Конституция СВОДОНЕБ СВОДОНЕБ
крайняя_колонка_бугага

Авторы
Тексты
Комментарии

Вернуться к списку:

Автору:

Сейчас по Гринвичу:
2024-04-23 20:00:12
На сайте:

Недавно посетили:

Сейчас
в Чухломе и Кологриве:

В Яунпиебалге и Бобруйске:

В Акюрейри и Уагадугу:


крайняя_колонка


Произведение:
Школа дураков
Абрам Терц. Прогулки с Пушкиным.
Llllllll <…>При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чем его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе. Помимо величия, располагающего к почтительным титулам, за которыми его лицо расплывается в сплошное популярное пятно с бакенбардами,- трудность заключается в том, что весь он абсолютно доступен и непроницаем, загадочен в очевидной доступности истин, им провозглашенных, не содержащих, кажется, ничего такого особенного (жест неопределенности: "да так... так как-то всё..."). Позволительно спросить, усомниться (и многие усомнились): да так ли уж велик ваш Пушкин, и чем, в самом деле, он знаменит за вычетом десятка-другого ловко скроенных пьес, про которые ничего не скажешь, кроме того, что они ловко сшиты?
Llllllll ...Больше ничего
Llllllll Не выжмешь из рассказа моего,
Llllllll - резюмировал сам Пушкин это отсутствие в его сочинении чего-то большего, чем изящно и со вкусом рассказанный анекдот, способный нас позабавить. И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу. <…>
////// Легкость - вот первое, что мы выносим из его произведений в виде самого общего и мгновенного чувства. Легкость в отношении к жизни была основой миросозерцания Пушкина, чертой характера и биографии. Легкость в стихе стала условием творчества с первых его шагов. Едва он появился, критика заговорила о "чрезвычайной легкости и плавности" его стихов: "кажется, что они не стоили никакой работы", "кажется, что они выливались у него сами собою" ("Невский Зритель", 1820, № 7; "Сын Отечества", 1820, ч. 64, № 36) <…>
Bbbbbbb Пушкин был щедр на безделки. Жанр поэтического пустяка привлекал его с малолетства. Научая расхлябанности и мгновенному решению темы, он начисто исключал подозрение в серьезных намерениях, в прилежании и постоянстве. В литературе, как и в жизни, Пушкин ревниво сохранял за собою репутацию лентяя, ветреника и повесы, незнакомого с муками творчества.
Bbbbbbb Не думай, цензор мой угрюмый,
Bbbbbbb Что я беснуюсь по ночам,
Bbbbbbb Объятый стихотворной думой,
Bbbbbbb Что ленью жертвую стихам...
Llllllll Все-таки - думают. Позднейшие биографы с вежливой улыбочкой полицейских авгуров, привыкших смотреть сквозь пальцы на проказы большого начальства, разъясняют читателям, что Пушкин, разумеется, не был таким бездельником, каким его почему-то считают. Нашлись доносители, подглядевшие в скважину, как Пушкин подолгу пыхтит над черновиками. <…>
Lllllllllll Естественно, эта ветреность не могла обойтись без женщин. Ни у кого, вероятно, в формировании стиля, в закручивании стиха не выполнял такой работы, как у Пушкина, слабый пол. Посвящённые прелестницам безделки находили в их слабости оправдание и поднимались в цене, наполнялись воздухом приятного и прибыльного циркулирования. Молодой поэт в амплуа ловеласа становился профессионалом. При даме он вроде как был при деле….
Kkkkkkkk На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох. Эротика была ему школой - в первую очередь школой верткости, и ей мы обязаны в итоге изгибчивостью строфы в "Онегине" и другими номерами, о которых не без бахвальства сказано:
Kkkkkkkk Порой я стих повертываю круто,
Kkkkkkkk Всё ж видно, не впервой я им верчу.
Kkkkkkkk Уменье вертеть стихом приобреталось в коллизиях, требующих маневренности необыкновенной, подобных той, в какую, к примеру, попал некогда Дон-Жуан, взявшись ухаживать одновременно за двумя параллельными девушками. В таком положении хочешь - не хочешь, а приходится поворачиваться.
