно отличаться от естественной устной речи.
Все прозаики были отличными рассказчиками, и слушать их было интересно, даже безотносительно того, о чём они рассказывают.
oo
Правда, красоты поэтической и прозаической речи противоречат друг другу - чтобы подчеркнуть красоту звучания, или наоборот - красоту логических оборотов нашей речи, последовательность слов должна быть построена в общем-то по разному, но иногда -удаётся. Так что проза и поэзия не противоречат друг другу. Они могут и пересекаться.
oo
Вернёмся к стихотворению. Прямая речь тут очень короткая, я хотел бы только обратить Ваше внимание на повторение слога "ли", которое мне очень нравится.
oo
2. Символизм. Стихотворение имеет несколько планов. Внешний - железнодорожный, как отклик на сюжет фильма. Второй план - философский: общение с тем, кому это необходимо, это снисхождение или привилегия? И, наконец, внутренний план личного звучания, который и напрягает весь текст безответным вопросом: а нужно ли общаться с тем, с кем расстаться всё равно придётся?
3. Стихотворение совсем другого плана. Шуточное, с декоративной стилизацией.
4. И, наконец, чистейший романтизм.
5. Стихотворение с чередованием не только метрики, но и стиля. Классические катрены обрамлены декоративной стилизацией.
Буду рад узнать Ваше мнение, как по философской стороне сказанного, так и по существу стихов.
--------
oooooooooooooo
***
oooooooooooooo
"Здравствуйте, мои соседи, все у нас благопристойно" -
Говорите, улыбаясь, Вы в раскрытое окно.
Ничего, что жизнь в заплатках, что порою очень больно,
Что об этом все узнают послезавтра все равно.
А сосед Вам отвечает - "рад я Вас сегодня видеть,
Вы ходили ли купаться, просто чудная вода."
И при этом взгляд отводит, чтоб любовью не обидеть -
Стоит Вам лишь догадаться, Вы уйдете навсегда.
Так, увы, все поступают. Души стонут, души плачут,
Разрываются на части с верою в далекий свет.
А снаружи все спокойно - запланировано счастье,
Хоть борьба ведётся долго и уже надежды нет.
----------------------------------------------
oooooo
Вокзал для двоих
oooooo
Быстро жизнь пролетает, кому повезло,
Ну а кто опоздал на курьерский свой поезд,
Всё же будут минуты, когда так светло,
Что их нужно, конечно, надолго запомнить.
Словно беды не наши, в далёком окне
Ходят тучи по кругу, предвещая ненастье,
Но всё что ты захочешь узнать обо мне -
Привилегия жизни, привилегия счастья.
Может быть, я тебе ничего не скажу,
Наши встречи оставлю на дальнем перроне,
Где однажды на поезд тебя посажу,
Ты не знаешь - мы едем в соседних вагонах.
Вот состав нашей жизни по рельсам летит,
В провидение свыше бесконечно мы верим,
И предвестники счастья влетают в пути
И в раскрытые окна, и в раскрытые двери.
Пусть грядущие годы сокрыты во мгле,
Никуда не взлетев, не боюсь и упасть я,
И всё что мы хотим знать на этой земле -
Привилегия жизни, привилегия счастья.
--------------------------------------
ooo
Любовь нечаянно нагрянула
ooo
Ты, душа моя, истомилася,
Истомилася - исстрадалась вся,
Не в ту женщину, знать, влюбилася -
Для забот взяла порося.
С поросём-то тем делать нечего,
Только как хвостом за тобой ходить,
И любовь моя незамечена,
И старания можно позабыть.
Красота твоя ненаглядная,
А душа моя в стельку пьяная,
Будто водку пью все стаканом я -
Горечь горькая, окаянная.
Мимо ты пройдешь - поведёшь плечом,
Повелось уж так испокон веков,
Только снова я буду непричём -
Много в жизни есть всяких мужиков.
Дай мне милостыню, осторожная,
На любовь мою, на безделицу.
Быть бы счастию невозможному,
Да не очень-то сильно верится.
------------------------------
ooooooooooooo
***
ooooooooooooo
Пламя свечки расплылось на сомкнутых ресницах,
Золотистые блики, словно ткань из огня.
Ожидание чуда больше не повторится,
В новой сказочной пьесе нету слов для меня.
Только яркое пламя, блеск дрожащий и ясный
Отражается в окнах и глядит в свою тень.
Ошибаться и верить, ждать и верить - напрасно,
Так, как вечером помнить улетающий день.
Только пламя все светит, светит не угасает,
Как твой образ любимый, светел и одинок.
Воск расплавленной свечки как слезами стекает,
Лижет яркое пламя черный свой фитилек.
--------------------------------------
oooooooooooooo
***
oooooooooooooo
ooooo
В море солнца луч купается,
ooooo
На дне галечки видны.
ooooo
Посмотри моя красавица
ooooo
На себя со стороны.
ooooo
Теперь я знаю, как друзей бросают -
Не пожалевши ни на волосок,
Их как бы между прочим забывают,
Как книжку, брошенную на песок.
ooooo
Летний день клонится к вечеру
ooooo
И светлее янтаря
ooooo
Тело все твое освечено,
ooooo
В волосах горит заря.
ooooo
Никто не знает, что нам в жизни важно,
Болтаем мы про это всякий вздор,
Быть может, это - щетка для массажа,
Быть может, - только тихий разговор.
ooooo
Вспоминая дни ненастные
ooooo
Там, внизу гремит прибой.
ooooo
Ветвь с цветами темнокрасными
ooooo
Наклонилась над тобой.
ooooo
Мне жаль тебя, моя красавица.
Мы все слабы, но видит Бог -
Тот, кто друзьями так бросается,
Тот нищ душою и убог.
ooooo
Не уйдет и не прибавится
ooooo
В теплом море бирюза.
ooooo
Никогда не разонравятся
ooooo
Твои синие глаза.
-----------------------
Над заголовком статьи приведена иллюстрация - картина художника А.В.Шевелёва "Катание на санях". В живописи, как и в поэзии, произведение искусства ценно не только содержанием, но и красотой материала, которая демонстрируется с помощью разнообразных художественных структурных приёмов.
Более того, не будь этой структуры материала и его красоты, художественное выражение содержания не было бы возможным. Столь развитый материал возник не сразу. Сошлюсь на авторитетное мнение Ю.М.Лотмана - "История свидетельствует, что стихотворная речь ( равно как и распев, пение) была первоначально единственно возможной речью
словестного искусства. Этим достигалось "расподобление" языка, отделение его от обычной речи. И лишь затем начиналось "уподобление": из "расподоблённого" - уже резко "непохожего" - материала создавалась картина действительности".
А отсюда следует простой вывод: с материалом, также как и с содержанием стихотворения следует работать.
|