Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-03-28 09:13:05
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка



Стиль. Диаграмма Вл.Лёна
Предлагаю один из разделов ( как мне кажется, наиболее интересный), обширной статьи, опубликованной мной под названием "Особенности стихосложения. Общие места." на сайте проза.ру http://www.proza.ru/2010/11/03/1439
7. Стиль.

Определим стиль, как способ организации материала. Одновременно с восприятием произведения искусства понимается и воспринимается его стиль. К восприятию стиля нужно приспособиться, и для этого нужно некоторое время и определённые усилия.
Только поэтому смешение стилей в одном произведении нежелательно. Части, написанные в разных стилях, как правило, воспринимаются порознь. Хотя это может даже делаться и намеренно, чтобы отделить эти части друг от друга.
Стиль способствует отображению, поддерживает его. Но, на мой взгляд, стиль следует отличать от способа отображения. Стиль локализован в материале, а способ отображения связан с соотнесением предмета и материала.
К определению стиля, как способа организации материала, тесно примыкает принятое в литературоведении понятие просодии - системы стихосложения, куда входят система стихотворного размера, нормы, образцы и идеалы стиха, а также аспекты, связанные с воспроизводством просодии - организация публикаций и критика / см. Владислав Лён "Древо русского стиха"/. В этой статье В.Лён говорит о "поле" русского стиха, которое можно понимать, как поле стиля, в соответствии с нашим определением стиля. Даю слово Владиславу Лёну ( с небольшими сокращениями ):
// Для типологизации стиха как такового в отношении его "материала-формы-содержания", а также - включающих его просодий было построено "поле" русского стиха. В этом поле, для простоты представленном декартовой системой координат < уж лучше бы Лён это слово не произносил, он-то закончил мехмат МГУ, тогда как наши уважаемые филологи при слове "декартовой" отпадают, да ещё "для простоты" - издевается что ли? Вот Дмитрий Кузьмин, а у него тоже есть очень интересные статьи по этой теме, по собственному его признанию, ничего не понял - Д.М.>, по трём осям были отложены "материал", "форма" и "содержание" стиха. Тогда каждая просодия (а также - школа, группа и т.п.) заняла своё особое место и в соответствии с этим местом получила особый маркер (знак)...
Для целей типологизации просодий достаточно рассмотреть в этом пространстве одну плоскость "материал - форма" < диаграмму Вл.Лёна с другими значками, взятыми применительно к содержанию данной статьи, см. в её начале - Д.М.> здесь по осям возрастает соблюдение силлабо-тонической нормы в классических размерах русского стиха < ось - форма > и < ослабление > языковой нормы (синтаксис-семантической) - материал стиха представлен, как известно, прежде всего языковым материалом. < Ослабление языковой нормы соответствует возрастанию "бреда", поэтому на нашей диаграмме вверх направлена ось под таким названием - Д.М.>
Если разбить эту плоскость на четыре квадранта, то в левый верхний квадрант попадут стихи с полностью разрушенной (метрической, строфической и т.п.) формой с большими нарушениями семантики и синтаксиса русского языка... В правый верхний квадрант попадут стихи "правильной" формы, например, четырёхстопный ямб в катренах, но с нарушениями семантики и синтаксиса, в левый нижний квадрант - стихи с разрушенной формой, в пределе - верлибр, но семантически и синтаксически правильные по языковому своему материалу, и, наконец, в правый нижний квадрант - стихи, правильные и по норме литературного языка, и по формальной норме.
Таким образом, на плоскости "материал-форма" в неявном виде ведена метрика, и каждое стихотворение, как и просодия в целом (а также - школа стиха, группа и т.п.) получают в этой плоскости своё, фиксированное и маркированное место // конец цитаты. Далее Лён расставляет значки, и показывает, что современные авторы интенсивно пишут во всех четырёх квардантах.
Сделаем дополнение. Давайте проведём на диаграмме Лёна диагональ снизу,слева - вверх,вправо и назовём её границей читательского понимания. В самом деле, развитая форма стиха, с совершенной атрибутикой ( ритмикой и рифмами) затуманивает семантику до такой степени, что читателем бред не отторгается ни в виде плотной тропеической речи, ни в виде незамкнутых метафор, ни в виде грамматически разорванных ассоциаций. Всё, что ниже диагонали читателем воспринимается. Взгляните, от классики вверх - образный стих, правее его - конструктивизм, с его использованием атрибутов стиха в качестве несущих семантику конструкций, выше - стих ассоциативный, и в самом верху справа - почти не несущий семантики поэтический дизайн. Мы проследили правую ветвь современной поэзии. А вот её левая ветвь: от классики влево - белый стих, ещё левее - верлибр, выше их - не всеми понимаемый модерн, который, кстати, чувствует дефицит формы и восполняет его зрительным членением текста, приём, который использовал и конструктивизм. Вот пример модернизма, взятый из статьи Дмитрия Кузьмина "Русская поэзия в начале XXI века":

ooooooooooooooo Наталия Азарова
ooooooooooooooo
хризантема
oo харизма
oooo затем
ooooo храм
oooooo за-ним
oooooo тема:
ooooooooooooooooooooo осмелюсь-ли
ooooooooooooooooooooo выпустить-корни
ooooooooooooooooooooo в
ooooooooooooooooooooo хлор?
ooooooooooooooooooooooooooooo неочищенный
ooooooooooooooooooooooooooooo неосвящённый
ooooooooooooooooooooo хором
ooooooooooooooooooooo не
ooooooooooooooooooooo повторяя
ooooooooooooooooooooo смерть?
------------

Венчает левую ветвь несравненный Геннадий Айги, чьё творчество в интернете не восхвалял, или не поносил, разве что ленивый. По диаграмме видно, что его просодия находится в недосягаемой для читательского понимания зоне, названной Вл.Лёном областью экспериментальной поэзии.