Kkkkkkkk Или - Пушкин бросает фразу, решительность которой вас озадачивает: "Отечество почти я ненавидел" (?!). Не пугайтесь: следует - ап! - и честь Отечества восстановлена:
Kkkkkkkk Отечество почти я ненавидел
Kkkkkkkk Но я вчера Голицыну увидел
Kkkkkkkk И примирен с отечеством моим.
Kkkkkkkk И маэстро, улыбаясь, раскланивается.
Lllllllllll Но что это? Егозливые прыжки и ужимки, в открытую мотивированные женолюбием юности, внезапно перенимают крылья ангельского парения?.. Словно материя одной страсти налету преобразовалась в иную, непорочную и прозрачную, с тем, однако, чтобы следом воплотиться в прежнем обличье. Эротическая стихия у Пушкина вольна рассеиваться, истончаться, достигая трепетным эхом отдаленных вершин духа (не уставая попутно производить и докармливать гривуазных тварей низшей породы). Небесное созданье, воскресив для певца "и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь", способно обернуться распутницей, чьи щедроты обнародованы с обычной шаловливой болтливостью, но и та пусть не теряет надежды вновь при удобном случае пройти по курсу мадонны.
Llllllllllll Не потому ли на Пушкина никто не в обиде, а дамы охотно ему прощают нескромные намеки на их репутацию: они - лестны, они - молитвенны...
Kkkkkkkk Пушкину посчастливилось вывести на поэтический стриптиз самое вещество женского пола в его щемящей и соблазнительной святости, фосфоресцирующее каким-то подземным, чтоб не сказать - надзвездным, свечением (тем - какое больше походит на невидимые токи, на спиритические лучи, источаемые вертящимся столиком, нежели на матерьяльную плоть). Не плоть - эфирное тело плоти, ея Психею, нежную ауру поймал Пушкин, пустив в оборот все эти румяные и лилейные ножки, щечки, персики, плечики, отделившиеся от владелиц и закружившиеся в независимом вальсе, "как мимолетное виденье, как гений чистой красоты".
Kkkkkkk Пушкинская влюбчивость - именно в силу широты и воспламеняемости этого чувства - принимает размеры жизни, отданной одному занятию, практикуемому круглосуточно, в виде вечного вращения посреди женских прелестей. Но многочисленность собрания и любвеобилие героя не позволяют ему вполне сосредоточиться на объекте и пойти дальше флирта, которым по существу исчерпываются его отношения с волшебницами. Готовность волочиться за каждым шлейфом сообщает поползновениям повесы черты бескорыстия, самозабвения, отрешенности от личных нужд, исправляемых между делом, на бегу, в ежеминутном отключении от цели и зевании по сторонам. Как будто Пушкин задался мыслью всех ублажить и уважить, не обойдя своими хлопотами ни одной мимолетной красотки, и у него глаза разбегаются, и рук не хватает, и нет ни времени, ни денег позаботиться о себе. В созерцании стольких ракурсов, в плену впечатлений, кружащих голову, повергающих в прострацию, он из любовников попадает в любители, в эрудиты амурной науки, лучшие блюда которой, как водится, достаются другим. <…>
Kkkkkkkk Эротика Пушкина, коли придет ей такая охота, способна удариться в путешествия, пуститься в историю, заняться политикой. Его юношеский радикализм в немалой степени ей обязан своими нежными очертаньями, воспринявшими вольнодумство как умственную разновидность ветрености. Новейшие идеи века под его расторопным пером нередко принимали форму безотчетного волнения крови, какое испытывают только влюбленные. "Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуту верного свиданья". Вот эквивалент, предложенный Пушкиным. Поэзия, любовь и свобода объединялись в его голове в некое общее - привольное, легкокрылое состояние духа, выступавшее под оболочкой разных слов и настроений, означающих примерно одно и то же одушевление. Главное было не в словах, а в их наклонах и пируэтах.
