Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-11-21 17:51:12
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Марго Зингер
Тайны каббалы
YY В нашу эпоху, полную потрясений и новых открытий, когда стерлись границы между государствами, когда взаимопроникновение культур и традиций достигло своего апогея, стало очень модным задаваться философскими вопросами. Поиск Великой Истины, который и раньше был весьма популярен, превратился в одну из главных составляющих современного бытия. Книги эзотерического толка всех времен и народов, словно грибы после дождя, появляются на прилавках книжных магазинов и дают возможность плодиться и размножаться различным обучающим курсам, дарующим тайные знания за вполне приемлемую плату. Сейчас при наличии лишних денег несложно получить диплом практикующего мага или академика Тайных Знаний. Подобный расклад у здравомыслящего человека, безусловно, вызовет улыбку, ибо ни для кого не секрет, что шарлатаны и самозванцы успешно практиковали и во времена Иисуса, и до него, а человеческая природа за тысячелетия, несмотря на внешний лоск, изменений претерпела мало. При этом нельзя сказать, что поголовно все новомодные течения лишены даже крупиц истины; ведь самый трудно раскрываемый обман — тот, в котором присутствует половина правды. На суд доверчивых граждан представляются многообразные интерпретации этой самой Истины, зачастую весьма фантастичных и просто диких.
YY
YY Тайные знания искали всегда и везде, желание познать устройство мира и божественную сущность Творца Вселенной, почувствовать себя его продолжением — как сильно оно было в людях на протяжении веков! Так уж устроен человек, что всегда норовит подняться выше своего Создателя или перенять у него толику могущества, чтобы в своем человечьем мире уподобиться великому. Отсюда и захватнические политики могущественных тиранов, отсюда и желание править миром или же дорваться до менее значительной формы власти, но быть в своем огороде императором и требовать беспрекословного повиновения.
YY
YY Людей с самого их появления на Свет Божий волновал вопрос — каково предназначение человека в этом мире, зачем его создал Господь? Лучшие умы стремились найти достойный ответ, познать не только самое себя, но и разгадать тайны мирозданья, понять божественную сущность Всевышнего.
YY
YY Со временем ценители мудрости основали и свою науку — философию, которая была призвана суммировать человеческие знания об устройстве Вселенной и самом человеке. Из века в век философы и ученые кропотливым трудом добывали из первозданного хаоса крупицы истин, ложных и настоящих. Все эти изыскания находили свое место на страницах многотомных философских и научных трудов, давая следующим поколениям богатую пищу для размышлений. Но, тем не менее, еще задолго до появления философии существовала Каббала. Происхождение ее и по сей день покрыто мраком неизвестности.
YY
YY Попытки объяснить необъяснимое, найти начало всех начал и обуздать природу заложены в человеческой натуре. И человек редко вспоминает о своей ущербности относительно Всевышнего. Истина отдана на поругание человеческому разуму, выискивающему причинно-следственные связи. Пожалуй, есть доля истины в том, что Адам, вкусив от древа познания, лишился душевного спокойствия и получил, помимо божественного гнева, весь конгломерат нелогичных чувств, которые и тяготеют над нами все наше короткое земное существование. Люди смертны, но тщеславны. Амбиции и одержимость являются двигателем прогресса и даруют новые открытия.
YY
YY Никого давно уже не смущает и тот факт, что эзотерика в основе своей — знание тайное, доступное исключительно избранным, и, следовательно, общедоступность ей претит, иначе это знание утрачивает свой сакральный и сокровенный смысл. Здесь и сейчас речь пойдет об учении, которое более всего влияло на развитие мистических и магических учений на протяжении многих столетий. Это одна из составляющих современных мистических и философских течений — Каббала. Оная наука давно окружена ореолом легендарности и таинственности. Каббала — неотъемлемая часть иудаизма, и прежде всего это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы.
YY
YY Каббала в представлении человека всегда была синонимом тайны. Во всех поколениях еврейские мудрецы соблюдали необыкновенную осторожность, выбирая того, кто достоин и способен принять ученичество. Каббалисты опасались, что их учение попадет в руки бесчестных людей, обладающих достаточным природным умом, чтобы использовать в своих целях полученное знание. Здесь Каббалу можно сравнить с атомной энергией — когда этот огромный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит весомую пользу, но если его выпустить из-под надзора — превратится в неуправляемую разрушительную силу, способную принести множество бедствий.