Маленький практический совет-наблюдение.
Если Вам хочется в своём творчестве двигаться по диаграмме вверх, от правильной грамматики ко всё более проступающей семантике то:
- удалите заглавные буквы, сперва в начале строк, а потом - вообще
- удалите знаки препинания
- не обращайте внимания на падежи и склонения
- соединяйте слова дефисом, или просто соединяйте их.

Можно спросить, а зачем стремиться вверх и увеличивать количество бреда в тексте? Стремление вверх, "остранение" - делание странным текста всеми средствами, а не просто нарушением грамматических и стилистических норм русского языка, использование тропов и фигур поэтической речи служат одной цели - уйти от прямо понимаемой семантики. Создать произведение искусства, в котором отображение не было бы семантическим, а стало бы в итоге шире как раз в семантическом плане, и многозначно интерпретируемым.
Вся поэзия целиком, в силу использования поэтического языка, находится на диаграмме Лёна выше, чем стихи в стиле "говорения в рифму" бытовым языком, примеры которых можно найти и на сайте стихи.ру и даже в успешных современных публикациях ( в тех, в которых смачное содержание привлекает к себе читателей). Хотя почему бы и нет? Почему бы и не "поговорить в рифму", ведь рифма сама по себе делает текст странным и поднимает его. Старайтесь только, чтобы рифма была хорошей и стихи было приятно читать, а не только пускать слюни по поводу содержания.

Движению влево очень способствует написание текста одной строкой, так рифмы становятся менее заметными, Ваш текст становится более прозаичным но зато "бред", если он есть в тексте - более очевидным.
Этот приём используют тогда, когда хотят обратить внимание читателя прежде всего на семантику ( так написаны, например, "Письма счастья" Дмитрия Быкова), а рифмы читателя несколько отвлекают. Получается как бы игра наоборот - в стихе, разбитом на строки, читатель ищет семантику, а в стихе, записанном одной строкой, ищет рифму. Игра всегда занимательна, ещё и поэтому стихи читать интересно.
Вряд ли оправдана запись в одну строку текста, насыщенного тропами.
Не забывайте, что Вы движетесь к той границе, за которой Вас не поймут.

Признаюсь, найдя статью Вл.Лёна, я очень обрадовался согласию того, что там сказано, с моими собственными соображениями.

что это такое?

раздел:
обсуждения
прочтений:
1302


Отзывы:
2010-11-10 11:55:26 Хмурый Выпь
aa
Признаться, поначалу мне показалось, что сам этот текст располагается в северо-западном углу декартова тропа, где-то рядом с Айги (точнее,с местом, которое автором приписывается Айги). Впрочем, оказалось, что под внешним сумбуром изложения просматривается семантика, причем довольно прямолинейная, как декартова ось. Я с ней не во всем согласен (с семантикой, оси согласия не спрашивают), но отдаю должное безнадежной смелости автора. То есть изложеннная точка зрения, на мой взгляд, идеальна в качестве начальной точки некоего случайного блуждания по некошенным поэтическим полям. Поэтому с удовольствим поддаюсь на эту изысканную провокацию. [...]

►►2010-11-10 20:43:40 Дмитрий Маштаков
aa
Спасибо за столь пространный комментарий. С мнением насчёт некошенных полей совершенно согласен. Поэтому и предпринял попытку как нибудь разобраться в том, как люди пишут, и чем они это объясняют. Здесь представлен один из заключительных разделов пространной статьи о философских основах поэзии, как части искусства. Я был бы очень признателен, если бы заинтересовавшиеся этим люди прочли бы всю статью, и оставили бы там, а если Вы не зарегистрированы на проза.ру, то можно и здесь, свои замечания в духе этого комментария. Текст не окончательный, и я буду пытаться прояснить свою точку зрения, и готов её корректировать. [...]

2010-11-10 20:45:01 Граф Оман
aa
А знаете, тема сугубо интересная. Хочется процитировать Михаила Гаспарова, который считал, что "когда от семантики слова остается только смутный ореол, то на первый план выступает фонетический, звуковой образ слова, в свою очередь напрашивающийся на семантизацию — может быть, совсем иную". Мысль высказана по поводу поэтических реалий начала ХХ века, а актуальной остается и в нашем случае :)

►►2010-11-10 21:01:21 Дмитрий Маштаков
aa
"...совсем иную", ту, которую иногда невозможно выразить словами - "несказАнное", как любил говорить А.Блок. Поэтический флёр - вещь, от которой кружится голова!
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.