Lllllllllllll Понятно, в этом триумвирате первенство принадлежало поэзии. Но если хоть в сотой доле верна сомнительная теория, что художественная одаренность питается излучением эроса, то Пушкин тому прямая и кратчайшая иллюстрация. К предмету своих изображений он подскакивал нетерпеливым вздыхателем, нашептывая затронувшей его струны фигуре: "Тобой, одной тобой..." А он умел уговаривать. "Еllе mе trоuble соmme unе раssion",- писал он о Марине Мнишек.- "Она меня волнует, как страсть".
Kkkkkkkkk Сопутствующая амурная мимика в его растущей любви к искусству привела к тому, что пушкинская Муза давно и прочно ассоциируется с хорошенькой барышней, возбуждающей игривые мысли, если не более глубокое чувство, как это было с его Татьяной. Та, как известно, помимо незадачливой партнерши Онегина и хладнокровной жены генерала, являлась личной Музой Пушкина и исполнила эту роль лучше всех прочих женщин. Я даже думаю, что она для того и не связалась с Онегиным и соблюла верность нелюбимому мужу, чтобы у нее оставалось больше свободною времени перечитывать Пушкина и томиться по нем. Пушкин ее, так сказать, сохранял для себя. <…>
Kkkkk Все темы ему были доступны, как женщины, и, перебегая по ним, он застолбил проезды для русской словесности на столетия вперед. Куда ни сунемся - всюду Пушкин, что объясняется не столько воздействием его гения на другие таланты, сколько отсутствием в мире мотивов, им ранее не затронутых. Просто Пушкин за всех успел обо всем написать.
Kkkkkk В результате он стал российским Вергилием и в этой роли гида-учителя сопровождает нас, в какую бы сторону истории, культуры и жизни мы ни направились. Гуляя сегодня с Пушкиным, ты встретишь и себя самого.
Kkkkkk ...Я, нос себе зажав, отворотил лицо.
Kkkkkk Но мудрый вождь тащил меня всё дале, дале
Kkkkkk И, камень приподняв за медное кольцо,
Kkkkkk Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.
Kkkkkk Больше всего в людях Пушкин ценил благоволение.
Kkkkkk
Kkkkkkk "Нет истины, где нет любви",- это правило в устах Пушкина помимо прочего означало, что истинная объективность достигается нашим сердечным и умственным расположением, что, любя, мы переносимся в дорогое существо и, проникшись им, вернее постигаем его природу. Нравственность, не подозревая о том, играет на руку художнику. Но в итоге ему подчас приходится любить негодяев. <…>
Kkkkk Любя всех, он никого не любил, и "никого" давало свободу кивать налево и направо - что ни кивок, то клятва в верности, упоительное свидание. Пружина этих обращений закручена им в Дон Гуане, вкладывающем всего себя (много ль надо, коли нечего вкладывать!) в каждую новую страсть - с готовностью перерождаться по подобию соблазняемого лица, так что в каждый данный момент наш изменник правдив и искренен, в соответствии с происшедшей в нем разительной переменой. Он тем исправнее и правдивее поглощает чужую душу, что ему не хватает своей начинки, что для него уподобления суть образ жизни и пропитания. Вот на наших глазах развратник расцветает тюльпаном невинности - это он высосал кровь добродетельной Доны Анны, напился, пропитался ею и, вдохновившись, говорит:
Kkkkk ...Так, разврата
Kkkkk Я долго был покорный ученик,
Kkkkk Но с той поры, как вас увидел я,
Kkkkk Мне кажется, я весь переродился.
Kkkkk Вас полюбя, люблю я добродетель
Kkkkk И в первый раз смиренно перед ней
Kkkkk Дрожащие колена преклоняю.
Kkkkk
Kkkkk Верьте, верьте - на самом деле страсть обратила Гуана в ангела, Пушкина в пушкинское творение. Но не очень-то увлекайтесь: перед нами вурдалак.