YY
YY Правда, в русском языке это слово приобрело еще и негативный оттенок, но виной тому этимология: в арабском «кабала» означает «долг», «обязательство», в иврите же это слово образовано от «лекабель», что переводится как «передача», «получение». Каббалой называется тайный комментарий к Торе, скрытое знание, передающееся от учителя к ученику особым образом — «из уст в уста», «пэ ле пэ». Согласно традиции, будучи внутренней частью Торы, Каббала спустилась в мир с Синайской горы вместе с Моше (прим. в 1400 г. до н. э.), который, как известно, разговаривал там с Создателем «лицом к лицу» в течение сорока дней. После чего стал обладать знанием всех тайн мира и записал их в виде конспекта в пяти книгах, известных как Тора, или «Пятикнижие». Этот конспект, безусловно, требовал комментария, который Моше передавал устно всем желающим. А после его смерти информация стала переходить от мудреца к мудрецу по цепочке поколений. Та часть комментария, которая имела отношение к этическим и законодательным нормам, сложилась впоследствии в Талмуд, остальные же пояснения, раскрывающие тайны мироздания, собственно те, что назывались Каббалой, еще долго оставались скрытыми.
YY
YY Историю Каббалы традиция неразрывно связывает с историей самого человечества, утверждая, что зачатки ее появились на свет вместе с первым человеком — Адамом, но после были отобраны разгневанным Богом. И по сей день Каббала порождает многочисленные споры среди своих приверженцев и последователей. Дело в том, что ученые-исследователи не считают Каббалу древней наукой, по их мнению, она является новым учением, возникшим в XII—XIII вв. в Испании и Палестине. Собственно, и те, и другие имеют полное право высказывать свое мнение, и, более того, суждения их снабжены четкой логической концепцией. Вопрос о вручении пальмы первенства той или другой стороне — не рассматривается, поскольку необходимая для этого точка временного отсчета сокрыта от нас сенью тысячелетий.
YY
YY Тем не менее, до нас дошло много каббалистических книг. Наиболее известны самые древние из них — «Йецира» и «Зоар».
YY
YY «Зоар» (ивр. — сияние) имеет особый статус и до сих пор почитается книгой книг среди всей каббалистической литературы. Написана она, по преданию, во II в. н. э, и судьба ее загадочна. Ибо затем, в XIII в. , рабби Моше Де Лион нашел эту книгу в Испании на арабском рынке, где бесхитростные мавры заворачивали в страницы бессмертного труда свою некошерную еду. О месте, занимаемом ею в истории Каббалы, можно судить по тому факту, что на протяжении нескольких столетий она признавалась каноническим писанием, стоящим в одном ряду с Библией и Талмудом. Хотя такого положения она добилась не в одночасье. Понадобилось две сотни лет, чтобы вознести «Зоар» от сравнительной безвестности к столь высокому положению.
YY
YY Книга создана в стиле псевдоэпиграфа, написана от имени рабби Шимона бар Йохая и выдержана в манере мистического романа. Автор рисует рабби и его сына Элазара, которые, по преданию, скрывались от римлян в пещере, где и создавался этот труд. Бар Йохай ведет беседы с друзьями и учениками на всевозможные общечеловеческие и божественные темы. Книга насыщена токованиями библейских текстов. Сложно судить об авторстве «Зоара». С появлением библеистики, которая стала рассматривать библейские тексты с точки зрения ученых, а не верующих людей, нашлось множество исторических несоответствий.
YY
YY Вот что говорит о появлении книги «Зоар» одна из гипотез, которой придерживаются сами каббалисты. Автор книги «Зоар» Рашби (Рабби Бар Йохай) родился в середине 2-го века н. э. Он был учеником таны (особого мудреца поколения) рабби Акивы. Когда за распространение Каббалы его учитель был заключен римлянами в тюрьму, Рашби должен был в течение 13 лет скрываться в пещере. Долгие годы отшельничества в пещере помогли ему и его девяти ученикам, находившимся вместе с ним все это время, познать корни всего мироздания. Свое исследование духовного мира они изложили в книге «Зоар» (примерно в 120 г. н. э). Но для того, чтобы записать всю информацию о духовном мире и его постижении, рабби Шимон был обязан изложить ее в засекреченном виде, поскольку его поколение по своему развитию еще не было готово к принятию этого знания. Поэтому он попросил изложить его мысли своего ученика рабби Аба, который мог передавать духовные знания иносказательно.