Kkkkkkk В столь повышенной восприимчивости таилось что-то вампирическое. Потому-то пушкинский образ так лоснится вечной молодостью, свежей кровью, крепким румянцем, потому-то с неслыханной силой явлено в нем настоящее время: вся полнота бытия вместилась в момент переливания крови встречных жертв в порожнюю тару того, кто в сущности никем не является, ничего не помнит, не любит, а лишь, наливаясь, твердит мгновению: "ты прекрасно! (ты полно крови!) остановись!" - пока не отвалится. <…>
Fffffffff Пир во время чумы! - так вот пушкинская формулировка жизни, приготовленной в лучшем виде и увенчанной ее предсмертным цветением поэзией. Ни одно произведение Пушкина не источает столько искусства, как эта крохотная мистерия, посвященная другому предмету, но, кажется, сотканная сплошь из флюида чистой художественности. Именно здесь, восседая на самом краю зачумленной ямы, поэт преисполнен высших потенций в полете фантазии, бросающейся от безумия к озарению. Ибо образ жизни в "Пире" экстатичен, вакханалия - вдохновенна. В преддверии уничтожения все силы инстинкта существования произвели этот подъем, ознаменованный творческой акцией, близкой молитвенному излитию. <…>
Ggggggg Судя по Пушкину, искусство лепится к жизни смертью, грехом, беззаконьем. Оно само кругом беззаконье, спровоцированное пустотой мертвого дома, ходячего трупа. "Погибшее, но милое созданье"...
;;;;;;;;;;;;;;; В утешенье же артисту, осужденному и погибшему, сошлемся на Михаила Пселла, средневекового схоласта: "Блестящие речи смывают грязь с души и сообщают ей чистую и воздушную природу"<…>
Kkkkkkkk В воспоминании - в узнавании мира сквозь его удаленный в былое и мелькающий в памяти образ, вдруг проснувшийся, возрожденный,- мания и магия Пушкина. Это и есть тот самый, заветный "магический кристалл". Его лучшие стихи о любви не любви в собственном смысле посвящены, а воспоминаниям по этому поводу. "Я помню чудное мгновенье". В том и тайна знаменитого текста, что он уводит в глубь души, замутненной на поверхности ропотом житейских волнений, и вырывает из забытья брызжущее, потрясающее нас как откровение "ты!" Мы испытываем вслед за поэтом радость свидания с нашим воскресшим и узнанным через века и океаны лицом. Подобно Пославшему его, он говорит "виждь" и "восстань" и творит поэтический образ как мистерию явления отошедшей, захламленной, потерявшейся во времени вещи (любви, женщины, природы - кого и чего угодно), с ног до головы восстановленной наново, начисто. Его ожившие в искусстве создания уже не существуют в действительности. Там их не встретишь: они прошли. Зато теперь одним боком они уже покоятся в вечности. <…>
Kkkkkkkk Вскоре, однако, ему и этого показалось мало: "Я не принадлежу к нашим писателям 18 века: я пишу для себя, а печатаю для денег, а ничуть не для улыбок прекрасного пола" (письмо к П. А. Вяземскому, 8 марта 1824 г.).
Kkkkkkkk На наших писателей прошлого века здесь возведен поклеп. Те когда и писали для улыбок прекрасного пола, то в основном - коронованного. Литературу тогда ведь больше курировали императрицы. Другое дело Пушкин, сколотивший на женщинах состояние, нашедший у них и стол и дом. Давно ли было: "для вас одних"? Давно ли он распинался: "Поэма никогда не стоит улыбки сладострастных уст"? И вот все улыбки по боку (верь ему после этого). "Для себя и для денег". Ишь скряга.
Lllllllllllll Деньги ему действительно были нужны позарез. Но, помимо материальной поддержки, они, как и женщины, выполняли роль укрытия, благонамеренной ширмы. В одном полуофициальном письме Пушкин именует свои писательские занятия "отраслью честной промышленности", обеспечивающей ему приличный доход. Промышленность - звучала солидно, пользовалась льготами, разумела свободное, частное предпринимательство. Под этой маркой он и развернулся, предпочтя прослыть коммерсантом, нежели кому-то служить. Он во всю торговал рукописями, лишь бы не продавать вдохновение. <…>
Kkkkkkkk Мы видим, как, подменяя одни мотивы другими (служение обществу женщинами, женщин - деньгами, высокие заботы - забавой, забаву предпринимательством), Пушкин постепенно отказывается от всех без исключения, мыслимых и придаваемых обычно искусству, заданий и пролагает путь к такому - до конца отрицательному - пониманию поэзии, согласно которому та "по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме себя самой". Он городит огород и организует промышленность, с тем чтобы весь его выработанный и накопленный капитал пустить в трубу. Без цели. Просто так. Потому что этого хочет высшее свойство поэзии.
Kkkkkkkkk У чистого искусства есть отдаленное сходство с религией, которой оно, в широкой перспективе, наследует, заполняя создавшийся вакуум новым, эстетическим культом, выдвинувшим художника на место подвижника, вдохновением заместив откровение. С упадком традиционных уставов, оно оказывается едва ли не единственной пристанью для отрешенного от мирской суеты, самоуглубленного созерцания, которое еще помнит о древнем родстве с молитвой и природой, с прорицанием и сновидением и пытается что-то лепетать о небе, о чуде. За неимением иных алтарей искусство становится храмом для одиноких, духовно одаренных натур, собирающих вокруг щедрую и благодарную паству. <…>
Kkkkkkkkkk Стремясь подобрать дефиниции эмоциональному состоянию, ведущему к научным открытиям (имеющим в данном случае больше сходства с искусством, как и состояние это - с поэтическим вдохновением), Альберт Эйнштейн пояснял, что оно напоминает религиозный экстаз или влюбленность: "непрерывная активность возникает не преднамеренно и не по программе, а в силу естественной необходимости" (письмо к Максу Планку, 1918 г.). Такое подтверждение пушкинских (да и многих других чистых поэтов) мыслей, посвященных той же загадке, слышать из уст ученого вдвойне приятно.
Kkkkkkkkkkk Не этому ли колебанию между религией и эротикой (а может быть, их сочетаниям в разных дозах и формах) мы обязаны сиянием, которое как бы исходит от лица художника и его творений, специфическим ароматом, душистостью (к чему так чувствительны, по пчелиному, женщины)? Состояние непроизвольной активности, вечной, беспредметной влюбленности, счастливой полноты совмещается у поэтов с монашеской жаждой покоя, внутренней сосредоточенности, с изнурительным, ничему не внимающим, кроме своего счастья, постом. Сравните: конфликт с миром, разрыв с моралью, с обществом - и почти святость, благость, лежащая на людях искусства, их странная влиятельность, общественный авторитет. Пушкин! - ведь это едва не государственное предписание, краеугольный камень всечеловеческой семьи и порядка,- это Пушкин-то, сказавший: "Подите прочь - какое дело поэту мирному до вас!"? А мы не обижаемся, нам всем до него дело, мы признаем его чару над нами и право судить обо всем со своей колокольни.
Kkkkkk Чистое искусство - не доктрина, придуманная Пушкиным для облегчения жизни, не сумма взглядов, не плод многолетних исканий, но рождающаяся в груди непреднамеренно и бесцельно, как любовь, как религиозное чувство, не поддающаяся контролю и принуждению - сила. Ее он не вывел умом, но заметил в опыте, который и преподносится им как не зависящее ни от кого, даже от воли автора, свободное излияние. Чистое искусство вытекает из слова как признак его текучести. Дух веет, где хощет.
Kkkkkk И забываю мир - и в сладкой тишине
Kkkkkk Я сладко усыплен моим воображеньем,
Kkkkkk И пробуждается поэзия во мне:
Kkkkkk Душа стесняется лирическим волненьем,
Kkkkkk Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Kkkkkk Излиться наконец свободным проявленьем...
Kkkkkk
Kkkkkk Полный текст Андрея Синявского можно прочитать здесь: http://lib.rus.ec/b/55591/read
Kkkkkk
Kkkkkk