YY
YY В целом, эта книга исполнена метафор и аллегорий и изобилует парадоксальными высказываниями с многоуровневым подтекстом. Она требует от читателя пробуждения разума.
YY
YY {Вначале Раби Шимон открыл, ростки показались в земле, ростки — это действие творения. Показались в земле, когда, в день третий, сказано: «И произрастит земля», тогда показались в земле. Время пения пришло, это день четвертый, в который было укорачивание, от света хасадим. Голос горлицы, это день пятый, где написано: «Воскишит вода и пр. », произвести потомство. Слышно, это день шестой, где написано: «Встанем, сотворим человека», и сказано там: «Сделаем и услышим». В нашей стране, это день Субботний, что он подобен стране жизни.}
YY
YY Основная идея книги сводится к тому, что Бог есть свет, сгусток света, и частица этого божественного света заложена в каждом из нас. Основная идея книги гласит, что мир был создан через свет. Бог создал мир потоком свой собственной энергии, изливающейся на землю в виде бесконечного Божьего света — своеобразные световые импульсы. Семь дней творенья, семь ступеней, семь импульсов, которые на иврите называются сфирот. История грехопадения рассматривается в книге «Зоар» аллегорически. В ней говорится, что Адам не был человеком, таким как мы, простые смертные. Он был сосудом, исполненным божественного света. В момент же грехопадения сосуд разбился, и осколки его разлетелись по всему свету. С этого момента мир разделился на верхний и нижний. Сфирот зла, нижнего мира, каббалисты именуют клиппот, от слова клип — шелуха. Человек же должен через молитву и праведность стремиться вернуть своей душе божественный свет, собрать как можно больше этих потерянных осколков от первозданного сосуда.
YY
YY {В это время встали все участники. Встал раби Шимон, а его свет поднимался до небосвода. Сказал ему Машиах: «Раби, счастлив ты, что твоя Тора поднимается в 370 лучах света, и каждый луч делится на 613 лучей (свойств), поднимающихся и окунающихся в реки святого Афарсэмона. А Творец подтверждает и подписывает Тору твоего собрания, собрания Хизкия, царя Егуды, и собрания Ихия Ашилони».}
YY
YY Более поздняя книга «Йецира» (ивр.— «Книга творения») датируется VIII или IХ вв.«Сефер йецира», или «Книга Творения», основополагающий для еврейской мистической традиции трактат, представляет собой комментарий к 1-й главе книги Бытия. В этом небольшом, но чрезвычайно емком сочинении содержится оригинальное учение о творении мира, времени и человека посредством букв еврейского алфавита и десяти мистических чисел-сфирот. Говоря о стиле трактата, исследователи отмечают, что, возможно, именно его лаконизмом и некоторой таинственностью объясняется постоянный интерес к этой книге еврейских философов и каббалистов, а впоследствии и некоторых христианских мистиков. Свыше тысячи лет ее истолковывают самыми разнообразными способами; весьма противоречивыми оказались и результаты многочисленных научных исследований этого текста, проведенных в XIX и ХХ вв.
YY
YY На протяжении столетий «Сефер йецира» служила важнейшим и наиболее авторитетным источником, излагающим вопросы космогонии, буквенной мистики и магии (в частности, на ее тексте были основаны техники создания искусственного человека — голема). В конце ХV в. трактат был переведен на латынь и приобрел широкую известность и популярность среди христианских мистиков и каббалистов эпохи Ренессанса. Он занял особое место в ряду европейских трактатов, посвященных созданию искусственных антропоидов — алхимических гомункулов и механических кукол. Именно эта книга послужила основой для оккультизма и создания фантастической Каббалы, на основе которой возникли религиозно-мистические христианские учения.
YY
YY Тем не менее, «Сефер Йецира» утверждает, что сама Тора есть по сути развернутая аллегория имени бога. Мир сфирот в ее понимании — это сокрытый мир языка, через который Бог обозначил сам себя. Числа и буквы — именно они являются представителями той тайной силы, посредством которой Бог творил мир.