Отзыв:


«…трупы в пушкинском обиходе представляют собой первообраз неистощимого душевного вакуума, толкавшего автора по пути все новых и новых запечатлений…»
«Пушкин карикатурно, гиперболически мелочен – как Плюшкин, просадивший имение в трудах по собиранию мусора»
«… если не ездить в Африку, не удаляться в историю, а искать прототипы Пушкину поблизости, в современной ему среде, то лучшей кандидатурой окажется Хлестаков»
et cetera…

Казалось бы, трудно назвать книгу о Пушкине, в меньшей степени способной стать прологом к выражению восхищения… ))

Конечно, исследование Синявского и так «неоднократно подвергалось нападкам»…. Но это не повод к тому, чтобы его безоговорочно принять. Первое, что вызывает несогласие – название. Нет, не обнаруживается в нем никаких «прогулок с…», предполагающих какое-никакое двустороннее общение, беседу, хотя бы совместное молчание. Взгляд исследователя подчеркнуто, умышленно и далеко отстранен, это скорее «наблюдения за…».
Некоторое понимание книги, думается, возможно «на фоне обстоятельств», как личных, так и – в еще большей степени – общественных. Начиная с печально памятного 37-ого в СССР утверждается настоящий культ Пушкина. Празднование годовщины принимает масштабы почти пугающие, как заметил по этому поводу один из персонажей Зощенко, происходящее «заставляет наш жакт насторожиться». И ведь только, кажется, «скинули с корабля современности», как вновь возносится «главою непокорной» на высоту до того не виданную. Этот внезапный поворот «посмертной судьбы» был результатом масштабного изменения идеологического курса. Классическая литература, в частности, должна была восполнить духовный вакуум, образовавшийся в результате «отмены» религии. Благодаря «культу» классической литературы советской идеологии удалось реабилитировать, казалось бы, немыслимое с точки зрения материализма понятие духовности, отрицание которого грозило серьезными этическими, то есть практическими проблемами. В результате такого использования литературы (традиции которого берут начало в том же 19 веке) собрание ее классиков превращается в пантеон, где Пушкину отводится роль Юпитера.
Реакцией на превращение образа поэта в подобие бронзового идола «снизу» явился фольклор, с упоминания коего начинает Синявский, а со стороны интеллектуальной элиты рассматриваемая книга. Родственность импульса порождает родственность подхода, которую автор, впрочем, и не скрывает: образ, который он создает – в некоторой степени карикатура, шарж, анекдот. Анекдот Синявского, конечно, отличается от уличного. Разница состоит не только в несравнимом интеллектуальном уровне, но и в эмоциональной окраске: шутка Терца менее благодушна. Впрочем, возможно ли ожидать благодушия от человека, находящегося в местах заключения?
Среди примеров из творчества Пушкина, как кажется, не случайно заметное место занял в исследовании «Медный всадник»: Синявский и сам, подобно Евгению, затеял восстание против монумента. Он стремиться лишить образ, созданный советским литературоведением и пропагандой признаков величия – подавляющих размеров и статичности. Не случайно с самого начала книги постоянно подчеркивается легкость, подвижность, даже «вертлявость» как самого Пушкина, так и созданных им образов. Движение есть главный признак жизни, однако, подлинного «оживления статуи» так и не происходит. Настоящее живое движение инициируется «внутренним содержанием», однако наличие такого содержания является для исследователя, по крайней мере, проблематичным.
Внутренняя пустота Пушкина не просто констатируется Синявским со слов Е. А. Энгельгардта, ее «образ» создается путем фиксации внимания на внешних моментах, на описании поверхности явления. Явление как бы не скрывает за собой сущности. В результате Пушкин Терца лишен способности к рефлексии, самоанализу, к нему с трудом приложимы «душа», «совесть», даже «размышление». Воспоминания – вот все, что отводится внутреннему плану поэта, да и те до странности спонтанны и всплывают помимо воли их обладателя.
При отсутствии рефлексии Пушкин в интерпретации Синявского внутренне раздвоен: Поэт и человек сосуществуют параллельно, почти автономно. Для единого «я» не остается никакого места, а способность к самоанализу заменяется для Поэта отстраненным, вплоть до брезгливости, рассматриванием другой «ничтожной» половины. Человеческая же составляющая («нуль без палочки») целиком занята обустройством мелких дел.
Этот причудливый образ или конструкция, изображающая, по выражению самого Синявского, «многорукого идола», наделяется гипертрофированной неуемной подвижностью, она постоянно в «перебегании», «в буре жестов». При отсутствии внутреннего содержания, это вызывает вопрос – что удерживает в единстве и приводит в движение многочисленные составляющие? Каким образом описанные ветреность, женолюбие, суеверность, всеядность, аристократизм, тщеславие приходят в единство и порождают божественные стихи? Можно предположить, что Поэт приводит в движение человечка и заставляет его ловко строчить пером. Однако поэт у Синявского сравнивается с истуканом («Ужо тебе…!») и в руках его недвижна «каменная лира», а человечек выступает только в страдательном качестве, как объект наблюдения и жертва судьбы. Весь «состав существа», таким образом, может оживляться только извне, сторонним воздействием. Сила, одушевляющая и воздействующая на Пушкина - искусство. Оно наделяется Синявским некой субстанциальностью. Не автор, а искусство пользуется свободой и полной независимостью, оно навевает поэту-медиуму немеркнущие образы. Через умаление поэта литературовед проводит мысль неприемлемую для идеологических оппонентов, мысль о свободе искусства: свободе, в первую очередь, от художника.
Является «свободное искусство» романтическим мифом или реальностью – сказать трудно, литературоведение, во всяком случае, никогда не бывает свободно от идеологических, политических, религиозных пристрастий исследователя. И книга «Прогулки с Пушкиным» не является исключением из этого правила, она направлена против определенной идеологии и образ Пушкина, его творчество, высказывания играют роль во многом служебную. На первый взгляд, может показаться, что человек с коротким именем Абрам Терц выходит победителем из поединка с колоссом, что неугодная ему мифологема величия русского гения повержена. Однако, время вносит свои поправки в восприятие книги и убийственные с точки зрения прошлого века обвинения в пустоте, всеядности, в безликости и многоликости в век постмодернизма звучат, едва ли не хвалебно. Все эти приметы современного искусства приближают к нам знакомый со школы образ – из «золотого века» Пушкин неторопливой поступью колосса перешагивает в век ХХI. И под выдержками из дерзкой насмешливой книги Андрея Синявского мы вновь благоговейно и восхищенно выдыхаем: «Наше все!» – о поэте, позабыв о ее авторе.