YY
YY Именно «Сефер Йецира» послужила источником лингвистического мистицизма и шарлатанских течений, а также увлечения магией. Ее содержание поняли слишком буквально. Будто, переставляя буквы в Торе, человек способен найти то самое слово, которое способно творить.
YY
YY § 1
YY
YY 22 буквы основания, три матери, семь двойных и 12 простых; три матери алеф, мем, шин, основание их, чаша чистоты и чаша обязанности и язык закона (откровения), преклоняющийся между ими обоими.
YY
YY § 2
YY
YY 2 буквы, Он изобразил их, начертал их, взвесил их, переменял их, сплавил их, заключил в них душу всего созданного и всего приготовленного к созданию.
YY
YY § 3
YY
YY 22 буквы основания, изображенные голосом, подчертываемые духом, укрепляемые устами, пятью местами: алеф-хейт-хей-айн, бейт-вав-мем-фе, гимел-йод-каф-коф, далет-тейт-ламед-нун-тав, зайн-самех-шин-реш-цади.
YY
YY § 4
YY
YY 22 буквы основания, укрепленные в круге к 231 вратам, и вращается круг вперед и назад, и вот знак его в слове: в добром не выше айн-нун-гимел (радость) и в зле не ниже нун-гимел-айн (мучение). Так взвешивал и переменял Он их, алеф со всеми ими, и всех их с алеф; бейт со всеми ими, и всех их с бейт, и вращается круг; выходит, что все созданное и все реченное сотворено единым именем. [Путем сочетания пар букв из 22-буквенного алфавита получается 231 сочетание — «231 Врата»]
YY
YY Европейцы с радостью переняли теорию о том, что реальность можно создавать посредством языка и магии чисел. Благо еще Пифагор в свое время положил начало математическим изысканиям с целью упорядочения мирозданья. И вот, переняв у Каббалы цифровое значение букв и кое-как приспособив его к латинскому языку, алхимики и искатели приключений пошли в наступление. Более того, со временем стали появляться и другие каббалистические источники, принадлежащие перу самих последователей христианской каббалистики.
YY
YY Можно спорить о том, являются ли современные ценители общедоступной Каббалы носителями какой-либо истины или нет, можно подводить философские тезисы и базисы под европейский мистицизм. Но нельзя забывать, углубляясь с головой в какое-либо новое учение, обещающее спасение всего человечества в целом или власть над миром, о первоисточниках.
YY
YY Кто не знает Папюса? Даже ленивый хоть раз да заглядывал в его фолианты, исписанные столь загадочными рецептами. Или же великий мистик Алистер Кроули, тоже весьма знаменитая фигура. Вряд ли сейчас можно с точностью определить, заблуждались они или же были авантюристами. Но мало кому из них приходило в голову, что, если и брать на веру утверждения о том, что в тексте Библии таится картина сотворения мира, то как быть с переписчиками, которые на протяжении столетий кропотливо размножали этот памятник религиозно-философской мысли. Они без злого умысла вносили коррективы в святые истины. И как теперь отыскать первоначальный вариант, взятый с моисеевых скрижалей?
YY
YY Нам,детям двадцать первого века, когда библеистика окончательно и бесповоротно указала место и пророкам, и писаниям, стоит поискать золотую середину и не ударяться в поиски истины по первому призыву. А главное, помнить, что служение музам, как Богам, не терпит суеты.


В ответ на отзыв:
Марго Зингер
<без названия>
Да ничего выдающегося, просто популярно пояснить что такое каббала, поведать о каббалистах хотя бы в общих чертах, разграничить еврейское учение и средневековые перлы, а еще разъяснить желающим, почему Лайтман и Ко это несерьезно.


Отзыв:


я так понимаю, что Ваша статья как раз и начинает популярно пояснять что такое каббала, поведать о каббалистах хотя бы в общих чертах?


раздел:
0
прочтений:
938


Отзывы на этот отзыв:
►►►►►►►►2009-10-18 19:02:55 Марго Зингер
aa
Не, статья появилась раньше. Тогда еще эта тема не всплывала.
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.