раздел:
0
прочтений:
1054


Отзывы на этот отзыв:
►►2010-07-09 12:21:28 inki
aa
Мне кажется, сам по себе Пушкин был далек от таких литературоведческих танцев вокруг его имени, даже уже будучи призраком нашего всего.
Это отторжение от доставшей толпы позиционеров и обыкновенщиков, но отнюдь не чудесных, очень хорошо отразилось в "Домике Коломне"

Не стану их надменно браковать,
Как рекрутов, добившихся увечья,
Иль как коней за их плохую стать,
А подбирать союзы да наречья;
Из мелкой сволочи вербую рать. [...]

►►►2010-07-10 10:49:07 Ляля Цыпина
aa
Приятно внимание к моим попыткам теоретизирования)

Конечно, «был далек...», но, может быть, предвидел эту свистопляску)

У меня есть знакомый солидно «остепененный» филолог, который несколько раз анализировал и интерпретировал «Памятник». Он говорил, что закончив последнюю – четвертую по счету статью, наконец понял: главная строка этого стихотворения, обращенная к нему лично – последняя)))

►►►►►2010-08-10 00:10:39 zadoj
aa По поводу «Прогулок с Пушкиным» Терца и некоторой прямолинейности его истолкований
По поводу «Прогулок с Пушкиным» Терца и некоторой прямолинейности его истолкований
(Ляля Ципина – «Комментарий к отрывкам из текста А. Терца «Прогулки с Пушкиным» - http://www.svodoneb.ru/index.php?pagename=edit_texts&action=view&id=22964#mainanchor)


Вот ведь как забавна наша интеллигенция – при том, что она «до слез» серьезна, до «полного втемяшивания» поучительна, но не замечает, как ей «идет», как выражает ее «причинную суть» классическое определение: «Эй, ты там – в очках и шляпе!». Невозможно, наверное, найти «слово» [...]

►►►►►►2010-08-10 18:12:47 Граф Оман
aa
Ваши рассуждения очень интересны и поучительны. Конечно, во многом Вы правы. Да и Синявский написал о Пушкине удивительно хорошо (о настоящем Пушкине – а не о памятнике, который воздвигли в своих умах благодарные потомки).
А почему Вы считаете, что Пушкин не служил? Камер-юнкерский мундир он не жаловал, но от должности не отказался. Ну, а о его просьбах об отставке написано немало. От чего бы ему хотелось отставиться, если не от службы?
Спасибо Вам, что встали на защиту Абрама Терца, которого мы понимаем лучше, чем его критиков. Многих сбивает с толку форма изложения, за которой готовы увидеть [...]

►►►►►►►2010-08-10 20:54:55 zadoj
aa


Уважаемый "Граф Оман"!
Я, честно говоря, не уверен, что вам "достался" полный текст "моего Терца". Здесь он оборван "на самом интересном месте" - но вроде как "Крыса" опомнилась и где-то там "в кушерях" выдала "окончание" по цифирью "часть 2". "Где" - указать точно не могу (но сам видел), поскольку с трудом ориентируюсь в здешних "катакомбах" - да к тому же "поражен в правах" и не повсюду допущен. Я уже (тоже "где-то") давал ссылку на форум сайта "Антропология", где работа помещена полностью - да к тому же "в цвете", что по-моему делает [...]
страница 0
крайняя_колонка_бугага
Свод Законов
Канцелярская Крыса
Книга Жалоб
Миллион значений
Пан Оптикум
Помощь
рецензии
Школа дураков

Все права на опубликованные произведения принадлежат их авторам. Копирование, полное или частичное воспроизведение текстов без разрешения авторов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом об авторском праве. По всем вопросам, касающимся использования размещенных на сайте произведений просьба обращаться непосредственно к авторам, администрация сайта не уполномочена вести какие-либо переговоры от их имени.